Category: лытдыбр

Category was added automatically. Read all entries about "лытдыбр".

Рисунки с натуры в шато Ла Кост в Провансе

Должна признать, что благодаря моим художественным путешествиям у меня изменилось восприятие времени и пространства. Понимаю, что звучит странно, но вот вам небольшой пример. В этом году я была для весенних зарисовок в Провансе в феврале. У нас в это время температуры падали ниже нуля, над головой свисало бетонное небо и проливалось чем-то вязким, мокрым, серым. А в Провансе в это время цвёл миндаль, вишни и персики, распускались крокусы и гиацинты, и солнце грело уже совсем по-летнему. Потом когда у нас только-только стала просыпаться природа, пышно зацвели крокусы и нарциссы, я уехала на пленэр на север Германии - в Хузум. Помёрзла там слегка. Даже попала под дождь со снегом. Но с отъездом оттуда зима автоматически выключилась. Потому что дома, в Оберхаузене, наконец-то всё вспыхнуло облаками белых и розовых цветов. И теперь у меня такое странное чувство, что я - путешественник во времени. И мне в этом году дали насладиться весной вдвойне. Потому что ко мне она пришла два раза!

Эту работу сделала на треть с натуры в прованском шато Ла Кост. Работала так долго, как позволяло солнце и время. Потом уже спокойно закончила в студии по собственным референсам и эскизам.

Chateau La Coste, Provence

Collapse )

Так приятно, что когда я опубликовала её в Инстаграме, ко мне пришли сотрудники поместья и написали несколько тёплых слов о том, как им нравится эта работа. На заднем плане за сплетением веток притаился частный дом семьи, во владении которой сейчас находится шато. Вообще всё это место - один большой и любимый арт-проект его хозяев. Там даже прямо на входе можно полюбоваться гигантской скульптурой паука одной из моих кумиров - Луис Буржуа. Она была была невероятной энергии и харизмы женщина. Подобный паук мадам Буржуа стоит, к примеру в Токио.

Вообще с этим шато у меня уже в прошлую февральскую поездку были приключения. Мы обошли с подругой вокруг поместья и пристроились рисовать виноградники, жужжащий как пчела трактор и потрясающее дерево посреди охрового великолепия. (Я здесь показывала его.) Через некоторое время к нам подошёл очень хорошо одетый и вежливый молодой человек со словами, что, мол, мамò беспокоится, не заблудились ли вы. Потому что оказалось, что мы стояли уже на частной территории шато, куда туристам не разрешается заходить. Мы стали дико извиняться и паковать мольберты и карандаши, на что молодой человек всё так же вежливо заметил, что если мы художники, то можем оставаться. А потом ещё спросил, не принести ли нам что-то попить - колы там, или воды. На этой фразе я просто застыла от изумления - настолько меня поразило столь вежливое отношение. Вдруг вам интересно, у шато есть свой эккаунт в Инстаграме: @chateaulacoste Так можно следить за тем, как развивается это прекрасное место. Кстати, там очень вкусно кормят и угощают винами собственного производства.

А это я как раз сижу и работаю над рисунком, который показываю выше. Как не пряталась под козырёк кепки - всё равно вернулась домой с густым прованским загаром.


Портрет Мартина Рота или Немцы в Великобритании

Я уже рассказывала здесь о том, что знаменитый музей "Виктории и Альберта" в Лондоне (коротко V&A) потерял своего старого директора - уроженца города Штутгарт Мартина Рота. Этот человек мне очень приятен, а философия его близка и понятна. К тому же он мой персональный герой – человек, который спас «для меня» Мадонну Рафаэля и ряд других потрясающих картин старых и современных мастеров во время страшного наводнения в Дрездене 2002 года. Не он лично, конечно, но правильные люди под его чётким руководством. Хотелось бы рассказать о Мартине Роте немного больше, потому что именно ему упомянутый выше и любимый мною музей V&A обязан своим расцветом и званиями "Музей года 2016" и "Лучший музей искусства и дизайна в мире".

Как я уже писала, Мартин Рот - бывший директор музея V&A (годы работы там - 2011-2016), немецкий историк и искусствовед, а так же один из самых знаменитых менеджеров в области искусства, бывший директор Государственного художественного собрания Дрездена. Я не поленилась и нашла его старенькое интервью 2013 года немецкой газете "Zeit", в котором он рассказывает о трагедии в Дрездене и своей работе в Лондоне. Надеюсь, что вам оно тоже будет интересно. Я дополнила оригинальное интервью своими пояснениями в некоторых местах (они стоят с пометкой *) и подобрала совсем другие фотографии, дополняющие текст. То есть пояснения под фотографиями - тоже мои. Ссылка на оригинальное интервью на немецком стоит в конце поста.

Обязательно прочтите до конца и особенно не пропустите кусок про то, какая связь между немецким директором и самым английским музеем. Рот был первым немцем, который руководил одним из самых национальных британских музеев. В интервью он так же говорит об образе немцев в Великобритании и национальной самоидентификации. Очень интересно было прочесть всё это более трёх лет спустя и даже немного грустно, что как-то мир не в ту сторону вертеться стал.


Портрет Мартина Рота. Фото отсюда tagesspiegel.de

Итак, мой любительский перевод интервью с Мартином Ротом от 20 июня 2013 газете «Zeit»: "Европейцы потеряли интерес друг к другу"

ZEIT ONLINE: Господин Рот, Дрезден боролся в этом году с одним из самых ужасных наводнений, начиная с 2002 года (*ранним утром 5 июня 2013 года вода поднялась почти на 9 метров, начиная от этой отметки центр Дрездена захлёбнулся водой. Это было одно из самых сильных наводнений за 400 лет. См. статью "Эвакуация в Дрездене"). В 2002 году во время подобной катастрофы вы были директором Государственного художественного собрания Дрездена. Ваша решительная и своевременная реакция была тогда вне всяких похвал. Как вы ощущали ситуацию 11 лет назад?


Фото из галереи в Государственном художественном собрании Дрездена (Staatliche Kunstsammlungen Dresden)

Martin Roth: Как угрожающе опасную. У нас не было вообще никакой защиты от наводнения и невероятно плохая координация. Каждый боролся сам за себя. Я бы пропал, если бы ни журналисты, которые снабжали меня информацией из вертолёта. Я нажил себе много врагов, потому что поругался в прямом эфире с тогдашним министром-президентом Саксонии. Он сказал, что наводнение - это катастрофа, которая настигает нас не чаще, чем раз в 1000 лет. Поэтому, мол, не стоит беспокоиться. Я не мог этого вынести и высказался совершенно однозначно по этому поводу. В общем-то я довольно застенчивый человек, но теперь никто кроме моей семьи и друзей в это не верит. Но когда мне нужно было защищать картины Рафаэля, Тициана, Каспар Давид Фридриха или Герхарда Рихтера, я был вынужден переступить через себя.

ZEIT ONLINE: Как с тех пор изменилась ситуация в Дрездене, чтобы защитить столь ценную коллекцию?
Martin Roth: Наша команда под руководством Михаэля Джона (Michael John) разработала целую защитную программу. Михаэль отвечает за строительство и безопасность в музее и просто спас нас в 2002 году. В отреставрированном Альбертиниуме мы подвесили коллекцию к потолку. Принципиально сегодня Дрезден намного лучше подготовлен к наводнению. (* моё короткое пояснение: хайтек-хранилища в галерее Дрездена находились в 2002 году под землёй и были полностью разрушены во время наводнения, непоправимо пострадали очень многие скульптуры, но картинам удалось отделаться малой кровью.)

ZEIT ONLINE: В 2011 году вас призвали на должность директора музея "Виктории и Альберта" - одного из самых что ни на есть британских музеев. Вы назвали переход из Дрездена в Лондон "символическим актом". Признайтесь, кокетничали?
Martin Roth: Я до сих пор удивлён и считаю моё назначение чем-то невероятным. Я не верю, что быть немецким директором такого значимого национального музея как V&A когда-нибудь будет чем-то самим собой разумеющимся. Меня очень радует интерес британцев к Германии и к тому, что мы делаем у себя в музеях.


Музей Виктории и Альберта с парадного входа недалеко от станции метро "Кенсингтон", фотография отсюда


Фотография внутри музея Виктории и Альберта, фотография отсюда

Collapse )

Оригинальный текст на немецком можно прочесть здесь:
http://www.zeit.de/kultur/kunst/2013-06/martin-roth-interview

Опыт с маскирующей жидкостью для акварели

Я уже не первый раз слышу, что у русскоговорящих акварелистов, особенно у начинающих, использование таких вспомогательных материалов, как маскирующая жидкость, белила, структурные пасты и грунтовки считаются чуть ли ни читерством (от англ. to cheat - мошенничать).

Мне сложно понять эту позицию, потому что всю свою сознательную жизнь я прожила в Германии, и без рассказа о masking fluid или drawing gum не обходится практически ни один западный учебник по акварели. Кроме того я считаю, что если есть какое-то приспособление, облегчающее жизнь художнику, надо его пробовать и пользоваться. Почему-то никого не смущает, что качество современных кистей, бумаги и красок просто на порядок выше тех, которыми пользовались ещё 100 лет назад. Однако, использование других современных вспомогательных средств - прямо ужОс-караул. Профессиональные акварелисты пользуются всем, что можно, и ни у кого не спрашивают разрешения, в какой технике им выполнить свою работу. Особенно белилами любили и любят работать - и тот же Збуквич, и ряд других знаменитых акварелистов-современников.

Сегодня мне хотелось бы рассказать о моём опыте работы с маскирующей жидкостью. Если вы не знаете, что это такое, речь о жидком латексном растворе, который образует защитную плёнку при высыхании на поверхности бумаги без того, чтобы после удаления испортить её, бумаги, структуру. Для чего нужна подобная жидкость? Чтобы не обходить дотошно кистью светлые места, например, блики или мелкие ворсинки. Покрыл их слоем маски, защитил от проникновения краски, и работай себе более свободно и размашисто, используя плоскостные заливки и растяжки. Причём можно маскировать по белому фону, а можно сделать заливку и уже по хорошо высохшему слою краски пройти в нужных местах маскирующей жидкостью, чтобы они остались в конце намного светлее остального рисунка.

В основном маскирующую жидкость используют для того, чтобы сохранить блики на предметах цветом нетронутой бумаги или оставиь более светлыми, чем остальные слои. Но вообще возможности использования маски достаточно широки. Например, в работе ниже я покрывала ею всю плосткость соцветия растения, которое называется романтично красивым женским именем Вероника.

Я вообще давно хотела попробовать поработать с маской, но, признаться, меня смущали две вещи в работе с ней. Во-первых, что её трудно наносить аккуратно кистью - нужно работать чем-то резиновым или металлическим, потому что она достаточно быстро сохнет. А во-вторых, то, что резина застывает несколько ненатурально, и у изображений получаются неаккуратные, рваные края. Но когда я попробовала сама работать с маской - быстро поняла, что это всего лишь вопрос отточенной техники. Можно и кистью наносить жидкость, и подправить изображение после того, как убрал слой высохшей жидкости. Кстати, маскирующая жидкость легко убирается ластиком или осторожно рукой. Хотя рукой я бы не советовала этого делать, потому что на пальцах всегда есть следы жира - можно испортить работу, и на неё не ляжет следующий слой акварели. Я просто в ужОс прихожу, когда люди и мои готовые работы хватают руками. Это же всегда следы жира и испорченная поверхность рисунка.

Veronica

У меня два вида маскирующей жидкости - нейтральная (прозрачная - Schmincke Rubbelkrepp) и голубая (Schmincke Rubbelkrepp blue).

Ohne Titel

Collapse )

-----------------------------
Другие посты о материалах и их свойствах в моём блоге можно найти по тегам materials и художнику на заметку.

Музеи Рима: общие впечатления об организации

Главная особенность римских музеев - бесконечные очереди. В основном из-за просвечивания сумок и проверки детекторами. Хотя и организация продажи билетов у итальянцев очень страдает, на мой взгляд.

Например, чтобы попасть в cобор Святого Петра - главную церковь мира - мы отстояли 1,5 часа в очереди на проверку сумок. И всё это на ногах, на открытой солнцу каменной площади (ещё и без воды, потому что в прошлом году с водой не пускали - нужно было выкидывать на входе бутылки). В прошлом году к тому же та же самая очередь была пройдена мною за 15-20 минут, поэтому мы спокойно выпили всю имеющуюся воду и были готовы тут же войти в церковь. Но не тут-то было. В этот раз стояли так долго, потому что упорно были открыты всего пара пропускных пунктов вместо десятка имеющихся. Всевозможные группы верующих в кепках с крестом во главе шествия пропускали вне очереди, разумеется. Церковь - она такая церковь, чего уж там. В очереди стояли целые классы детей - каникулы же, но верующие группы, иногда, простите, с красными мордами после вчерашнего, несомненно важнее. Здесь я уже описывала более подробно: Ватиканские приключения

Внутри собора - тоже настоящая катастрофа для туриста. Из-за того, что ранним утром шла церковная служба, огромное пространство церкви было перегорожено какими-то проходами и коридорами из ткани. Чтобы вы себе представили размах собора - в нём на полу помечены углы и очертания других знаменитых церквей из Флоренции и Лондона - как они поместились бы в собор Св. Петра. Настолько гигантская эта базилика в Риме. Но всевозможные перегородки сделали церковь тесной и мелкой, как воскресный рыбный рынок. Я была рада, что смогла насладиться мастерством Бернини в прошлом году, когда можно было подойти и к трону, и к различным скульптурам. Я могу посоветовать на немецком шикарную книгу "Инструкция для Ватикана". Она из серии "виду только то, что знаю" - рассказывает читателю, куда смотреть. В ней нет ни одной иллюстрации или фотографии, но текст - зачитаешься. Например, там очень подробно описано, где в церкви оторвался тот же Бернини и разместил прямо на троне Св. Петра вульвы и пенисы. Или где Бернини подшутил над тогдашним Папой Римским и наклонил в скульптуре трон Петра так, что на нём никто бы не смог усидеть, а ангелов изобразил пьяненькими. Намёк на то, что не нужно считать себя равными богу - не усидеть Папе на этом стуле. Речь о книге Gebrauchsanweisung für den Vatikan

Чтобы купить билеты на купол церкви Св. Петра нужно было отстоять ещё порядка 30 минут. Повторюсь, 8 евро за то, чтобы проехать первые 200 ступенек на лифте (очень рекомендую, потому что следующие 320 просто убийственные) или 6 евро, чтобы пройти все 520 пешком. Огорчило, что наплыв народа никого не интересует. У прохода к лестнице на купол открыта одна единственная касса, на которой строго написано: "Готовьте деньги под расчет" и в которой сидит человек в униформе секьюрити. У нас под расчёт не было, но нам за это ничего не было. Вместо того, чтобы открыть пару дополнительных касс, они запускают в толпу нескольких охранников, которые шипят и просят тишины или толкают всех в какое-то направление, как в токийском метро. Да посадите ж вы их билеты продавать! Не надо будет ни на кого шипеть.

То же самое с очередью в кассы Колизея и Римского форума. Жара, солнцепёк, и, хотя были открыты несколько касс, стоять пришлось всё равно около 40 минут (всё это с очень "терпеливым" 9-летним ребёнком). Я со своей северной белой кожей сгорела в первые пять минут и тоже ходила всю неделю, как после вчерашнего с той разницей, что "вчерашнего", к сожалению, не было.

Rome
По этому пути мы почти каждый день ходили, потому что жили рядом.

Когда достоялись в кассу Колизея-Форума - никто не удосужился нам что-то объяснить или предложить взять какую-то карту. Кассирша молча сунула билеты и на все наши попытки поговорить с ней стала нервно махать рукой, как тётка в столовой:"Следующий!" Билет был в Колизей и на Форум. Они рядом находятся. Но только уже несколько дней спустя мы обнаружили, что он, билет, был действителен 2 дня. То есть мы могли бы спокойно обсмотреть в один день Форум (а он огромный! мне и дня показалось мало и это место, где я буду в следующий раз целый день рисовать), а потом зайти всё так же спокойно уже на следующий день в Колизей.

Rome
Вид на Колизей с одной из возвышенностей Форума у развалин древнего храма

Rome
Одна из древних церквей Форума

Ну ладно, со "спокойно" я немного перебарщиваю. Потому что для того, чтобы уже с билетами попасть на Форум, пришлось отстоять ещё одну очередь - порядка 20-30 минут, чтобы пройти очередной контроль сумок. То же самое, только ещё гуще, нас ожидало бы в Колизей. Если для входа на Форум стояла одна очередь, то в Колизей, как во времена Древноего Рима, стояли 5-6 таких же у разных входов и нервно вздрагивали всем "змеиным" телом.

Такая неорганизованность, особенно если вы целый день на ногах и с ребёнком очень усложняет жизнь. Я сразу же усиленно зауважала немецкую эффективность. Другое дело, что немцам нужен кто-то свыше, кто бы не давал этой эффективности зашкаливать.

Рим - потрясающий город. Но нужно быть таким жизнерадостным болваном, как я, чтобы успешно игнорировать все трудности и умудриться обсмотреть всего за неделю половину города. Только потом до меня дошло, что всех этих трудностей можно было бы спокойно избежать - более грамотной организацией попадания в музеи самого знаменитого города планеты. Но, итальянцы не были бы итальянцами, если бы они стали заморачиваться эффективностью. На это просто нужно делать поправку. Ну и если уж приходится сталкиваться со всеми этими бессмысленными трудностями, мне помогало просто помнить, что овчинка стоит выделки. Рим стоит того, чтобы не заморачиваться на глупых трудностях, а наслаждаться этим вечным городом.

Rome
Вид на Рим с низины Форума

Музеи Рима: подбробности о Капитолийском и Ватиканском музеях

Попасть в Капитолийские музеи Рима я мечтала, пожалуй, с детства. С того самого времени, как мама в моем нежном дошкольном возрасте подарила мне огромную синюю книгу об истории искусства. Там, помимо любимых Моне и Дега, были и гигантская голова Константина Великого, и Капитолийская волчица, и мальчик, вынимающий занозу. Если верить различным источникам, именно Palazzo Nuovo (Новый дворец) - один из Капитолийских музеев - стал первым музеем в мире. Как сказала бы моя мама:"Хоть какой-то толк был от этих Пап Римских". Мне была больше интересна другая часть Капитолийских музеев - Palazzo dei Conservatori (Дворец консерваторов). Кстати, упомянутые выше музеи расположены на противоположных частях площади - обрамляют её с противоположных сторон. И вот прошло всего каких-то 35 лет, и я стояла на площади, спланированной самим Микеланджело, рисовала гигантскую голову Константина I, про которую даже не подозревала, что она настолько огромна, фотографировала со всех сторон мальчика, счастливо вынимающего занозу, и считала чешуйки на загривке Капитолийской волчицы.

На фото как раз левый фланг за статуей - это Новый дворец.
Musei Capitolini, Rome

Вообще цена на музеи Рима, особенно после моих двух петешествий в Лондон, где музеи в основном бесплатные, поразила. Например, за посещение Ватиканских музеев мы заплатили за троих (с аудиогидами, в том числе и для ребёнка, + сервисный сбор за онлайн-тикет) - 71 евро. Больше, пожалуй, стоили только посещения английских и шотландских замков, на которых мы прошлым летом оставили маленькое состояние (как минимум маленький подержанный автомобиль). Мы путешествовали месяц по стране и если проезжали мимо какого-то знаменитого замка - заворачивали туда. Даже там, где "Горца" снимали - отметились. Ну потому что когда ещё доедешь до Шотландии или удалённых уголков Англии? Мы в следующем году планируем исследовать Уэльс, а в Шотландию уж точно так скоро не вернёмся. Поэтому решили, что деньги - это прах. А впечатления - это навсегда.

Однако и в Риме есть парочка музеев, куда вход бесплатный. Collapse )

Детский праздник Nr.9

Давние читатели моего блога наверняка ещё помнят, что почти каждый год я делюсь идеями оформления детского Дня рождения. В этом году снова подошло время для порции фотографий и рассказа, потому что сынишке исполнилось 9 лет, и я, уже по традиции, оформляла его праздник особенным образом. В этом году уже с учётом его желаний.

Ребёнок у нас - фэн Бэтмена. Не подумайте чего, он не видел ещё ни одного одноимённого фильма, потому что в Германии они проходят с пометкой FSK 16 - детям до 16. А я, во-первых, верю в эту систему и её вменяемость, а во-вторых, знаю своего ребёнка, что он очень впечатлительный, и ему такое элементарно рано смотреть. А фэн мой сынишка потому, что с удовольствием смотрит фильм для детей LEGO Batman :-)

Только вот для украшения своего праздника запросил настоящего Бэтмена - из взрослого фильма, а не пластиково-квадратного. Пришлось уважить. Кстати, все посты с моими фотографиями и идеями для детских Дней рождений вы можете найти у меня по тегу #детская_вечеринка.

For my son's Birthday Party

Как я уже рассказывала, в Германии принято на детских празднованиях Дней рождений дарить подарки не только имениннику. Малыши, которые приходят на праздник, получают в конце детской вечеринки пакетики со сладостями и небольшими подарками в виде копеечных машинок, лошадок или воздушных шариков. Так радость одаривания касается всех, а не только одного ребёнка. И все идут на такие вечеринки в предвкушении радости.

В садике у нас воспрещалось приносить какие-либо торты и прочее. Потому что там было слишком много детей, и можно было бы каждый день есть торт вместо супа и салата. И, надо признаться, я была рада таким правилам - я противник чрезмерного употребления сладостей и считаю, что нужно приучать к воздержанному отношению к сладкому уже в детстве. Однако для празднования Дней рождения в классе в нашей начальной школе наоборот - принято дарить каждому однокласснику небольшой подарок (помимо традиционных торта, кексов или фруктов). Поэтому я каждый год собираю и оформляю небольшие подарки для гостей моего сына и для одноклассников, но стараюсь выбирать для пакетиков только качественные вещи. Получается почти целая "Мастерская Деда Мороза". А что поделаешь, детство у ребёнка всего один раз, и пусть у него в классе будет хотя бы один раз в году такой день, когда только он будет в центре внимания. По секрету мне ребёнок рассказал, что в классе дети ждут именно его Дня рождения, потому что в этот день бывают самые вкусные и самые красивые подарки. Высшая похвала для меня и моих стараний, я счЕтаю :-)

Collapse )

Вопрос к минчанам

Хочу поблагодарить от всего сердца всех читателей моего блога, которые отозвались вчера на просьбу рассказать об интересных блогах в ЖЖ, которые не только приятно просматривать, но и читать!

У меня есть ещё один вопрос, но в этот раз к жителям Беларуси, точнее к творческой тусовке Минска и окрестностей.

Если вы помните, 2 года назад мы всречались с вами на прекрасном вечере в Минске в oz.by с его радушными и заботливыми хозяевами, а потом на двухдневном мастер-классе, устроителем которого была теддист Оля Титова. Я не думала, что так быстро вернусь в Минск, хотя мой первый визит был очень интересным и увлекательным. А оказалось, что осенью этого года меня снова зовут к вам в гости. В этот раз ребята свободного арт-пространства "Кто такой Джон Голт?". Формат примерно такой же - вечер встречи с читателями, а потом два дня мастер-класса по иллюстрации.

Для вечера встречи с читателями Вячеслав Жук - арт-директор пространства "Кто такой Джон Голт?", просит меня подготовить полноценную лекцию. Чтобы вечер был по-настоящему информативным и полезным не только в плане живого общения со мной, но и познавательным. Ну или как минимум познавательно-приятным :-) И теперь вопрос.

У меня есть чёткая программа мастер-классов, в том числе и по иллюстрации. Но чего бы такого людям хотелось услышать во время короткой вечерней лекции, я себе плохо представляю. Потому что на последней встрече были настолько рызные люди и столько душевных разговоров, в том числе и совершенно не по теме иллюстрации, что я была бы признательна, если бы вы нашли пару минут и рассказали, о чём вам интересно узнать именно по профессии. Что-то конкретное, вроде того, как создаются персонажи? Или с чего начинается иллюстрация? Или какими материалами можно и нужно работать? Книжная, рекламная, информативная иллюстрация, есть ли у неё вообще будущее и так далее? Что именно? Заранее спасибо за ваш отзыв!


Кто такой Джон Голт?
Фото с сайта арт-пространства "Кто такой Джон Голт?"

Небольшие советы: как использовать рисунки с натуры в работе

В конце июля у меня прошёл иллюстраторский пленэр в немецком Хертене. В отчётном посте я обещала показать один из набросков, сделанный мною в перерывах между обучением участников и рассказать, каким образом я использовала его для полноценной акварельной работы.

Сразу скажу, что способов перенсти эскиз на чистовик достаточно много - профколлеги могут только подтвердить мои слова. Например, можно разбить изобразжение на клетки и перерисовать его в масштабе на чистый лист. Можно просто перерисовать, опираясь на собственный набросок. Ведь композиция и пропорции уже найдены. Можно, если набросок сделан на отдельном листе, а не в блокноте, перенести его с помощью светового стола или просто с помощью окна. А можно сделать своего рода копировальную бумажку с помощью простой кальки. У иллюстраторов есть ещё один похожий метод с обычным тонким листом бумаги вместо кальки и называется "сделать картон". Когда используешь кальку по своей собственной зарисовке, можно к тому же какие-то ошибки сразу исправить. Получается, что калька - как новый, более аккуратный слой в фотошопе. Ведь рисование с натуры в живых условиях часто связано не только с удовольствием от работы, но и с некоторыми неудобствами.

Например, недавно узнала*, что Клод Моне писал свои огромные полотна маслом с натуры под открытым воздухом. Мольберт такого размера в условиях пленэра - вещь из области фантастики. Поэтому он просто выкапывал небольшой ров, закреплял в нем холст и писал полотна, стоя в углублении "окопа". Или что всё те же импрессионисты, отличительной чертой которых была живопись на пленэре, а не в студийных условиях, обязательно работали под зонтом нейтрального цвета. И не потому, что они боялись сгореть (хотя именно это произошло со мной в июле этого года в Провансе), а потому что на ярком солнце даже тёмные оттенки цветов выглядели очень ярко. В домашних условиях - при обычном комнатном освещении - оказывалось, что работы тёмные и невзрачные.

Во время моего пленэра для иллюстраторов в Хертене участники рисовали по моему заданию вот этот вид. Я тоже быстро набросала его, насколько позволяло время. Для таких случаев у меня в блокноте заранее подготовлены листы - загрунтованные разным цветом. Мой блокнот размера 17x24cm (128 листов) - самый обычный с простейшей акварельной бумагой (к слову, одно название, что она акварельная), какие можно найти на Gerstaecker. В развёрнутом состоянии образует почти лист А4. Я этим активно пользуюсь.
Drawing from life in Herten

В итоге получилась вот такая акварельная работа небольшого формата (чуть больше А4).
Drawing from life in Herten

Collapse )

Все посты из серии "Небольшие советы" можно найти у меня в журнале по тегу small tips.

* речь о трёхсерийном фильме производства BBC "The Impressionists"

Немного о наболевшем

У меня в общем-то художественный блог, но иногда хочется поделиться вещами, которые как раз отрывают от творчества и занимают всё внутреннее пространство. У женщин-художниц таким фактором, создающим магнитные бури в сознании, всегда были и будут дети. Не говорите только, что отцы тоже родители. Никто и не сомневается, что нормальные отцы любят своих детей не меньше, чем нормальные матери. Только вот на нашей планете воспитанием детей занимались и занимаются в основной своей массе женщины. А значит вся тяжесть и только потом радости взращивания юного поколения ложатся именно на "хрупкие" женские плечи. Как часто вы встречали в книгах о мужчинах-художниках вздохи о детях? Нееет. Дети у них придаток, но никак не центр жизни, способный выместить всё остальное на задний план. Пометка в биографии - не больше. Иногда миленькие модели для рисования, например, для стишков с иллюстрациями, как у Карла Ларссона, о том, какой у детей бывает характер. И как матери их лупят по заду (а художники наброски с натуры в это время делают, ага).

Хотя знаете, у того, что родительство щадит мужчин больше, чем женщин, есть и плохие стороны. Одна из моих подруг-художниц часто говорит, что Ван Гог сошёл с ума от провансской красоты. А все потому, что у него не было семьи, а значит не было возможности хотя бы иногда отрываться от живописи. Вот он и дорисовался до ручки. Женщинам-художницам, по совместительству матерям, сойти с ума от красоты не грозит. Можно даже не переживать по этому поводу - просто не дадут.


Бертэ Морисо «Колыбель», 1872г.

Collapse )

Итоги иллюстраторского пленэра в немецком Хертене

Недавно я уже коротко рассказывала, насколько душевным и продуктивным был мой последний в этом году мастер-класс по городскому пленэру для иллюстраторов. Даже показывала, какие работы удалось сделать параллельно с обучением. Группа у нас подобралась такая ладная, что можно было подумать, я составляла профили совместимости для мастер-класса :-)

Начну, пожалуй, с того, что прогноз погоды на оба дня мастер-класса обещал проливной дождь с грозой! Перед мастер-классом я каждый день заглядывала в сводки и мысленно падала в обморок. Потом вставала из обморока и уговаривала подруг, чтобы они мне наколдовали хорошую погоду. Они ещё и не такое умеют! :-) И как они постарались, умнички! Никакого дождя - сплошное лето! У меня, как обычно, был план Б на случай непогоды, но это была бы уже если не совсем другая, то сильно видоизменённая программа мастер-класса. А это было бы нечестно. Я так не играю. Ко всему прочему прямо накануне мероприятия случилось несчастье в торговом центре в Мюнхене. Полиция полностью закрыла многомиллионный город, все были в шоке и трауре. А у меня к тому же одна художница из Мюнхена на мастер-класс летела и слала мне взолнованные письма, что не знает как быть, и хоть бы не опоздать. Я её успокаивала, что Хертен-Вестерхольт - очень маленькое и укромное местечко, и нас там будет сложно потерять. Как сказала в своём отзыве одна из участниц мастер-класса Алёна Григоренко:"Место, не затоптанное туристами".

Herten, Germany

My plen-air workshop for illustrators in Herten

Collapse )

А здесь вы можете прочесть отзывы участников:

Алёна Григоренко:"Мне очень понравилось, что Наташа четко объясняет, почему так происходит, а не просто "добавь сюда серо-буро-малиновый - будет хорошо", а "будет хорошо, потому что..." Волшебство, проверенное алгеброй, мой любимый вариант." (http://ilnome.livejournal.com/2842.html)

Лена Седельникова:"Места для зарисовок были заранее подобраны, организация просто на высоте, и всё это один человек, и организатор, и преподаватель! Конечно, я была немного в стрессе, взяла не тот блокнот, не тот карандаш… Хорошо, что и тут у Натальи был один приём, позволяющий снизить накал требований к себе и начать делать." (http://curioza.livejournal.com/1946.html) Кстати, у Лены там подробно показаны все эскизы, рисунки и наработки, включая финальное домашнее задание.