{Natalie Ratkovski} (conjure) wrote,
{Natalie Ratkovski}
conjure

Category:

Когда иллюстраторов сталкивают лбами

В дизайнерской среде есть такое понятие как pitch (конкурс агентств). Это когда клиент хочет обезопаситься, что для его рекламной кампании была выбрана самая лучшая идея. Поэтому он приглашает на конкурс сразу несколько агентств, оглашает разыгрываемый бюджет, раздаёт техническое задание и ждёт, кто же на финальной презентации удивит его больше всех.

В большинстве своём подобные конкурсы оплачиваются, но с рассчётом на то, что победивший получает всё, а проигравший лишь свои расходы назад. Например, победитель - заказ на рекламную кампанию и околорекламные штуки на ближайшие года два в рамках названного бюджета, а проигравший - оплаченные расходы на материалы для презентации и поездку (т.е. сама работа на самом деле не оплачивается).

Зачастую речь идёт о довольно крупном бюджете и имидже самого дизайнерского агентства (например, если конкурс объявляет какая-то по-настоящему известная компания). Поэтому многие, из страха потерять денежного и престижного клиента, соглашаются на бесплатное участие в конкурсе (и получают по макушке от всех профессиональных дизайнерских платформ).

Иллюстраторы, особенно начинающие, тоже соглашаются на бесплатные конкурсы там, где для бесплатного участия нет никаких оснований. Во-первых, иллюстраторские заказы и близко не дотягивает до тех сумм, за которые дерутся дизайнерские агентства. Во-вторых, на пробные рисунки уходит масса времени и сил, которые проще пустить на разработку собственного портфолио. Люди, которые соглашаются на бесплатное участие в конкурсах, как будто не понимают, что подрывают рынок, на котором сами же хотят хорошо зарабатывать. В следующий раз у него не будет ресурсов бесплатно поработать на кого-то, а идея бесплатной работы будет укореняться в сознании заказчика от конкурса к конкурсу.

Из собственного опыта скажу, что порядочный заказчик никогда не предложит: «Утром стулья, вечером деньги». Конечно же он вправе устраивать конкурс, чтобы найти максимально подходящего человека! Однако нужно понимать, что любая работа должна быть оплачена. Поэтому нормальные агентства сначала прикидывают, с кем бы им хотелось работать, а не пишут на многомиллионную публику: «Вот вам задание, шлите готовые работы, а мы подумаем». Это как минимум не говорит о серьёзности заказчика и грозит неприятностями в процессе работы.

Повторюсь, заказчик должен сам называть бюджет, чтобы избежать ситуации, когда сильные иллюстраторы отсеиваются только потому, что они дороже. Когда же стоимость работы называется самим заказчиком, иллюстраторы, которые стремятся к совместной работе, оцениваются по их способностям, а не по затратам.

Например, если бы я была издателем и хотела найти хорошего иллюстратора для конкретной книги, я бы сначала продумала, кто мне близок по стилю и исполнению. Сейчас в сети полно ресурсов, где можно походить по портфолио иллюстраторов и определиться со своими «нравится не нравится». Если в списке окажется всего один человек, то и разговоры не нужны – я постараюсь уговорить иллюстратора всеми мне доступными методами. Если окажется, что у меня 10 кандидатов (long list, как его называют в дизайне) – я выберу 3х и приглашу их на конкурс: предложу выполнить пробный рисунок. Однако даже пробная работа должна быть оплачена как минимум как эскиз (у кого-то половина стоимости, у кого-то 8я или 4я часть). Иначе уже перед началом работы становится ясно, что клиент не ценит ни иллюстратора, ни его время. А зачем это нужно, правда же?

Кстати, лирическое отступление. Обычно я оговариваю с клиентами не только стоимость всего заказа, но и отдельно стоимость эскизов (так же называю максимальное количество попыток). Делаю это для того, чтобы всегда можно было расстаться с клиентом на этапе эскиза и получить оплату за проделанную работу, если в процессе становится понятно, что у нас не сложились отношения.

Вообще-то я большой противник конкурсов. Как правило по портфолио профессионального иллюстратора уже можно представить, что будет на выходе. Единственная угроза – человек может оказаться неисполнительным. Но от этого есть только одно средство - договор. Сам клиент может обезопаситься тем, что составит договор с указанием чётких сроков, оговорит стоимость эскиза + итоговую сумму, в которую уже будет включена стоимость эскиза. Тогда, повторюсь, как минимум на этапе эскиза можно будет легитимно и без боли прервать сотрудничество.

001
Фотография отсюда: Bureau Rabensteiner

Полезные ссылки:
- Сколько стоит труд творческого человека?
- Как всё успеть?
- Хочу стать иллюстратором, с чего начать?
- Про успешность и успеваемость
Tags: design, вдохновение, иллюстраторы и их работы, мои статьи
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 39 comments