{Natalie Ratkovski} (conjure) wrote,
{Natalie Ratkovski}
conjure

Categories:

Хелла Йонгериус: дизайн или искусство?

Я вчера не зря спрашивала ваше мнение по поводу того, что считать дизайном, а что нет. Соглашусь со многими, что дизайн и искусство часто совершенно неотделимы друг от друга, т.к. не только дизайнерские, но и художественные вещи могут иметь определённую функцию и выпускаться ограниченным тиражом. Обычно точку отсчёта задаёт сам автор, который рассказывает о том, что он делает: дизайн или искусство.

Несколько лет назад немецкий журнал по искусству "Art Magazine" открыл у себя новую рубрику, в которой стал представлять ведущих дизайнеров мира. Про 70% героев их статей можно было сказать, что они вообще-то художники в погоне за новыми концептами, идеями и материалами. Из этих статей я когда-то познакомилась и с голландкой Хеллой Йонгериус (Hella Jongerius), которая входит в десяток лучших индустриальных дизайнеров мира и считается одной из самых влиятельных личностей в этой области.

Когда мы с коллегами обсуждали работы Хеллы, многие недоумевали, что она - ведущий дизайнер. Её керамику считали откровенным китчем, к тому же бесполезным, а предметы интерьера - странными и никому ненужными. Мол, кому нужен диван, который уже при покупке выглядит потрёпанным и обтянутым разного цвета тканями, как будто он переходил из поколения в поколение в наследство? Или, мол, кому нужны мягкие, резиновые, странного цвета раковины?

242

Не знаю, как резиновая раковина (её явно можно удачно устроить в поездах или жилых вагончиках, чтобы при тряске не стукнуться нечаянно), а диван - дайте два! И посуду тоже! Хелла - пример того, как дизайн шагает рука об руку с искусством. Про её работы часто очень и очень сложно сказать, к какой же области они относятся. И хорошо, что так. Как сказали в комментариях к опросу: "Дизайн - это искусство создавать прекрасно практичные вещи".

Часто люди верят, что дизайн - это то, что делает, к примеру, француз Филип Штарк (Philip Starck): гладкое, металлическое, холодное, функциональное. А он, дизайн, очень многогранен. В работах Хеллы мне нравится незримая нить, которая связывает работы мастеров прошлого с современностью. Одна эпоха не сменилась резко другой, время не остановилось. Многие течения, в том числе и в дизайне, существовали и существуют параллельно. А Хелла как раз провела черту между прошлым и настоящим.


Вот эти коврики ограниченным тиражом Хелла создала для Икеи. Здесь тоже напрашивается вопрос: дизайн или искусство? Похоже, что всё-таки дизайн, т.к. автор говорит, что это дизайн.
253

Эта и последующие чаши с животными были созданы по заказу фарфорового завода Manufaktur Nymphenburg. Тоже ограниченным тиражом. Искусство или дизайн?
243
244
245
246
Вот этот приём мне особенно понравился: живот и внутренняя часть ушей животного расписаны традиционно голубым. Эти элементы подчёркивают характер всего изделия. Сразу понимаешь, что речь здесь не о зайце, а фарфоре как таковом.
247

Ещё один пример связи изделий прошлого и настоящего: романтично, поэтично, провокативно, но и функционально.
248

249

Вазы, которые сами по себе вазы: красивые без цветов.
250

251

Ещё один заказ для Икеи: мозаика традиционных орнаметов как дань мастерам прошлого
252

Ещё больше работ Хеллы можно увидеть у неё на сайте: www.jongeriuslab.com


Т.к. здесь снова куча картинок, приведу все источники одним списком:
www.designboom.com
www.wallpaper.com
www.nymphenburg.com
www.stylepark.com
www.simonevermeer.nl
www.stylepark.com
www.jongeriuslab.com

Tags: design, вдохновение
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments