{Natalie Ratkovski} (conjure) wrote,
{Natalie Ratkovski}
conjure

Categories:

Книга с полки: макет детской книги и другие тонкости

Не так давно я открыла для себя нового автора и иллюстратора детских книг Levi Pinfold. Его "Чёрная собака" о том, что у страха глаза велики. С каждым разворотом и новым членом семьи, который видит из окна дома приблудившегося чёрного пса, животное становится больше и больше, пока не превращается в гиганта величиной с дом. Как обычно, только самый маленький член семьи понимает, что бояться нечего и превращает громадного пса в обычного домашнего смешной детской песенкой-считалочкой.

201

Сначала небольшое отступление. Я собираю красивые детские книги с картинками как дизайнер и иллюстратор. Поэтому большинство книг, которые я показываю в рубрике "Книга с полки" по тегу "детские книги", появляются здесь ни как обзор для детского чтения, а в качестве красивых, вдохновляющих иллюстраторских работ. Не пытайтесь рассматривать книгу в этом постинге с позиции:"Ой, что-то личики у этого иллюстратора страшненькие". Или:"Что-то книга совсем не для детей". Здесь вас ждёт обсуждение творческих, иллюстраторских уловок. Поэтому обращайте внимание на вещи, которые вас лично продвинут дальше, возможно помогут найти идею для своей книги или станковой иллюстрации. А если вы не иллюстратор, то можете просто заглянуть на творческую кухню и представить, как мы, иллюстраторы, "тикаем". Ах, вот ещё. В этом постинге вы не обнаружите фотографии всей книги, а только выборочные страницы.

Обратите внимание, какую потрясающую атмосферу создал иллюстратор в своей книге. Это такая современная и сказочная обстановка одновременно. На мой взгляд очень важно, чтобы дети узнавали в сказках реальный мир, в котором они живут. Например, я знаю, что тут многие любят Чуковского. Для своего времени у него были очень актуальные слова и иллюстрации. Но сейчас его давно пора забыть и повесить в чулан на гвоздик. Я уже затруднялась ответить, что такое умывальник и зубной порошок, а современные дети с их айпадиками, датчиками для воды на кранах и зубной пастой со вкусом манго делают круглые глаза, когда им читаешь Чуковского. Например, мой ребёнок не понимает, зачем такие монстры на ножках с чашами водятся у некоторых мам в спальнях. Дорогие коллеги, оторвитесь от "лаптей". Даже Колобка можно нарисовать скачущим по современному городу, а всякие "по сусекам поскребла" можно нарисовать так, чтобы детям было понятно, о чём речь. В общем, рассказывайте лучше истории нашего времени, чтобы дети узнавали в них себя.
202

Кстати, вторая причина, по которой стоит рисовать знакомый современным детям мир - для истории. Представьте, что через 50 лет кто-то откроет вашу книгу, а иллюстрации в ней не будут иметь ни единого следа своего времени. В общем, у Леви получилось красиво "наследить": и для истории, и для отражения современного мира. Кстати, на своём сайте Леви Пинфолд указывает, что рисует акварелью и гуашью. "Чёрная собака" создана темперой на бумаге.


У нас периодически разгораются споры, что книжным дизайнерам и иллюстраторам не обязательно мыслить разворотами. Т.е. не нужно, чтобы иллюстрация на левой странице книги композиционно дополняла иллюстрацию на правой. Самое распространённое заблуждение, между прочим, от которого нужно срочно избавляться всем иллюстраторам и дизайнерам детских книг!

Две половины книги - куски одного целого. Раскрывая издание, мы держим его сразу всем (развёрнутым) форматом в руках. Детскую книгу с картинками редко можно согнуть как газету или журнал, чтобы держать одной рукой. Поэтому создателям необходимо так или иначе придерживаться равновесия в композиции на всём развороте книги, т.е. на всём формате, потому что её держат двумя руками и полностью обозревают.

Леви нашёл, на мой взгляд, довольно интересное решение. Вся книга у него разбита на три вида чередующихся форматов. Когда у вас есть план, как структурировать книгу, какого формата будут ваши рисунки и с какой периодичностью появляться на страницах издания, тогда можно концентрироваться только на рисовании, не отвлекаясь на организацию процесса!

Первый тип разворотов в "Чёрной собаке". На левой странице блок мелких иллюстраций и текста, образующий по внешнему краю прямоугольник, размещается в противовес полноформатной иллюстрации справа. (С таким типом иллюстраций, как справа, каждый из нас знаком из классических макетов книг с картинками.)
206

207

Второй тип разворотов в "Чёрной собаке". Полноформатная иллюстрация на весь разворот. Как правило, в красивых книгах с большими белыми полями как "Чёрная собака" прибегают к полноформатности в тех случаях, когда хотят подчеркнуть размах происходящего.
213

Кстати, вот та же иллюстрация с сайта Леви Пинфолда - без сгиба посредине.
214

Третий тип разворотов в "Чёрной собаке". Под иллюстрацию отданы 2/3 формата. Эти панорамные 2/3 можно рассматривать часами - столько там всего! Некоторые части иллюстрации захватывают нижнее белое поле (лапа собаки снизу), прерывая монотонность прямоугольника. Тоже интересный ход, чтобы отразить динамику событий.
215

216

Развороты первого типа заслуживают особенного внимания. "Сепийные" иллюстрации рассказывают (в стиле комиксов), что же происходит снаружи и внутри дома. Дети могут следовать тексту, рассматривая картинки. При этом они НЕ создают конкуренцию иллюстрации справа, хотя отлично уравновешивают композицию в сочетании с текстом.
205

209

Большая, цветная иллюстрация справа создаёт прямо-таки эффект ожившего немого чёрно-белого кино, которое неожиданно стало цветным и ярким.
210

(Кстати, посмотрите, что у всех членов семьи по-настоящему оформленные комнаты. Они выдержаны по цвету и стилю. Никаких случайных элементов. Например, у мальчика в спальне зелёный - основной цвет.)
211

212


Кстати, я заметила ещё одну интересную вещь. Иллюстрации Леви напоминают мне сразу двух других довольно известных людей. Шон Тана с его сепийным комиксом "Прибытие" и немецкого художника Карла Шпицвега с его «Бедный поэт» 1839 года. Совпадение, или удачная интерпретация кумиров?

217
Карл Шпицвег «Бедный поэт», 1839, Мюнхен

Shaun Tan The Arrival
"The Arrival" at home :-)

"The Arrival" at home :-)

"The Arrival" at home :-)

Итак, какие выводы мы делаем?

1. Перед началом работы стоит определиться с форматом иллюстраций: сколько типов разворотов у вас будет. Будут ли это иллюстрации полноформатные, с кусочками текста, или слева будет текст, а справа картинка. Например, у Геннадия Спирина часто можно встретить 2 типа разворотов: полноформатная иллюстрация и вертикальные полоски иллюстраций с левого и правого краёв разворота с текстом посредине.

2.Спланируйте свою книгу. Как будут чередоваться различные типы разворотов? Распределите текст и картинки так, чтобы просматривалась некая схема, положенный в основу план.

3. Если речь о старинных сказках, постарайтесь проиллюстрировать их на более современный манер. Подумайте, как их ещё не рисовали или хотя бы как переместить старую историю в мир, понятный современным детям и родителям. Если у вас своя история - не нужно рисовать окружение, 100% отличающееся от современного. Найдите золотую середину.

4. Рисуйте, рисуйте и ещё раз рисуйте.

-----------------------------------
"Чёрная собака" на немецком: Der Schwarze Hund
Черная собака на английском: Black Dog

Другие книги с полки: Тег детские книги

Страница иллюстратора: www.levipinfold.com/
Блог иллюстратора: levipinfoldillustration.blogspot.com.au/
Фейсбук иллюстратора: www.facebook.com/levipinfoldillustration
Tags: вдохновение, детские книги
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 32 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →