{Natalie Ratkovski} (conjure) wrote,
{Natalie Ratkovski}
conjure

Category:

Искусство ради искусства?

Несколько лет назад, когда я побывала на моей первой Биеннале в Венеции, мне встретился видео-ряд одного художника. Мягкой акварельной кистью он рисовал женский портрет обычной водой на горячем камне. Когда кистью проводилась последняя линия портрета, первые успевали высыхать и исчезать. Мораль была такова, что настоящее искусство живёт внутри нас, оно неосязаемо для окружающих. Не измеряется в денежных или количественных единицах. (При этом художник не забыл записать свой перфоманс на видео...) Концепция подобных произведений искусства мне ясна. Но меня мучает один вопрос: на что живут художники-концептуалисты, чью работу нельзя, грубо говоря, повесить на стеночку?

Наткнулась тут недавно на интервью с немецким художником Вольфгангом Лаибом (Wolfgang Laib). Человек сидит и засыпает в МоМе в Нью-Йорке огромное квадратное пространство выставочного помещения жёлтенькой пыльцой ореховых деревьев. Стучит столовой ложечкой по ситечку, равномерно распределяя по полу своё добро, которое он собирал больше 20 лет на просторах Южной Германии. Говорит, что собирает эту пыльцу собственноручно, хотя мог бы нанять людей. Ведь никто не ожидает от западного человека такой неторопливости и неспешного течения жизни. Говорит и о том, что выучился в своё время на врача, но ни дня не работал по специальности. Сведение человеческой натуры к физическому его отталкивает. На художника он тоже никогда не учился, потому что его тошнит от художественной академичности и художественной тусовки. Вместо того, чтобы давать юным талантам жить, в них запихивают, по словам Лаиба, всякое академическое говно. И вообще ему нравится быть одному. Всё, что значимо для творческого пути Вольфганга, - его собственный жизненный опыт, который он переваривает в свои пыльцовые и восковые скульптуры (ну т.е. из воска у него тоже много чего есть, например целые комнаты).

Wolfgang Laib
Фотографии отсюда: www.art-magazin.de

Вольфганг очень строго машет пальчиком в сторону "практичных" художников. Ликует, что те коллекционеры, которые собирают искусство ради денег - не покупают его скульптуры. А он тем временем признан во всём мире: выставки в самых значимых выставочных залах, поместье и огромное ателье на Юге Германии, жизнь в крупных городах мира и самых разнообразных странах.

И на этом месте меня начинает свербить мелочное: откуда у него это всё? Имеет ли право человек, который явно зарабатывает на жизнь чем-то другим: биржевыми спекуляциями, процентами от наследства, торговлей и т.д. судить тех, кто своими руками и головой, т.е. своим творчеством, зарабатывает на булку с маслом?

И ещё один вопрос. Чему нас учат такие случаи? Ничему? Ошибаетесь. Концепция - это 90% удачного предприятия. Смог придумать и продать необычный концепт за много денег и заработать на этом имя, можешь всю оставшуюся жизнь заниматься любимым: ползать по полу и рассеивать через ситечко ореховую пыльцу.

..................
Интервью с В.Л. на немецком: www.art-magazin.de
Tags: art & artists, вдохновение
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 20 comments