{Natalie Ratkovski} (conjure) wrote,
{Natalie Ratkovski}
conjure

Categories:

О хорошем дизайне: 10 тезисов Дитера Рамса

Недавно в комментариях к постингу о моей ученице у нас зашёл разговор о том, нужно ли как-то следить за современными тенденциями в дизайне, чтобы создавать хорошие, профессиональные вещи. Вот здесь ветвь разговора: о дизайне.

Я придерживаюсь мнения, что современные тенденции - это не всегда хороший ориентир для дизайнера. Часто повальная мода на какой-то один стиль оформления, шрифт, цвет или даже мода на какого-то популярного дизайнера оставляет за кадром не только сам продукт, но и цели заказчика, впрочем как и потребности конечного потребителя. Дизайнеру желательно не прислушиваться к моде, но к природе отдельно взятых вещей, которые он оформляет.

Так же на формспринг мне как-то приходил вопрос от некоего отчаявшегося заказчика, который хотел наконец-то понять, как ему оценивать, хорошую ли ему работу сдал дизайнер, которому он заплатил денег. Я об этом ещё раз напишу более подробно (там я уже ответила), но какие-то общие вещи можно уже узнать из списка тезисов о хорошем дизайне, которому посвящён этот постинг.

По этим двум поводам - о тенденциях и об оценке работы дизайнера - я не поленилась и перевела 10 тезисов Дитера Рамса о хорошем дизайне. Надеюсь, что этот список поможет как дизайнерам, так и заказчикам.

Dieter Rams


Если вам ничего не говорит имя Дитер Рамс (Diter Rams), и вы не совсем понимаете, зачем должны прислушиваться к его советам о том, что такое хороший дизайн, я просто скажу, что если бы не было этого человека, с большой вероятностью на свет не появилась бы такая линейка продуктов компании Apple как iPod, iPhon и iPad. Продукты, которые цитируют в той или иной форме ранний дизайн Рамса из 80ых.

Дитер Рамс, рождённый в Германии незадолго до начала Второй Мировой Войны, стал после неё одним из самых влиятельных индустриальных дизайнеров в мире (его даже художники оценили и пригласили на dOKUMENTA 3 в Касселе, та самая, но уже под номером 13, о которой я рассказываю все последние недели: dOKUMENTA 13). Целью его разработок стало создание ясных, простых форм в индустриальном дизайне в соответствии с материалом и простотой обращения. Практически вся продукция знаменитой фирмы Braun, для которой Рамс работал достаточно продолжительное время, придерживалась описанной выше концепции.

10 тезисов Рамса, которые я перевожу ниже с немецкого, применимы, по моему мнению, не только к области индустриального дизайна. Графическим дизайнерам, иллюстраторам и фотографам тоже есть над чем задуматься.

Оригинал на немецком можно найти здесь: 10 Thesen von Dieter Rams

Дитер Рамс: «Критерии моей работы дизайнером и основные черты своей философии я сформулировал в 10 тезисах о хорошем дизайне. Однако, они не могут и не должны быть чем-то неоспоримым, потому что представления о том, что является хорошим дизайном, меняются и развиваются со временем так же, как техника и культура.»

Хороший дизайн - инновативный
Всегда можно усовершенствовать уже существующую вещь. Постоянное развитие технологий приносит с собой и новые возможности для инновативных концепций в дизайне, которые позволяют оптимировать степень полезности и практичности продукта. Однако инновационный дизайн должен создаваться только в совокупности с новыми технологиями, а не быть самоцелью.

Хороший дизайн делает продукт пригодным к употреблению
Покупатель преобретает какой-либо продукт для того, чтобы пользоваться им. Он, продукт, должен выполнять определённые функции – как основные, так и дополнительные, отвечающие психологическим и эстетическим потребностям потребителя. Хороший дизайн делает всё возможное для практичности и оставляет за кадром всё, что не соотсвествует этой цели.

Хороший дизайн – эстетичный
Эстетичность продукта является важной составляющей для его практического использования. Потому что приборы, которые мы используем ежедневно, создают наше окружение, влияют на наше ощущение и самочувствие. Красивым может быть только то, что хорошо сделано.

Хороший дизайн делает продукт понятным
Он, дизайн, вносит уточнения в структуру продукта. Даже больше: хороший дизайн помогает понятным и доступным языком объяснить продукт. В идеальном случае продукт начинает говорить сам за себя.

Хороший дизайн – честный
Он не представляет продукт инновативнее, мощнее, ценнее, чем он есть на самом деле. Хороший дизайн не пытается манипулировать потребителем, раздавая обещания, которые не может сдержать.

Хороший дизайн - ненавязчивый
Продукты, которые служат определённой цели, имеют характер инструментов для работы. Им не нужно быть декоративными или служить искусству. Поэтому их дизайн должен быть нейтральным. В центре внимания должен стоять человек, который нуждается в этих инструментах для самовыражения, а сам продукт отойти на задний план.

Хороший дизайн - долгожитель
Он не стремится быть модным, поэтому не выглядит со временем антикварным. В сравнении с быстротечным дизайном в мире моды хороший дизайн должен прожить достаточно долго даже а нашем обществе одноразового потребления.

Хороший дизайн последователен до мелочей
Ни одна деталь в устройстве продукта не должна возникать из-за временного каприза или случайно. Тщательность и точность в оформлении – выражение уважения к потребителю.

Хороший дизайн - экологически чистый
Он вносит свою лепту в сохранение природных богатств. Хороший дизайн означает экономию ресурсов и сокращение физического и визуального загрязнения в рамках оформления продукта.

Хороший дизайн – так мало дизайна, как только возможно
Зачастую меньше дизайна – означает больше. Концентрируйтесь на главном вместо того, чтобы заполонять продукт лишними деталями. Вернитесь назад к простому и чистому!

Тезисы были составлены в октябре 1995 года и минимально изменены в 2002 году.
Tags: design, вдохновение, вы нам писали
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 28 comments