{Natalie Ratkovski} (conjure) wrote,
{Natalie Ratkovski}
conjure

Categories:

2 кадра из детства...

Иногда наше сознание играет с нами очень даже странные шутки. С Вами случалось такое, что вдруг целые вагончики воспоминаний сходят с рельс и исчезают где-то в глубине "оврага"? Жертв не было, о вагонах быстро все забыли, Вы сами в том числе. А оказывается там столько всего приятного!

Это даже не вагончики, а какие-то драгоценные шкатулочки, обитые бархатом. Как можно было забыть о таком кладе? Вот и сейчас, я писала Алике вот здесь о том, как моя бабушка, покойница, сердилась на меня, что я не могла понять, как набрать на спицах 2-й ряд.

Я до сих пор не умею вязать и к своему стыду не испытывала даже какой-то тяги к этому. А бабушка моя была просто умницей. Мастерица на все руки. Ее вышивки на нежном шелке на очень изящной, с огромной педалью, кучей потайных ящичков и приятно шуршащим колесиком китайской машинке приводили меня просто в восторг! Вязание, в том числе и трудоемких пуховых платков, ткание ковров - она все умела.

На огромном ткацком столе, сооруженном моим дедушкой, была натянута плотная ткань с рисунком на нем (рисунок наносила бабушка с помощью копирки, собирая всякие узоры из журналов или вырезая их из старых покрывал). Станок этот был с передвижными и съемными трубами по бокам, на которые был нашит по всей длине с обеих сторон белый материал. Огромный, как стол для большой семьи, он занимал почти весь зал, а когда работа оканчивалась, дедушка разбирал его и прятал на чердак.

Будущий ковер (такнь с рисунком) пришивался по длинне с обеих сторон к белому материалу и почти весь наматывался на левую сторону станка-стола. По мере заполнения рисунка нитками, ткань осторожно перематывалась на правую сторону. Почему осторожно? Иголка, которую я опишу ниже, не позволяла задевать, как на швейной машине багодаря челноку и шпульке, вторую нитку, которая бы закрепляла верхнюю. Поэтому стежки удерживались только сопротивлением материала. Когда ковер был заполнен цветными стежками, на ту сторону, которую запоняли, обыкновенным обойным клеем, усилиями всей семьи, клеилась основа из тонкого материала, которая и закрепляла все это дело. А лицевая сторона ковра была именно та, на которой висели петельки. Когда все высыхало, края аккуратно обрезали и обшивали шерстяной ниткой, обычным обметочным швом.

Так вот, ткацкая иголка была такой. (Описываю и рисую по памяти, поэтому не обессудьте :))
Пластмассовая продолговатая сердцевина катушки ниток мулине со вставленной вовнутрь иголкой от капельниц на обыкновенном кусочке стерки. В иголке сверху была дырочка, чтобы иголка функционировала по типу иглы швейной машины. Я уже не помню, была ли дырочка уже там, или ее как-то хитро просверливали. Нитку пропускали через сердцевину, вытягивали кончик в дырочку в иголке и она была готова к работе :). Стежки были все одинаковой длины на внутреннюю сторону, потому что дырочки в иголках были на одном и том же месте и каким-то таинственным образом не позволяли иголке дальше проникать в ткань.



Я помню эти долгие зимние вечера. Теплая комната, я лежала на полу под этим сооружением, смотрела на свет лампы через поры упругой ткани и следила за иголками бабушки и мамы, которые то появлялись, то исчезали. Они от увлечения работой почти даже не разговаривали. Я задерживала дыхание, потому что мне казалось, что я дышу громче, чем паровоз и даже заглушаю звуки прокалывания иглами толстой ткани :)

А это просто 2 кадра из детства...




Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments