{Natalie Ratkovski} (conjure) wrote,
{Natalie Ratkovski}
conjure

Category:

Про копирайты

И всё-таки иногда мне кажется, что возникшая ситуация со всевозможными копирайтами только тормозит процесс развития дизайна и иллюстрации. Тот, кто хочет украсть - и так украдёт, сделает на этом деньги и откупится от пострадавшего, если нахала вообще застукают, а нормальным людям, как обычно, нужно нести на себе всю тяжесть бремени законов.

Например, у меня в книге есть глава о том, как важно знать, что уже сделали до тебя. Все высказывания, что нужно приступать к работе "невинным", чтобы придумать что-то по-настоящему оригинальное, я не принимаю всерьёз. Такое себе могут позволить только люди, которые не зарабатывают искусством, дизайном или иллюстрацией на жизнь. К тому же знать и копировать - две разные вещи. Даже если увиденные картины где-то засели на уровне подсознания, никогда, вот никогда не нарисуешь так же, как в оригинале, если рисуешь по воспоминаниям, а не слизываешь 1:1 с картинки. Приступая к работе несведущим, - всегда рискуешь нарисовать то, что уже кто-то, а особенно кто-то знаменитый, до тебя нарисовал. Пойди потом, обясни, что из головы рисовал, а не подглядывал у соседа.

В книге я привожу типичный пример того, когда лучше знать, что до тебя уже сделали - "Алиса с стране чудес". Самая иллюстрируемая детская книга, если я не ошибаюсь. На втором месте всякие Дюймовочки и Буратины. Так как у меня на полке стоит уже ни одна книга про Алису, выполненная разными иллюстраторами, я могла бы читателю показать, как какую-то характерную сцену из книги, например, падение Алисы, проиллюстрировали профессионалы в разные времена. Я заплатила за эти книги. Они не просто часть моей жизни, они тупо - часть моего интерьера. Если я показываю свой диван на фотографии - производитель не прибежит ко мне, размахвивая адвокатом, что я должна ему копирайтов отсыпать. А попробуй показать книгу, развёрнутую на диване. Ага. Как бы ни так. Тут же начнутся проблемы. И что же получается. Вместо того, чтобы показать примеры разных иллюстраций Алисы из разных книг, прорекламировать их и, может, заинтересовать читателя купить их себе на полку, я привожу тупые схематичные рисунки иллюстраций из Алисы, потому что издательства, у которых я прошу разрешения, либо молчат, либо требуют столько всего за одну единственную картинку в книге, в которой 400 других иллюстраций, что проще, простите, забить на них и нарисовать тупую схемку, чтобы элементарно не выбрасывать ценную информацию из книги и дать читателю понять, о чём речь.

Многие просто боятся, что их иллюстрации будут использоваться в качестве дурного примера, и поэтому не дают свои работы для публикации в чужой учебной литературе. Должна признаться, что у меня действительно был случай, когда человек попросил мою работу, я тут же дала - потому что всегда даю свои работы, если их просят для книг или сборников, а позже обнаружила в тексте приписку под своим рисунком:"А вот так делать не нужно". Я исходила из того, что человек знаком с некоторыми принципами иллюстраторской этики. Антиреклама для иллюстратора в учебниках или сборниках по иллюстрации - убийственна. Хочешь как автор рассказать, как делать не нужно - сделай свой пример и покажи его именно как пример, а читатель уж пусть сам делает выводы и вспоминает, видел ли он такое в настоящей жизни. А показывать пальцем на чужуб работу, когда человек тебе её подарил, - мягко говоря, не очень красиво.

Со своей стороны могу только ещё и ещё раз подтвердить, что люди, которые прислали мне свои работы - мои друзья или горячо любимые мною иллюстраторы. Сделать надпись под чужой работой "так не делают" - это последнее, что мне бы вообще пришло в голову. Все илллюстрации были мною собраны только в целях продемонстрировать читателю, как делать можно и НУЖНО. Но я уже устала объяснять это издательствам и просить о милосердии. Надоело. Честно. Не могу больше. Во всяком случае не сейчас, когда работы и так выше крыши.

В общем очень я сердита на издательства с их копирайтами. Понять их можно - в книги вкладывается куча денег и труда, но должны же быть какие-то разумные границы? Неужели они думают, что вор пришёл бы вежливо просить разрешения использовать свою собственную фотографию их книги? Или я ошибаюсь и не вижу какого-то важного аспекта, почему они ведут себя так, как ведут?
Tags: вдохновение, о моих книгах
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 17 comments