{Natalie Ratkovski} (conjure) wrote,
{Natalie Ratkovski}
conjure

Как оформить портфолио и кому это нужно?

Итак, в продолжение темы последнего постинга про то, как стать иллюстратором: http://conjure.livejournal.com/460583.html


Бумажное портфолио
В постинге «Как стать иллюстратором» у меня спросили, а правда ли, что бесполезно иметь печатное бумажное портфолио. Что здесь сказать? Смотря кому... Если у человека есть постоянная работа и постоянные клиенты, то может быть и не нужно. А тем, кто ищет работу – без него никуда.


В прошлом году я была на выставке детской книги в Болонье (о моих впечатлениях можно почитать в постингах, начиная с этого http://conjure.livejournal.com/347089.html), и меня там поразила одна вещь. Перед стендами издательств, особенно таких как Nord-Süd, Grimm-Press и прочих, стояли в огромных очередях просто толпы иллюстраторов, переминаясь с ноги на ногу и прижимая к телу папки со своими работами.



Мне-то хорошо, я там как турист ходила, могла расслабленно посмотреть со стороны за чужими переживаниями, не вовлекаясь в них. А со стороны было намного заметнее, что издатели, все как один, раздражённо перебирали разномастные рисунки, которые иллюстраторы извлекали из своих видавших виды папок (некоторые даже умудрялись подсовывать издателю рисунки в целлофановых кармашиках...), получали пару каких-то замечаний и комментариев так, что слышала вся остальная очередь, и удалялись, слегка побитыми. В то время, как одни издательства напряжённо и раздражённо разбирались со всё прибывающими и прибывающими иллюстраторами, другие, наученные горьким опытом, выставляли прямо перед стендом издательства огромные объявления крупными красными буквами: «Приём иллюстраторов с 15:00 – 16:00» Нужно ли рассказывать, какие там с 15:00 очереди выстраивались?

Я не знаю, какова статистика успехов таких иллюстраторских набегов на издательства, но со стороны выглядело всё более чем печально. Меня не покидала мысль, что иллюстраторы напрочь отказываются понимать, что люди – издатели т.е., заплатили большие деньги, чтобы попасть на эту выставку: место, оформление, питание, перелёт и проживание. И что они уж точно не для того приехали, что найти очередную звезду-иллюстратора, а чтобы заполучить хорошего покупателя для своих изданий! Т.е. издательства приехали продавать готовый товар, чтобы окупить затраты на прошлых звёзд: дизайнеров, иллюстраторов, редакторов, писателей и менеджеров.

У коллег, которые уже успели постоять в подобных очередях на выставке в Болонье, я попыталась выяснить, зачем они это делали. Ведь можно было красиво оформить портфолио и отправить в любую точку планеты, не унижаясь в таких очередях. Я понимаю, что такая выставка – уникальная возможность вообще узнать о том, какие издательские дома есть, но зачем их тут же атаковать? Мне такой метод кажется более, чем неэффективным. Но коллеги возражали, и говорили, что у бедных иллюстраторов нет денег на портфолио, да и хочется выслушать мнение о своих работах.

Нет, ну простите, вы же на профессиональную выставку приехали, а не на слёт пионеров с посиделками вокруг костра! К тому же портфолио не обязательно печатать на высокачественной бумаге с золотым теснением! Для этого Боженька придумал артбуки, скрэпбуки, эскизные блокноты, открытки и по-разному сгибающиеся флайеры!



А потом я поняла. Многие, видимо, просто не знают, что все работы нужно показывать только однородно оформленными, что приносить нужно только те иллюстрации, которые сам считаешь сильными и достойными внимания и давать людям в руки такой формат портфолио, чтобы оно не занимало полкоманты! Я больше, чем уверена, что если бы иллюстратор, выстоявший в такой очереди, достал серьёзно оформленное портфолио, его бы и воспринимали как профессионала, готового к сотрудничеству, а ни как пионера, которому нужно разрешение вожатого, чтобы собирать хворост для костра.


Фото отсюда: http://lookslikegooddesign.com

Т.е. причина номер один - грамотно представиться лично на профессиональной выставке.

***

Причина номер 2 и более веская, чем атака издателя на проф. выставке - поиск постоянной работы. Не все иллюстраторы сплошь и рядом фриленсеры. Есть и такие, которые хотят работать только на одно агентство или издательство, хотят постоянное место работы, постоянную зарплату и нормированный рабочий день.



Иллюстратору, находящемуся в поисках постоянной работы, необходимо уметь не только правильно представиться, но и показать будущему работодателю, на что он способен. Уточню, на всякий случай, что в данном случае речь идёт о так называемом активном поиске работы – т.е. издательство или агентство вроде бы никого не ищет, но Вам так хочется с ними работать, что сил нет – и Вы обращаетесь к ним напрямую, не дожидаясь, пока Вас обнаружат.

Как я уже говорила в комментариях здесь http://conjure.livejournal.com/460583.html, я не знаю, как в России обстоит дело с бумажным портфолио, но в Германии оно жизненно необходимо. Любая почта долетает у нас по стране в течение одного дня, поэтому можно не волноваться, что пакет с оформленным портфолио и резюме где-то затеряется. В крайнем случае можно послать заказное письмо с оповещением о получении.

Люди, присылающие своё портфолио и прочие необходимые документы только в цифровом виде, рискуют проиграть в поединке с коллегами, которые не поленились оформить своё портфолио в бумажной форме - красиво, оригинально и тем не менее не упустили все необходимые «мелочи» и дополнительно приложили диск со всеми работами!


Фото отсюда: http://lookslikegooddesign.com



***

От мужа, который постоянно берёт людей на работу и сам ведёт собеседования с кандидатами на должность разработчика программного обеспечения, я знаю, что именно по правильному, грамотному и аккуратному портфолио и резюме отдел кадров ведёт предварительный отбор рабочих, прежде чем документы попадут к нему, как к начальнику отдела, на стол. Печатать красиво документы из электронного письма и искать для них подходящую папку у будущего работодателя никто не будет. Электронные портфолио и резюме считаются признаком непрофессионализма и легкомысленного, даже если хотите, пофигистского отношения к работе и работодателю вообще.

К тому же в печатном виде всё Ваше добро необходимо и в случае, если Вас пригласят на собеседование, - никто не станет выискивать ваши PDF-документы у себя на компе, а предпочтёт держать в руках что-то красивое и аккуратное, оформленное самим человеком, не говоря уже о том, что Вас просто заметят быстрее и не пройдут мимо!


Фото отсюда: http://www.unexampled.org

Что нужно сообщить в портфолио и резюме?
О каких «мелочах» при поиске работы, собственно речь? О тех, которые необходимы совершенно постороннему человеку – будущему работодателю, чтобы познакомиться со своим будущим сотрудником.

Многие иллюстраторы делают ошибку и забывают элементарно представиться: «Портфолио иллюстратора Васи Петечкина». В идеале иллюстратор, по примеру дизайнера, должен продумать, как объединить в одном короткую справку о себе, контактные данные, «ссылки» на успешные проекты или награды, если имеются, и показать свои самые лучшие работы, отвечающие требованиям и полю деятельности будущего работодателя.

Я как-то видела портфолио девушки-иллюстратора, где она даже своё резюме нарисовала: на большом развороте она отобразила шкалу от нуля (от рождения) и до настоящего года и нарисовала под ней себя в разные периоды жизни с бутылочкой, памперсами, дипломами и уже собственными детьми на руках.



В большинстве случаев в Германии работодателю даже интересно, не было ли у Вас трудностей с полицией, и он просит прислать со всеми документами и справку из полиции, что «не был, не состоял, не участвовал».

От ищущего работу ожидают, что он пришлёт:
- подробное резюме: когда и где родился, где учился в школе, какой, когда женился, какой вуз окончил и с какими документами, чем увлекается в свободное время, что умеет дополнительно к своей профессии (например, знание многих языков очень в цене).
- копии документов всех упомянутых выше дипломов, даже если речь о детской художественной школе.
- описание проектов, Вашу роль в них и иллюстрации к проектам.


Фото отсюда: http://www.derjo.de

От иллюстратора дополнительно ожидают, что он не пришлёт что-то сухое и формальное, а умело обыграет и вплетёт все документы и работы в одно целое, однородное и красивое.

Фото отсюда: http://www.pixelpoodle.com

В статье «Как сделать, чтобы Вас заметили или что такое guerilla marketing» http://conjure.livejournal.com/455627.html я уже предлагала несколько схем мышления, как именно необычно и со вкусом оформить собственное портфолио. В комментариях к постингу тоже были хорошие идеи.



Электронное портфолио
Какие виды электронного портфолио имеются? Конечно же собственная страница иллюстратора, собрание работ на всяких фликрах, бехансах и прочих тематических форумах и платформах, портфолио на странице у собственного агента.

Электронное портфолоио в формате PDF можно предложить у себя на странице к скачиванию, его можно держать всегда под рукой в поисках агента, чтобы обратить внимание успешного «распространителя» и на собственные работы.

Поэтому садимся и переводим своё печатное портфолио в более удобоваримый и сжатый вид:
- представляемся
- коротко пишем, кто мы, откуда взялись, с какими клиентами работали и где публиковались
- прилагаем список своих иллюстраций с подробным описанием к ним
- не забываем сообщать свои контактные данные: электронный адрес, скайп, номер ICQ, телефон и пр.
- не забываем, что файл должен смотреться красиво, но не весить больше 1-2Mb.

Все остальные требования – оригинальность решений при оформлении, оригинальность подхода и умение представиться необычно, но вменяемо – тоже никто не отменял.

Итак, для чего может пригодиться цифровое портфолио:
- представиться для участия в каком-нибудь арт-проекте
- представиться агенту
- представиться при участии в конкурсе
- представиться новому другу, который представит вас знакомому артдиректору
- представиться, представиться, представиться...

Напомню. У каждого иллюстратора есть два выхода найти работу: активный и пассивный.
В первом случае нужно оформить портфолио – бумажное или цифровое и разослать во все издательские дома или агентства, с которыми бы хотелось работать.



Если через месяц не пришло ни одного ответа, хотя были разосланы 100 писем и папок с работами в 100 разных агентств – причин для уныния нет! Главное не сделать самую распространённую ошибку и не пытаться выяснить, почему не ответили, стараясь пропихнуть ещё раз портфолио, на которое уже и так не было ответа. Нужно садиться, добавлять в портфолио свежие работы и снова слать!

Ещё несколько примеров, как можно оформить красиво и необычно собственное портфолио:




















И что, всё ещё есть сомнения, что портфолио, цифровое или печатное, необходимо при поиске работы и потенциальных клиентов?

....................
Если вдруг нужно будет сослаться:
Tags: design, вдохновение, вы нам писали, иллюстраторы и их работы, мои статьи, о моих книгах, разные культуры
Subscribe

  • Пасхальная история

    Много лет назад я уже публиковала эту историю на страницах своего журнала. Но хорошего не бывает много. Поэтому пунктуально к католической Пасхе я…

  • Ёлочные игрушки

    Декабрь — время подводить итоги и настраиваться на лучшее. Но лично я с детства жду этого месяца, потому что обожаю ёлочные украшения. Самые любимые…

  • Чем опасны однополые браки и Почему у этой "проблемы" женское лицо

    Для меня всегда оставалось загадкой, почему люди идут на баррикады, когда речь заходит о заключении официального брака между однополыми партнёрами.…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 19 comments

  • Пасхальная история

    Много лет назад я уже публиковала эту историю на страницах своего журнала. Но хорошего не бывает много. Поэтому пунктуально к католической Пасхе я…

  • Ёлочные игрушки

    Декабрь — время подводить итоги и настраиваться на лучшее. Но лично я с детства жду этого месяца, потому что обожаю ёлочные украшения. Самые любимые…

  • Чем опасны однополые браки и Почему у этой "проблемы" женское лицо

    Для меня всегда оставалось загадкой, почему люди идут на баррикады, когда речь заходит о заключении официального брака между однополыми партнёрами.…