{Natalie Ratkovski} (conjure) wrote,
{Natalie Ratkovski}
conjure

Category:

Размышления об иллюстрациях Свена Нордквиста (Нурдквиста?)

Sven Nordqvist - шведский писатель детских историй и иллюстратор. Я не уверена, как его имя правильно пишется по-русски - Нордквист или Нурдквист, потому что в немецком переводе оно произносится как Нордквист, а по-шведски может Нурдквист и поэтому в русском он тоже Нурдквист? У меня пока только 2 его книги Как Финдус пришёл к Петтсону, Рождественские гости у Петтсона. Я покажу некоторые иллюстрации из этих книг и поделюсь своими впечатлениями.

001


Свен родился в 1946 году, выучился на архитектора и долгое время преподавал, прежде чем стать успешным автором и иллюстратором детских книг. Его самые известные и успешные книги про Петсона и Финдуса (На немецком он стал Петтерссоном, видимо потому, что слово Pettsson созвучно в немецком с обидным - ябеда - Petze.), про маму Му и одна из книг "Где моя сестра?" даже удостоилась почётной награды Августа Стриндберга. Кроме того, за свои заслуги перед человечеством Свен Нордквист получил награду шведского фона Астрид Линдгрен.

010

Как я уже писала здесь http://conjure.livejournal.com/438128.html этого автора, вернее его иллюстрации, я полюбила не сразу. Тексты мне как-то сразу показались очень смешными и по-настоящему добрыми, а к иллюстрациям пришлось привыкать и хорошо, что я их всё-таки "разглядела".

Процесс привыкания к иллюстрациям этого автора у меня длился довольно долго, потому что я очень не люблю карикатуры (люди у Нордквиста как раз такие несколько карикатурно-носатые) и грязноватые акварели.

На мой вкус, людей нужно рисовать так, чтобы чтобы было сходство, но и узнаваемость руки иллюстратора не терялась, и чтобы конкретно узнаваемость не достигались гипертрофированным представлением отдельных частей тела. Но это так - пунктик у меня такой. С грязными акварельками тоже всё понятно - советская школа акварели и критика учителей в художественной школе, если я пыталась рисовать чёрные контуры, добавляла чистую чёрную краску в самые разные цвета или не соблюдала порядок заливок тёмными и светлыми тонами.

А потом случилось чудо - друг спас жижзнь друга после десятка книжных заседаний с ребёнком я стала рассматривать картинки и получила от них огромное удовольствие.

Во-первых, Свен не пытается поставить свои иллюстраторские амбиции на передний план - он рисует то, что написано в тексте, хоть и им же написано :-). Рисует так, что ребёнок может пошагово проследить за сюжетом. Мой ребёнок безумно радуется, что может читать вместе со мной - находит пальчиком то, о чём только что прочитала мама.
012
Это иллюстрации из книги Как Финдус пришёл к Петтсону - Петтсон ищёт Финдуса в самых невероятных уголках дома.

Для так называемой свободы художника Нордквист использует другой приём - он вводит в сюжет целый ряд вымышленных существ - очень милых, любопытных и чудаковатых. В первой книге "Как Финдус пришёл к Петтсону" эти существа ещё упоминаются в тексте, а уже в другой книге, которая у меня есть - "Рождественские гости у Петтсона", на страничках появляются и новогодние гномы, и карликовые олени, и пингвины на лыжах, словом кучка всего, что дополняет сказочный мир говорящего кота.

013

011

Что мне сразу бросилось в глаза - любовь Нордквиста к деталям. Но не просто любовь к деталям интерьера - рамки, ложечки, подсвечники, чудные носки и коврики, но и любовь к человеческим деталям. Например, такие расслабленные, естественные позы может отобразить только очень наблюдательный художник, рисующий много с натуры.
014

Художников, пренеблегающих "живыми" набросками, видно издалека - у них в основном фронтальные, плоские, одинаково-ровно эмоциональные рисунки. Я по себе замечаю, что как только перестаю какое-то время рисовать с натуры, изображение умирает, становится кукольно-застывшим.

007

Сосредоточенные, сердитые или довольные лица выглядят у Нордквиста настолько естетсвенно, что невольно переносишься в мир Петтсона и Финдуса, расслабляешься, переживаешь, сердишься или улыбаешься, словом, окунаешься с головой в события книги.
002

004

005

006

008

И котик у него очень эмоциональный, такой человеческий детёныш, но в то же время и сказочный, равноправный партнер Петтсона.
003

Признаться честно, я бы не купила себе эту книгу как дизайнер и иллюстратор, т.к. отдаю предпочтение нексколько другим техникам исполнения иллюстраций в книгах, которые покупаю для себя. Но я рада, что открыла для себя и для детки этого автора - с милыми, простодушными и добрыми историями и иллюстрациями самого автора, передающими как нельзя лучше общий настрой книг и их настояще-сказочное содержание.
009
Tags: вдохновение, детские книги, иллюстраторы и их работы, отличные книги
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 28 comments