{Natalie Ratkovski} (conjure) wrote,
{Natalie Ratkovski}
conjure

Categories:

Школа, мой компас земной

С подачи Дины (feruza) уже который день думаю о школьном образовании. Ещё совсем недавно я была большим противником хоумскулинга. Не могу сказать, что решилась бы на такой шаг, оставить своего ребёнка учиться дома. Но это скорее потому, что я просто не верю, что у меня достаточная квалификация, усидчивость и действительно есть силы на такой подвиг- Но это не значит, что кто-то другой, тем более Дина, не может справиться прекрасно с задачей. А также не отменяет того, что я очень недовольна системой официального школьного образования.

Как будто нарочно услышала вчера по пути домой очень интересное интервью по радио. Рассказывали вообще-то о Литколоне (литературный ответ Чемберлену искусства - Артколону), т.е. о литературной выставке в Кёльне, и пригласили на достаточно занимательную беседу о школе и современных методах обучения, например, e-learning, автора книги об экспериментальных методиках обучения и, по совместительству, основателя одной из так называемых альтернативных школ, которые пользуются, якобы, большим успехом. К сожалению, я включила уже где-то минут через 5 после начала, а потом, как не пыталась, не смогла расслышать в конце передачи имени участницы, Бел... что-то там. На WDR вообще очень много дикторов, у которых серьёзные проблемы с дикцией. Уже не первый раз замечаю. Все мои попытки найти передачу на странице радиостанции зашли через час потерянного времени в тупик. Так вот, приглашённая дама очень много рассказывала, что именно в её школе по-другому. Многие вещи привели меня в восторг, хотя я бы ей с удовольствием задала целый ряд других вопросов, чем те, что ей подсовывал ведущий.


Во-первых, нет никаких контрольных, тестов, оценок и прочих других методов давления и конкуреции. Просто мечта! Это при том, что я в школе была отпетой отличницей. Ученикам выдаётся список того, что в четверти нужно знать. А потом с детьми просто ведутся дискуссии, чтобы учитель всё-таки мог получить картину того, кто чем заинтересовался и что выучил. Я не услышала в передаче главного, как потом таких детей передают в руки институтов и университетов, т.к. там ведь уже для одного поступления всё завязано на стандартной системе оценки знаний.

Хотя вот даже моё обучение здесь в институте - просто блестящий пример самостоятельного планирования собственного образования. Экзаменов у нас, конечно, никто не отменял, но в первый день первого семестра мне выдали список со всеми предметами, которые нужно было сдать за всё время обучения, с оговоркой о предметах первой и второй части процесса. И всё. Как ты будешь ходить, с кем, к кому, когда сдавать экзамены - твоё личное дело. Правда те, кто получал стипендию всё-таки двигались в жёстких рамках. Им, бедным, не платили деньги, если к такому-то числу в конце семестра не сдавались такие-то предметы. А когда я уже завершала учёбу, у нас ввели штрафы для тех, кто не уложился в регулярное время учёбы - 8 или 10 семестров + 2 "толерантных" (уж не помню точно, там какая-то формула была). Т.е. учёба становилась сильно платной за каждый превышенный семестр. Т.к. я на протяжении всего обучения всего 2-2,5 дня в неделю училась, а остальное время работала, в своё время я с дрожью позволила преподавателю перенести мою дипломную с конца 11-го семестра на самое начало 12-го, но оказалось, что меня ещё пронесло и мне не пришлось платить за семестр вместо 124 евро с копейками, 600 евро с мелочью.

Но, возвращаясь к передаче. Кроме многих других волновавших меня вопросов, женщина так и не поведала о том, хотя бы на махоньком примере, какие именно методы проверки знаний они применяют, а также, что именно используется в качестве мотивации. Потому что там, где одному ребёнку интересно, и он тут же откликается на зов увлекательной темы, другому может стать скучно, и он может просто пустить своё самообразование на самотёк, постепенно закрываясь от мира, как ракушка.

Тётенька очень много говорила о том, что в её школе больше нет фронтального преподавания, унаследованного от церковных школ и церковной системы вообще, когда учитель стоит перед пультом, сидит за столом или стоит у доски, проповедуя и выдавая инструкции с высоты собственного совершенства. В альтернативной школе учитель сидит в тесном кругу учеников на таком же стульчике, как и дети. Присматривается к каждому отдельно взятому ребёнку и мотивирует по отдельно составленному плану к работе.

Очень много и красочно автор рассказывала о том, что в стандартной школе учителя больше не видят перед собой человека, личность. Мне конечно тут же вспомнилась моя школа и класс из 30-32 человек... Попробуй за 45 минут к каждому приглядеться, как к личности, и уважить. Хотя, знаете, как многие говорят, что мол всем не напомогаешься и не спасёшь, и не помогают в итоге даже тому одному, кому могли бы. Так же и в классе из 32 темпераментов можно было бы по очереди присматриваться и помогать хоть кому-то. Но увы.

Кстати, в этой альтернативной школе нет строго регламентированного времени урока. Если учитель чувствует, что на данном этапе всё сказано, детей просто отпускают. Если нужно больше времени, то берут больше. Только как же тогда координация с другими учителями? Чем занимаются дети в ожидании следующего урока, где находятся?

Я конечно понимаю, почему тётенька с таким интузиазмом рассказывала о своей школе - помимо того, что может правда ей хочется что-то изменить, книжку свою опять-таки продать надо, школа поди тоже не самая дешёвая (хотя, нужно же и интузиастам на что-то жить!), да и покажите мне хоть одного, обеспокоенного будущим ребёнка, родителя, который был бы на все 100 доволен сложившейся системой образования, а она как раз из таких. Что она сама мама - сомнений не было, в отличие от ведущего, который явно понятия не имел, откуда берутся дети и как их растят. Но всё равно меня теперь очень интересует эта тема, и так много вопросов. Хочется узнать о всём поподробнее. Интересно было бы услышать мнения, если у кого-то есть такой интересный опыт альтернативного обучения, но не в смысле альтернативно-домашнего, а альтернативно-общественного. Моему пупсику конечно пока только 2,5 годика, но лучше больше и чаще думать о деталях его будущей жизни в обществе, чем схватиться потом за первый попавшийся вариант. Да и время, оказывается, жуть как быстро летит.
Tags: personal
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 70 comments