{Natalie Ratkovski} (conjure) wrote,
{Natalie Ratkovski}
conjure

Categories:

Броненосец и другие приключения

Мы тут все дружно расчихались и расклеились. Как обычно, когда солнце, хорошая погода, и все приличные люди гуляют и наслаждаются жизнью, у нас сопли, температура и домашнее заточение. Утром ребёнок ещё жалостливым голосочком умолял меня, прилипая всем телом:"Мама, Луис хочешь дома остаться" (никак нам не даётся первое лицо), но дорогой приказал всем не ныть и не нюнить. У меня так получилось, что я уже сегодня могла остаться дома и не тащиться в бюро, т.е. реально, между телефонными разговорами и письмами, я планировала продолжить работу над книгой, за которую уже опять 6 дней не садилась. Прислушиваясь к убедительным доводам мужа, перешагнула через материнские предчувствия. Даже поругала себя, что наверняка опять ищу отговорки, чтобы не работать. Крепко обняв ребёнка, понимая, что не смогу писать, когда он дома, отпустила его с папой в садик. Но уже в обед мне позвонила очень взволнованная воспитательница с просьбой забрать пупсика домой. Когда я приехала туда, мне хотелось рвать на себе волосы! Никогда больше не буду игнорировать внутреннее чувство тревоги! Не позволю себе больше такой халатности. Впереди отличная ночка, сейчас уже знаю. Суспензия от температуры перестанет действовать где-то через 4 часа. Так что...

На прошлой неделе я правда успела очень многое. Из книги исчезли все главы с пометками "сходить в библиотеку, дописать, переписать". Однако дописалась до ручки, что больше не могла понять, как писать слово "охарактеризовать". Возникли такие чудненькие варианты написания, что волосы дыбом становятся: и охари, и охаре, и охрене.

Кстати, пришлось выкинуть целую главу. Понятия не имею, как я умудрилась совершенно разными словами и примерами описать одну и ту же технику, засунуть главы в разные места книги и спокойно спать всё это время. Одна глава интереснее начиналась, другая интереснее заканчивалась, но, как ни странно, объеденив написанное, получился большой-большой бред о всём и ни о чём. Пришлось пожертвовать броненосцем... Ну и хорошо, а то я там как-то слишком увлеклась посторонними вещами, слегка потеряв цель из виду.


Вот, собственно, кусок из вычеркнутой главы.

(...) Чтобы понять, что такое ассоциативный монтаж и что общего он имеет с иллюстрацией, нужно ненадолго перенестись в 20-30-е годы прошлого века. В те времена полнометражные фильмы имели одну отличительную особенность. Вне зависимости от сюжета и развития событий, все эпизоды, важные или нет, имели практически одинаковую длину и монтировались только в последовательной, повествовательной очерёдности, создавая тем самым своего рода ритмичность компоновки.

Однако кино, в таком виде, как мы его знаем сегодня - динамичному, агрессивному, насыщенному ассоциациями и событиями, мы в общем-то обязаны Сергею Эйзенштейну, режиссёру таких фильмов, как «Броненосец «Потёмкин» или «Александр Невский». По Эйзенштейну, монтаж должен быть взрывом эмоций. У него даже имеется сравнение последовательности или соседства кадров фильма с японскими иероглифами, состоящими из ряда самостоятельных, зачастую противоположных символов. Лишь объединяя их, можно получить «взрыв» нового понятия, нового образа.

Как раз при монтаже своих фильмов Эйзенштайн и использует комбинации целого ряда противоположных образов, помогающих вызвать определённую реакцию у зрителя. Например, глаз в сочетании с водой, означал слёзы. Ухо и дверь – подслушивание. Сердце и нож – печаль. Или менее однозначные - крупным планом губы и лицо ребёнка означали плач, те же губы и птица – пение. Так ему удавалось не только передать вербальное визуально, но избежать дословных изображений целого ряда достаточно щепетильных ситуаций. Сразу оговорюсь, что сам Эйзенштейн как-то признался, что не все его комбинации понимались публикой однозначно.

Однако, если в фильме можно продемонстрировать, например, грядущий шквал гнева, лишь представляя зрителю лицо, искажённое злостью, а следом паровоз, стремительно набирающий ход, то таким же образом можно нарисовать иллюстрацию, рассказывающую о каком-то событии без того, чтобы напрямую его изобразить. Так, чтобы проиллюстрировать, к примеру, ссору, не обязательно рисовать двух людей, готовых вот-вот наброситься друг на друга. Достаточно продумать символику того или иного события и отобразить её так, (...)
Tags: personal, мысли
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 26 comments