{Natalie Ratkovski} (conjure) wrote,
{Natalie Ratkovski}
conjure

Categories:

Иллюстраторский порядок

Еще студенткой меня удивляло, каким образом учащиеся более старших курсов приносили чуть ли не на каждое занятие пачку новых, оригинальных идей, в то время как я зачастую неделями топталась на месте. Т.е. мне казалось, что всё только осложнялось тем, что на одном предмете могли оказаться студенты абсолютно разных семестров, т.к. в Дортмунде, где я училась, учащимся просто выдавали список предметов, которые нужно было посетить или сдать за всё время обучения. Точный план, куда, как и когда ходить на занятия составлял каждый для себя сам. Исключением были только те, кто получал специальную стипендию (Bafoeg - своего рода кредит от государства, который не нужно возвращать, если учился на отлично, и только частично, если оценки были похуже) - у них были драконовские сроки. Пропусти они их, как студентам тут же урезали или совсем отбирали стипендию. Т.е. реально на один предмет могли попасть люди с диким различием по уровню навыков и знаний, от чего я сначала жутко страдала, пока не поняла, что мне выпала уникальная возможность учиться не только у профессора, но и у себе равного, но уже более продвинутого.

Под давлением негласной конкуренции и погоней за оригинальностью, я не могла различить какую-либо закономерность в массе своих же эскизов, зарисовок и записей даже тогда, когда в конечном итоге находилось удачное решение. Так, начиная каждый раз при поиске новой идеи практически с нуля, путь к оригинальному решению снова затягивался.


Как же выявить такую закономерность? В первую очередь навести порядок и рассортировать собственные находки. Ни в коем случае не выкидывать эскизы и наработки, записывая желательно прямо на них, сколько времени ушло на находку, откуда черпалось вдохновение (для этого даже желательно сохранять всевозможные вырезки из газет и журналов, ссылки на ресурсы и просто случайные картинки, попавшиеся под руку в тот момент). Так же желательно фиксировать уже в процессе дату возникновения эскизов, наработок и промежуточных результатов. Восстановить события по памяти уже при работе над вторым проектом будет просто невозможно. Имея же точную дату создания, будет легче разобраться в хронологическом порядке поисков и проанализировать, на каком этапе был выбран правильный путь или напротив, в какой момент пришлось пробежаться по «неправильной ветке». Заодно можно будет и клиенту абсолютно точно сказать, сколько времени потребуется на будущую иллюстрацию.

Для облегчения работы над новым проектом можно создать простую схему прошлого проекта: Результат Z был достигнут, потому что были сделаны шаги X и Y. Работая над похожим проектом, уже будет предельно ясна необходимость проделать сначала шаги X и Y, а не G и D для достижения цели Z.

Использовать чужие, уже готовые схемы тоже никто не запрещает. Для этого иногда достаточно присмотреться к коллегам. В то время, как одни насыщают собственные работы одними и теми же стилизованными элементами (для узнаваемости почерка), другие, даже имея вполне традиционные взгляды на то, что должен уметь иллюстратор (анатомия, фотореалистичность и пр.) и, владея скучной, по сегодняшним меркам, техникой традиционной живописи, умудряются создать не менее интересные и долгоиграющие работы.

Как-то я наткнулась на небольшое эссе о датском иллюстраторе и гиперреалисте Курте Арде (Kurt Ard), в котором мне особенно запомнилась одна фраза: В начале 60-ых, работая на немецкий журнал телепрограмм «HÖRZU», Курт был настолько популярен, что главный редактор даже пошутил, не выпустить ли им следующий номер журнала без логотипа, только с иллюстрацией Курта на обложке. Ард был узнаваем, несмотря на свою традиционность техники, в которой работал десяток другой современников этого иллюстратора. Его «коньком» были смешные сценки из быта, которые с теплым юмором и особенной любовью к деталям рассказывали о человеческих слабостях, страхах и маленьких радостях.






Это типичная картина, как мы обычно на пляже загараем :-)

Благодаря анализу множества интересных и красивых работ, не только Курта Арда разумеется, у меня сформировалась некая классификация создаваемых иллюстраций. Одни работы преследовали цель поставить привычные представления мира с ног на голову, например изображая уже устоявшиеся мотивы с другой перспективы, под другим углом зрения или глазами третьего персонажа. Например у akuaku часто можно встретить такие смешные штуки: http://akuaku.livejournal.com/240160.html

Другие использовали самые изощренные изобразительные техники, будь то пластилин, коллаж, вышивание крестиком или рисование палочкой на песке. В каждом отдельном случае меня тут же преследовал вопрос: «Как?» Каким образом автор добился того или иного эффекта, о чем думал, как пришел к этому решению? Подобная детективная работа окупается в большинстве случаев сторицей!

В конечном итоге, когда разобрался в самом механизме нахождения идей, он, механизм, помноженный на индивидуальный стиль иллюстратора, становится катализатором творческого процесса, а иногда и источником вдохновения. Анализ чужих работ - это важно и постыдного в этом ничего нет.

Уборка в графическом шкафу очень полезна и для страдающих повальной графической стяжательностью, каждому из нас знакомой. Иногда тяжело не пройти и метра, чтобы не заметить красивую завитушку, удачную позу или миленькую безделушку. Лица, руки, фигуры и жесты консервируются в невидимой банке. Сюжеты повседненвной жизни замирают перед невидимым объективом. Чтобы не растерять свои находки я одержимо фотографирую, делаю зарисовки, иногда просто схематично, создавая мостики для своей памяти.







Подобная наблюдательность «про запас» бесспорно важна, но польза от нее наступает лишь тогда, когда есть план, куда найденное и замеченное пристроить. Для этого достаточно все находки своевременно раскладывать по подписанным «ящичкам»: интересная перспектива, эротика, красивые штучки, облака, пчелки, костюмы, мимика и прочие. Сделать это можно, как работая с живым материалом, сортируя вырезки, этикети и бумажки по реально существующим картонным коробкам, так и в цифровом виде, создав для себя на компьютере большую папку под названием «Источники вдохновения», с вложенными тематическими папками внутри. Из таких ячеек вдохновения можно выискать достаточно элементов, чтобы украсить полюбившуюся и может уже слегка заношенную творческую схему по созданию картинок. Другими словами - просматриваешь свои сокровища, а идеи начинают сами выпрыгивать и тянуть в правильное направление. Как-то так.

Наведи порядок в своём виртуальном мире и тебе откроются глаза на лежащие под грудами вороха идеи.
Tags: мысли
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 14 comments