{Natalie Ratkovski} (conjure) wrote,
{Natalie Ratkovski}
conjure

Category:

Что наша жизнь? Дизайн...

Все актуальные журналы по искусству пестрят статьями о предстоящей Биеннале в Венеции.

В "Monopol" опубликовано потрясающее интервью главреда Корнелиуса Тителя (Cornelius Tittel) с Акселем Фервурдтом (Axel Vervoordt). Для тех, кто не в курсе, это человек, который зарабатывает на жизнь тем, что оформляет виллы, замки и все в таком ключе для олигархов, королевских семей и просто для всех, кто себе это может позволить. Помимо своей основной деятельности оформителя интерьеров, Vervoordt еще и коллекционер. В этом году в Венеции будет представлена его выставка "In-Finitum" (бесконечное и незавершенное) в Palazzo Fortuny с 6 июня по 15 ноября.

Вообще-то должна признаться, что я с большой предвзятостью отношусь к людям, родившимся с золотой ложечкой в колыбельке. Может дело в зависти, не знаю, сильно не разбиралась в своих чувствах. Но знаю, что меня очень раздражали и раздражают разговоры о том, что успех таких людей вовсе не в деньгах и связях, а в светлой голове. На самом же деле люди такого достатка как Фервурдт и без светлой головы могут жить в свое удовольствие, в то время как остальному миру нужно ежедневно бороться за свое существование. К тому же дайте светлой, но бедной голове, те деньги и те связи - эффект будет не хуже, а может и лучше. Только обычно светлой, но бедной голове нужно сначала изрядно попотеть, чтобы стать светлой и богатой головой, в то время как светлая и богатая от рождения голова может беспрепятственно все это время развиваться. Но я не о том собственно веду речь. Фервурдт, даже несмотря на шикарную финансовую инъекцию со стороны своих родителей уже с ранних лет, меня покорил. А дело вот в чем.

В последнее время все чаще слышатся голоса, что произведения искусства подвеграются все большей и большей инсценировке. Начиная от интернет-порталов и заканчивая выставочными стендами. Публика хочет хлеба и зрелищ. В конкурентной борьбе на рынке искусства выигрывает тот, у кого есть хлеб и он его может красиво разместить в витрине. У Фервурдта есть и хлеб и витрина. Меня же подкупило его уникальное чутье, чувство материала и сути художественных произведений. Вне зависимости от того, в моем ли вкусе создаваемая им обстановка - очень мрачно иногда выходит, мне нравится его ход мыслей и способность удивлять. Так например среди шелковых китайских обой с птичками и завитушками 17 века можно найти произведения Пикассо, обрамленные в рамочку эпохи Барокко, а рядом - неожиданнй камешек, который мог быть найден Фервурдтом на крестьянском дворе где-нибудь во французской глубинке и бережно отмыт от грязи. Ничто в его помещениях не кричит о чрезмерном богатстве. Ничто не выбивается из ряда. И уже при ближайшем рассмотрении вырывается то самое: "Ах!" Но, что там говорить словами. Смотрите сами. (Извиняюсь сразу за качество - это скан разворота журнала)

vervoordt

Скажете, что мол в этом удивительного и будете неправы. На фото выше показана венецианская комната. Кто был в этом вечном городе на воде, знает, что такое жара и влага, и ценит прохладу темных комнат. Картина на стене - "Sun Soot" от Отто Пине (Otto Piene) 1975 года. Я не знаю как Вы, а я привыкла, что абстрактное искусство подают в холодных, пустых комнатах, чтобы подчеркнуть его концептуальность. В комнате Фервурдта картина ожила и обрела душу, которая светится прямо там, со стены. Как будто это не произведение 1975 года, а века с 17-18 висело там среди мрачно-прохладных стен. Рядом с кроватью находится маленькое фламандское зеркало эпохи Возрождения. И список можно продолжать - необычная комбинация объектов разных эпох и стилей, которая вдруг создает абсолютную атмосферу сказочности. В такой дом хочется придти и расслабиться. Там каждый кусочек дышит своей историей.

Философия Фервурдта меня тоже приятно удивила. Рассказывая о своих домах, он часто говорит, что у каждого члена семьи должен быть любимый уголок в доме - место, где можно отдохнуть, тихо погоревать или забыться. Огляделась в своей квартире - нет у меня такого места. С бесконечными переездами и нехваткой денег не было ни времени ни желания создавать в интерьере милые сердцу детали - вдруг завтра мы будем опять в пути. Есть отдельные объекты, которые я очень люблю, но нет такого места, где я бы могла спрятаться в свой улиткин домик.

Фервурдт говорит в своем интервью, что часто он покупает произведения интуитивно. Корнелиус Титель переспрашивает его и говорит: "Интуитивно? Это слово, которое можно очень редко услышать в мире искусства". На это Фервурдт парирует:"И очень жаль. Я до сих пор свято верю в то, что на искусство нужно смотреть глазами ребенка. Нужно, чтобы увиденное просто нравилось, вызывало восхищение или вообще какие-то чувства. И уже потом необходимо разбираться в сути вещей, концептах, предыстории и т.д. Поэтому посетители так любят мои выставки - у меня нет законов, дискуссий и нудной теории. Вместо этого есть чувственность, которую ощущает каждый. Я думаю, что многие в мире искусства уже очень устали от того, что они видят, но боятся об этом сказать. Если к какому-то произведению отсутствуют объяснения, то итог таков, что не получив их, ты как будто бы и не видел представленное - оно стирается из памяти. Это очень скучно и даже как-то нечеловечно. Люди тоскуют по вещами, у которых есть аура. Люди хотят иметь что-то настоящее и ощущать свое время, свою эпоху, а не проводить время в концептах и разговорах." Я собственно не со всем согласна. Т.к. существует такое понятие как искусство ради искусства, а не ради посетителей. Но вот со своей колокольни он прав. И мне, как потребителю, понятна его позиция.

А еще мне очень нравится подход Акселя Фервурдта к окружающему миру. Это соответствует моей внутренней позиции. Я например тоже считаю, что значение современного искусства и искусства вообще очень переоценивается. Да, искусство способно изменить мир, сдвинуть его на более светлый путь, заставить задуматься и т.д. и т.д. Но простой придорожный камень, оформленный природой, имеет не меньшее эстетическое и терапевтическое значение для "потребителя". Для самого художника конечно не так все просто - поиски себя, поиски правды, поиски стиля - это вообще отдельный разговор. Фервурдт совсем не стесняется повесить например полотно Ротко над старым, потрепанным временем столом, который он нашел на ферме или в забытом кабачке. И это ведь верно! Картины Ротко чувственны на подсознательном уровне и так же милы сердцу, как поверхность испытанного временем материала, которого приятно касаться. Такова уж человеческая натура. Как бы мы не стремились плыть по общему течению, в нашем доме и самое главное, в нашем сердце, всегда найдется место для какого-то фантика, засушенного листика, подобранного камешка, затрепанной тетрадочки, разбитой и склеянной кружки, любимого заношенного свитерка, которые мы ни за какие деньги на этом свете никому не отдадим. Так уж мы тикаем, и Фервурдт использует это очень удачно в дизайне своих интерьеров, создавая помещения, в которых не стыдно чувствовать себя человеком со слабостями, а не сидеть по струнке смирно и бояться пролить красное вино на белый плед.

Я помню у меня была дискуссия с профессором Ценкером, когда я сдавала у него экзамен по истории искусства. У меня была тема сравнения творчества импрессионистов с реалистами. Ради этого я поехала за день до экзамена по снегу и слякоти за 600 км в Штуттгарт на частную выставку импрессионистов и увидела своими глазами, поняла, почему критики того времени говорили про эти картины, что "их забыли нарисовать". Все полотна были оформлены в пышные рамки Барокко. Мне казалось это просто ужасным. На мой взгляд, картины нужно было заключить в скромные рамочки, чтобы подчеркнуть их буйный характер. Профессор Ценкер только улыбнулся и сказал, что именно барокковские рамочки как раз как нельзя лучше отражают суть импрессионистской живописи. Как он был прав!

Сначала я восхищенно хотела перевести все интервью, но 5 листов текста - это время, которое мне в силу обстоятельств нужно тратить на другие вещи. Если Вы читаете на немецком, то просто купите себе новый "Monopol". А для тех, кто не..., наслаждайтесь картинками под катом и просто запомните это имя.














Tags: art & artists, design, exhibition, вдохновение, мысли
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments