{Natalie Ratkovski} (conjure) wrote,
{Natalie Ratkovski}
conjure

Categories:

С высоты поколения

Совсем недавно у меня произошла довольно занимательная дискуссия с одним, может быть и не таким известным в широких кругах, но вполне состоявшимся архитектором - Райнером Крампе. Вежливый и аккуратный, с мягким рукопожатием, седовласый, в беленькой рубашке с синенькой вышивкой от Ralph Lauren и экстравагантно обвязанным вокруг шеи синим льняным шарфом, он приглашающим движением руки предложил пройти в его бюро.

Бюро - небольшая комната на чердаке кирпичного дома близ центрального парка в Бохуме. Местность 1А, как любят говорить немцы (т.е. местность на 5+). Прозрачные подвесные лестницы, тишина белых стен. Перегнувшись через перила, можно окинуть взглядом весь офис со всеми его чертежными столами и ворохами бумаг. "Женщины видно здесь не водятся", - подумалось мне, когда каблук моего туфля застрял в подвесной решетчатой дорожке к месту совещаний. Пробежав по мостику на носочках до открытой двери, остановилась взглядом на круглом окошке под потолком - иллюминатор в небо. Большой деревянный стол занял все пространство помещения. Вдоль треугольной стены с круглым окошком приютились кресла из настоящего кинозала. Немного small talk. Выжидающая пауза. "Итак, пройдемся по всем этажам на чертеже и запишем Ваши пожелания по планированию" - предложил господин Крампе.

Когда уже прошли подвальное помещение и стали обсуждать первый этаж, дорогому пришла в голову блестящая мысль - развернуть винтовую лестницу. За счет простого разворота на всех этажах неожиданно освободилась куча места. Но господин Крампе тут же стал что называется в позу. Начал говорить о том, как мы не поняли концепта спроектированных им домов, обиженно надувать щеки и закидывать подбородок. Я тут же подумала, что что-то мне это напоминает, но об этом позже. Эскиз дома, который сделал архитектор Крампе выглядел вот так (первый этаж, вид сверху):

bylo


А мы же предложили сделать это вот так:
stalo

Архитектор все еще дулся и утверждал, что мы не оценили его задумку. Что вот повзрослеет наш отпрыск, приведет домой вечером девочку, а мы без спроектированного им коридора и дверей будем сидеть как на выставке в пижамах перед телевизором. Ведь у молодежи свой ритм жизни, от которого можно отгородиться коридорчиком и входом из него на винтовую лестницу. А так, как мы хотим сделать вход - он будет прямо из зала. Но, простым поворотом лестницы мы освободили место для кладовки, в которую можно запихнуть все консервы и кастрюльки без того, чтобы постоянно бегать в подвал. Образовались стены для гардероба и обувных шкафчиков. На пространстве между кухней (внизу чертежа) и залом (вверху чертежа) у нас все равно будет стоять огромный обеденный стол. Так не все ли равно, что вход на второй этаж будет рядом с ним? А потом до меня дошло. Ему не понять, что большинство людей моего поколения больше не сидят в пижамах перед телевизором! Если мы и сидим в пижамах, то перед компьютером, ноутбуком, игровой приставкой, за швейной машинкой, мольбертом, за всем чем угодно, только не перед телевизором. А все эти места альтернативных сидений будут находиться у нас либо в подвальном помещении (вход в которое слава богу из дома все по той же винтовой лестнице), либо на верхних этажах.

Чтобы не обидеть хорошего архитектора и человека, я рассказала ему о доме, который мы видели при своих поисках - там семья специально отгородила лестницу коридором и дверью от зала, т.к. у них была уже взрослая дочь 18 лет... "Вот видите!" Угу...

А теперь про то, что мне напомнила эта позиция: "Вы не поняли моего концепта".
Каждому дизайнеру пришлось многократно столкнуться с проблемой, когда представляешь клиенту детально продуманный эскиз работы, а он хочет какой-нибудь откровенный китч, бороться с которым порой не хватает никаких сил. И бьешься-бьешься, настаиваешь, объясняешь, что если сделать так, как он хочет - это будет выглядеть по-дилетантски. Но, клиент остается неприклонен и еще больше злится на дизайнера, обвиняя его в трате его времени и денег.

Но если присмотреться, так ли похожи ситуации "архитектор-концепт" и "дизайнер-концепт"? Мне кажется что нет. В случае с "архитектор-концепт" - мне в этом доме жить и пользоваться им. Можно естественно возразить, что зказчику, пришедшему к дизайнеру, тоже жить с логотипом, интернет-страницей, бумажками-брошюрами и т.д. Но в случае с архитектором - я являюсь как клиентом, так и собственно целевой группой. В ситуации "дизайнер-концепт" - целевая группа как правило не сам заказчик, а клиенты заказчика. И начинать работать нужно не исходя из того, нравятся ли клиенту например "небо в клеточку, друзья в полосочку", а нравятся ли это небо и друзья его непосредственным покупателям. Поэтому заказчику, пришедшему за дизайном, нужно в первую очередь думать не о себе, а о своих клиентах и полагаться на чутье дизайнера. Т.к. профессионал лучше знает, каким образом можно в определенных кругах достичь рекламой, упаковкой и прочим желаемого эффекта. И если Вы как заказчик узнали себя, то задайтесь вопросом, все ли Вы рассказали дизайнеру о своей целевой аудитории, и работает ли представленный им концепт. Т.к. о дизайне лучше не стоит рассуждать только с колокольни "нравится - не нравится", а еще и с позиции "работает - не работает".

В случае же с архитектором - я лучше знаю, что мне нравится и могу представить, как у меня это будет работать. И тем не менее я готова выслушать любое конструктивное предложение от профессионала, если оно вытекает из приобретенного опыта и направлено на улучшение моих жилищных условий. Как Вы думаете?

Теперь только осталось разобраться, как относиться к ситуации "повар-концепт". Т.е. как относиться к блюдам в пятизвездочных ресторанах, где повар утверждает лучше меня знать, насколько правильно и вкусно например прожарено и поперчено мясо. Ведь в таких местах на столе дополнительно к приборам стоит только соль - минерал, который добавляет каждый действительно по вкусу, а водружать на скатерть специи считается плохим тоном. У повара хорошего ресторана есть свой концепт, и если Вы его не поняли, попросите у официанта тихонечно на ушко перечницу, а еще лучше попросить счет и вежливо удалиться в другой ресторанчик, где не только подают дышащую сыром пиццу, но и вероятность усомниться в собственных вкусовых ощущениях минимальна. Т.к. я не могу отнести себя к тонкому ценителю блюд, разбирающегося в ньюансах специй и экзотических способов приготовления, оставлю пока правильность ситуации "повар-концепт" неприкосновенной. В конце-то концов, какие мои годы :-)
Tags: design, home sweet home, вдохновение, мысли
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 55 comments