{Natalie Ratkovski} (conjure) wrote,
{Natalie Ratkovski}
conjure

Category:

Доверяй, но проверяй. Или почему я сомневаюсь в Чихольде

Странно, я не верю собственно в знаки, но как-то так получилось за последнюю неделю, что я нескольким людям по совершенно разным поводам привела в пример одно из заблуждений Чихольда. Подумалось, пришла пора показать, что меня так красноречиво возмущало. Речь в одном из случаев шла о полном осуждении так называемого трэшево-гламурного дизайна. Шрифтов должно быть не больше 2-х, а тут этого нельзя, а тут того. Спрячься в угол и никому не показывай.

Ну как же можно так все брать и косить под один гребень? Ведь у кого-то лысина, и ни один волос в этот гребень не попадает, а у кого-то косы до пола, и становится больно за бесцельно прожитые годы намотанные на расческу волосы. Ну ведь столько толмутов написано уже о видах печатных изданий: информативные, развлекательные, зазывающие, отпугивающие и т.д. В зависимости от того, какого вида печатной продукции от дизайнера требуют, какой степени раскрепощенности и пр., подбираются и шрифты, и лэйауты и прочее, прочее, прочее. Никто дизайнеру не запрещает использовать в одном издании, например развлекательного характера, кучу разных шрифтов! Это же не письмо в банк на заем тройки другой миллионов, где лес шрифтов могут легко принять за письмо вымогателя. Что это вообще за доктрины такие о псевдо-допустимом, которые успешно удерживаются на плаву, не в последнюю очередь благодаря таким титанам как Ян Чихольд.

Это снимок из книги Яна Чихольда "Радующие печатные вещи благодаря хорошей типографике" (Мой вольный перевод. Оригинал звучит: "Erfreuliche Drucksachen durch gute Typographie", 1960 год) На левой стороне Чихольд приводит пример кричащей типографики на страницах газет, сопровождая его довольно язвительным комментарием: "Из-за моря деревьев не видно леса". А на правой стороне он ту же самую рекламу вылизывает на свой манер, сообщая миру - "Вот так надо!"



Не знаю как Вам, а мне так совсем не надо. Ну да, это аккуратно и красиво, но то, что сделал Чихольд - полный солидол. Все объявления слились, на мой взгляд конечно, в сплошную серую массу хорошо посаженного шрифтика. Все прекрасно, только совсем не хочется попасть к сапожнику, имея например потребность срочно попасть к гинекологу, понимая после просмотра таких объявлений, что у дизайнера был вкус, сильно и давно оформившийся, но не было ни малейшего понятия о предмете своего дизайна. Кричащие объявления выглядят так по ряду причин. Первое, они должны отличаться от соседей. Второе, они предназначены для того круга людей, для которого предназначены. Понятие "дешевый дизайн" существует отнюдь не из-за дизайнеров, работающих за копейки. Речь о дизайне, способном донести зрителю, что предлагаемый продукт можно получить по доступным ценам, за короткие сроки и т.д. Дешево и сердито. Но это уже отдельный разговор. А возращаясь к объявлениям, оформленным Чихольдом, можно было вечер песен (самое первое объявление слева на картинке) так оформить, как он это сделал справа. Только вечер песен. А магазин шляпок и быстрая распродажа шмоток в такой дизайн уже просто не лепятся. Несомненно дизайн слева не самый лучший, но работает он куда более лучше чихольдовского.

Так вот, дорогие любители вылизанных столбиков со шрифтиками по поводу и без повода. Универсальных решений в типографике на все случаи жизни нет и быть не должно. Нужно иметь смелость сделать одинаково хорошо и вещичку "вырви глаз" и конфетку а-ля Чихольд, если это уместно. Но это конечно мое скромное мнение.
Tags: design, вдохновение, мои статьи, мысли, разные культуры
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 14 comments