conjure

Category:

Иллюстратору на заметку: Логика и персонажи

Сейчас уже мало кого удивляют ситуации, когда иллюстраторы детских книг сами становятся авторами забавных и вполне успешных историй. Однако мало кто из сторонних наблюдателей задумывается над тем, какую огромную работу проделывает книжный иллюстратор и по совместительству автор книг с вымышленными персонажами. Ведь для книги нужно, как правило, придумать целый мир, работающий по собственным, доселе невиданным правилам.

Кадр из мультипликационного фильма "Маленький принц" по мотивам одноимённой книги Антуана де Сент-Экзюпери.
Кадр из мультипликационного фильма "Маленький принц" по мотивам одноимённой книги Антуана де Сент-Экзюпери.

 С людьми-персонажами часто всё понятно и просто, потому что автор может использовать привычную логику отношений. Но как поступать, когда главный герой —  котик или собачка? Тогда сложно ответить даже на такой простой вопрос, какого размера будут герои. Будут ли это говорящие существа в мире людей или полностью новый мир? Если в этом мире всё же будут люди, то насколько антропоморфными будут  герои-животные? Каковы будут пропорции, время, место, развитие технологий? Какой будет логика изображений и повествований?

Порою можно оставить всё так, как есть и показывать обычный мир глазами милого, даже глупого животного, как в случае с персонажем известной и всеми любимой Юдит Керр в сказках о приключениях кошки по имени Мог, которая обожала вареные яйца.

А можно сделать, как у Фёдора Хитрука в «Каникулах льва Бонифация»: «Однажды артист цирка, маленький лев Бонифаций, с удивлением узнал, что у всех детей бывают… каникулы! И – о чудо! Его тоже отпустили из цирка на каникулы. Решено – он едет к бабушке в Африку. А там столько интересного! Столько новых знакомств и прекрасных приключений!» Бонифаций — просто часть общества, такая же, как остальные люди-звери.

Типы историй
В принципе большинство историй для детей можно условно разделить на 5 категорий: 


{1} книги, в которых существуют миры, параллельные человеческим, иногда c возможностью перехода между ними (например, «Алиса в стране чудес»);

{2} книги о человеческом мире со сказочными существами (например, «Петтсон и Финдус», «Щелкунчик», «Золушка», «Пиноккио»);

{3} фентезийные книги с альтернативными сценариями развития человечества и населяющими его существами (например, «Властелин колец»);

{4} книги, в которых существуют разумный мир полностью без людей, а логика человеческих взаимоотношений переносится на жизнь животных персонажей (например, «Ветер в ивах»);

{5} книги, в которых разумный, точнее говорящий мир  —  это только люди (например, «Филипок»).

Иллюстрация Геннадия Спирина к рассказу Толстого "Филипок"
Иллюстрация Геннадия Спирина к рассказу Толстого "Филипок"

Думаю, что с {3} и {5} сценариями всё понятно —  можно не рассматривать их детально. Что до остальных, тут возникает целый ряд изобразительных проблем, связанных с пропорциональными соотношениями героев, детализацией и правдоподобием миров. Например, будет ли герой-слон иметь такой же размер, как герой-волк?

Иллюстрация Гюстава Доре к басням Лафонтена
Иллюстрация Гюстава Доре к басням Лафонтена
Иллюстрация Йонаса Лауштрёйер к басням "Лис Райнеке"
Иллюстрация Йонаса Лауштрёйер к басням "Лис Райнеке"
Иллюстрация Йонаса Лауштрёйер к басням "Лис Райнеке"
Иллюстрация Йонаса Лауштрёйер к басням "Лис Райнеке"
Reynard The Fox, 1846 after Wilhelm von Kaulbach
Reynard The Fox, 1846 after Wilhelm von Kaulbach

Насколько изображаемые персонажи будут близки к реальности или наоборот, насколько сказочными?
В каком времени будут разворачиваться события?
В какой реальности или измерении?

Мотаем на ус: Смотрим, как подобные проблемы решили иллюстраторы в уже существующих книгах, и насколько разрыв шаблонов помогает художнику или осложняет ему жизнь.

Человеческий мир со сказочными персонажами
Начну с примера, когда в книге речь о человеческом мире, отношения героев в котором выстраиваются по логике, придуманной автором: серия историй Свена Нурдквиста о Петтсоне и Финдусе.

Фрагмент иллюстрации автора — Нурдквиста — к первой книге из серии о Финдусе и Петсоне "Как Финдус попал к Петсону"
Фрагмент иллюстрации автора — Нурдквиста — к первой книге из серии о Финдусе и Петсоне "Как Финдус попал к Петсону"

В самом начале Финдус —  просто домашний кот, который оказывается особенным: начинает говорить, просит штаны, шапку и лыжи, ходит на двух лапах, учится читать и писать, да и вообще воспринимается скорее как маленький мальчик, чем домашнее животное. В мире Петсона и Финдуса есть другие люди и другие домашние питомцы: говорящие куры и Муклы - некие существа-домовушки, второстепенные персонажи, дополняющие картину мира.

Фрагмент иллюстрации из книги "Фейерверк для лиса"
Фрагмент иллюстрации из книги "Фейерверк для лиса"

Только вот из животного мира Финдус может разговаривать только с курицами. Собака Густавссона  —  просто глупая, лающая собака, как и быки, коровы, поросята и прочие. Правило Нурдквиста: Финдус общается только с домашними. 

Мотаем на ус: Какое правило будет в вашем мире? Как персонажи будут общаться друг с другом и по каким законам жить?

Мир без людей
Один из упрощённых видов историй, когда не нужно соображать, как себя ведут животные среди людей. Животные в таких историях — новые люди. Как, например, в истории Кеннета Грэма (1859–1932) «Ветер в Ивах». Барсук, жаба, крот и выдра — все практически одного роста. Они прототипы людей и связанных с ними качеств: старший друг, мечтатель,  авантюрист, приземлённая практичная личность. И хотя в книге нет точных описаний размеров героев, практически все иллюстраторы этой сказки изображают животных антропоморфными.

Например, в этой иллюстрации Эрика Кинкейда к "Ветер в ивах" крот только чуть-чуть меньше барсука. Иллюстрации полностью подчиняются концепту книги, а не натуральным пропорциям в живой природе.
Например, в этой иллюстрации Эрика Кинкейда к "Ветер в ивах" крот только чуть-чуть меньше барсука. Иллюстрации полностью подчиняются концепту книги, а не натуральным пропорциям в живой природе.

Такого же плана — связать характеристики людей и животных — придерживались и создатели мультипликационного сериала «Beastars», в котором персонажи изображены по сути дела как люди с головами животных. Сюжет как у Йоханнеса выше в иллюстрациях «Лис Райнеке».

Мотаем на ус: Если вы продумываете свою историю, которую соберётесь иллюстрировать, то подобные визуальные упрощения во многом облегчат вам жизнь.

Мир с людьми и другими говорящими существами
Куда труднее пришлось создателям мультипликационного фильма «Bee movie», в котором создатели были вынуждены придерживаться пропорций в мире, где люди умеют разговаривать с пчёлами, комарами и прочими существами со своими микро эко-системами.

Понятно, что если в живой природе мы встретим пчелу, размером больше нашего глаза — это обморок. Но создателям нужно было решить очень сложную задачу и просто принять несоответствие пропорций.

Понятно, что если в живой природе мы встретим пчелу, размером больше нашего глаза — это обморок. Но создателям нужно было решить очень сложную задачу и просто принять несоответствие пропорций.
Понятно, что если в живой природе мы встретим пчелу, размером больше нашего глаза — это обморок. Но создателям нужно было решить очень сложную задачу и просто принять несоответствие пропорций.

Подобную проблему ещё в позапрошлом веке довольно удачно решила Сельма Лагерлёф в книге «Удивительное путешествие Нильса Хольгерссона с дикими гусями по Швеции». Нильса просто уменьшили и даровали ему способность говорить с животными.

А вот в серии историй Ханса де Бера о белом медвежонке Ларсе и его друзьях — люди всего лишь статисты. Мир людей и животных существует параллельно друг от друга и пересечение происходит только в тех случаях, когда Ларс забредает на станцию полярников или нечаянно улетает на воздушном шаре.

Иллюстрация к сказке "Ларс и пугливый зайчик"
Иллюстрация к сказке "Ларс и пугливый зайчик"

Естественно, о детских книгах и персонажах можно говорить бесконечно. Какие персонажи поселятся на страницах ваших книг? С кем они смогут общаться из фантастических существ? Какие задачи решать? Выбор за вами!

Иллюстрация Сони Дановски к книге Smon Smom
Иллюстрация Сони Дановски к книге Smon Smom
Иллюстрация Сони Дановски к книге Smon Smom
Иллюстрация Сони Дановски к книге Smon Smom
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Error

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →