conjure

Category:

Загадочный Вермеер и второе воскрешение

Вермеер — один из моих любимейших художников. Видимо поэтому он так часто мелькает у меня и в блоге, и в книгах. Одна из последних статей здесь в моём блоге: «Был ли Ян Вермеер художником?»

Как я уже писала в статье по ссылке, сам себя он художником не считал. Однако работы этого человека не перестают поражать своей загадочностью и значимостью для художников всех последующих поколений. 

В своё время Вермеер был забыт на целых 200 лет. Согласитесь — это внушительная цифра. Своим воскрешением Вермеер обязан французскому искусствоведу и художественному критику Теофилу Торе (фр. Etienne-Joseph-Théophile Thoré, 1807-1869), известному так же под именем Уильям Бюргер (William Bürger). Этот человек посвятил большую часть своей жизни тому, чтобы собрать забытые произведения Вермеера, описать и каталогизировать. 

Второе воскрешение мы переживаем прямо сейчас. Да-да. Впервые за много лет в рамках выставки «Ян Вермеер. О замирании» можно увидеть свеже отреставрированную работу Вермеера «Девушка, читающая письмо у открытого окна». Реставратор полностью удалил слой краски, сделанный чужими руками около 18 века, и теперь картину, которая хранилась в дрезденской Галерее старых мастеров можно увидеть такой, какой она когда-то покинула мастерскую мастера. {1}

Полюбуйтесь только: вот так картина выглядела до реставрации последние 2 столетия.

Около двух лет назад реставраторы сделали сенсационное открытие: оказалось, что на стене за девушкой располагалось изображение обнаженного Амура (Купидона). 

Я уже рассказывала о том, что каждая картина Вермеера — как ребус. В них нет ничего случайного. Каждый объект символизирует что-то: от ковра на столе до чаши с фруктами. Вермеер многократно использовал фигуру Купидона как «картину в картине». Исследования и современные лабораторные тесты неопровержимо подтвердили, что Амур, написанный в коричневых и охристых тонах, был стерт чужой рукой спустя десятилетия  —  а вместе с ним и любовный подтекст всего произведения. 

Яблоки и персики на столе  —  символы грехопадения и предвестники несчатья в голландской живописи эпохи барокко (Золотой век в Голландии). Они допускают предположение, что содержание письма собьет с пути женщину из хорошего общества и заведёт на ложный путь измены, если она уже не идёт по нему. {2} Купидон был явным намёком на тайную любовную связь. Преемник Вермеера закрасил якобы слишком очевидный символ любовной связи, создав тем самым более напряженную атмосферу.

Открытое окно, в котором эффектно отражается читательница письма, пропускает свет в довольно темную комнату. Но это также символ внешнего мира: «пролить свет на что-то». Отодвигаемый занавес —  часто встречающийся реквизит в жанровых картинах Яна Вермеера. Каждая картина, словно инсценировка в театре и имеет характер пьесы. Вермеер рассказывал истории, а не изображал натуру или жанровые сценки повседневной жизни.

В сентябре этого года состоялась мировая премьера всемирно известного произведения искусства дельфтского художника в Галерее старых мастеров.

Картина, написанная между 1657 и 1659 годами, находится в очень хорошем состоянии с точки зрения сохранности, но поверхность со временем сильно потемнела из-за нескольких слоёв лака и ретуши. Реставрация, связанная с последующими исследованиями, стала возможной благодаря шестизначной сумме от Фонда Хата в Токио, который занимается проблемами живописи, в том числе и старых мастеров, во всем мире. {4}

Bundeskanzlerin Angela Merkel ist zur Eröffnung der Vermeer-Ausstellung nach Dresden gekommen. Die Schau zeigt auch das berühmte Gemälde "Brieflesendes Mädchen am offenen Fenster". © Reuters/Pool
Bundeskanzlerin Angela Merkel ist zur Eröffnung der Vermeer-Ausstellung nach Dresden gekommen. Die Schau zeigt auch das berühmte Gemälde "Brieflesendes Mädchen am offenen Fenster". © Reuters/Pool

По словам директора музея Стефана Коя, на выставке «Johannes Vermeer. Vom Innehalten», помимо работ самого мастера, собраны 58 картин самых признанных голландских художников изобразительного и жанрового искусства. Десять работ включают почти треть всего творчества Вермеера, одного из самых значительных голландских художников XVII века, наряду с Рембрандтом и Франсом Хальсом. Всего около 35 картин. Два произведения находятся в Дрезденской галерее: «У сводницы» (1656) и «Девушка, читающая письмо у открытого окна» (ок. 1657-1659).  Не упустите. Выставка продлится всего до 2 января 2022 года! {3} Билеты уже сейчас, если ехать не одному, а всей семьёй (ведь событие века!) можно раздобыть только на конец ноября —  начало декабря.

____________________
Источники
{1} Mit nacktem Amor...
{2} Art in words
{3} Johannes Vermeer. Vom Innehalten
{4} Restaurierung von Dresdner Vermeer...


Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Error

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →