conjure

Category:

По понятиям: Провенанс

В 2015 году в государственном музее во Франкфурте-на-Майне «Städel Museum» прошла интереснейшая выставка под названием «Vice Versa» — всё наоборот в переводе с латыни. На обозрение посетителей были представлены редкостные экспонаты, которые обычно видят только музейные работники, владельцы и искусствоведы — обратные стороны картин.

На фото работы сиенского мастера (ок. 1430 г.). На обратной стороне видны горизонтально следы от рубанка, а также следы жизнедеятельности древесного червя. Фото: Музей Штеделя
На фото работы сиенского мастера (ок. 1430 г.). На обратной стороне видны горизонтально следы от рубанка, а также следы жизнедеятельности древесного червя. Фото: Музей Штеделя

Некоторые картины выглядели как изрядно попутешествовавшие чемоданы — столько всевозможных наклеек, штампов и этикеток содержала их обратная сторона.

Обратная сторона мужского портрета работы Яна ван Скореля (ок. 1530 г.): этикетка и визитная карточка содержат обширную информацию. Фото: Музей Штеделя
Обратная сторона мужского портрета работы Яна ван Скореля (ок. 1530 г.): этикетка и визитная карточка содержат обширную информацию. Фото: Музей Штеделя

Но что это значит? Что это за штампы, этикетки и визитные карточки? Речь здесь о так называемой карточке «пациента», паспорте, если хотите. Благодаря этим наклейкам и пометкам искусствоведы могут проследить путь картины от создателя до музейных стен и по возможности исключить подделку. Речь здесь о таком понятии в искусстве как «Провенанс» — одном из базовых понятий в среде искусствоведов.

Провена́нс (фр. provenance — происхождение, источник) — история владения художественным произведением и его происхождение.
Слева - обратная сторона расписной медной пластины, справа - лицевая и оборотная стороны панно Игнаца Унтербергера (ок. 1775/90): мифологические сюжеты, написанные на мраморной инкрустации по шиферу. Фото: Музей Штеделя
Слева - обратная сторона расписной медной пластины, справа - лицевая и оборотная стороны панно Игнаца Унтербергера (ок. 1775/90): мифологические сюжеты, написанные на мраморной инкрустации по шиферу. Фото: Музей Штеделя

Как я уже сказала выше, на художественных и антикварных рынках провенансом подтверждается подлинность предметов. Для архивов и библиотек, культурно-исследовательских организаций и музеев происхождение также может быть критерием для классификации. Нередко именно пометки и наклейки на картинах помогали воссоздать пробелы в биографии известных мастеров прошлого.

Совет для современных художников
Не забывайте указывать на своих работах важные  «выходные» данные:
— формат работы с рамой и без рамы, с паспарту и без;
— основу, на которой создавалась работа (картон, лён, хлопок, дерево и т.д.)
— используемые материалы — от грунтовки до перечня красок;
— подпись или штамп художника;
— место создания;
— уникальный опознавательный символ и т.д.
Больше информации по оформлению работ, так называемых сертификатах подлинности и прочем вы можете найти в моей книге «Художник»,  изд. МИФ, 2021г.

Источники
------------------

{1} Блог музея Штеделя на немецком, статья о выставке «DIE RÜCKSEITEN VON GEMÄLDEN»
{2} Provenance
{3}  «Художник»,  изд. МИФ, 2021г.


Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Error

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →