conjure

Category:

Был ли Ян Вермеер художником?

Если верить современникам и самому мастеру — нет. По официальным документам гильдии художников города Дельфт, в котором родился и умер Ян Вермеер (нидерл. Jan Vermeer van Delft; 1632—1675), художником он не был.

Принято считать, что на картине Яна Вермеера "У сводницы" 1656 года мужчина, изображённый слева с бокалом из лесного стекла - автопортрет художника.
Принято считать, что на картине Яна Вермеера "У сводницы" 1656 года мужчина, изображённый слева с бокалом из лесного стекла - автопортрет художника.

Как оказалось, по образованию Вермеер был ткачом каффы — плотного, но лёгкого материала, который так же называли фальшивым дамастом, потому что настоящий ткали из шёлка сразу с узорами, а каффу — однотонной, из смеси волокон, красили в различные цвета — в основном в красный, а потом уже поверх набивали или вышивали всевозможные узоры.[2]

Фото платья из шёлкового серийского дамаста. Музейное описание платья: Robe à l'anglaise, circa 1775, England, Red silk damask. The silhouette of this dress is enhanced by the fabric's rich color and vibrant pattern - a sumptuous display of fruit and flowers. The fabric was designed by Anna Maria Garthwaite, an important English textile designer and the only woman known to have worked in Spitalfields, a silk-weaving center in London. Via Museum at FIT.
Фото платья из шёлкового серийского дамаста. Музейное описание платья: Robe à l'anglaise, circa 1775, England, Red silk damask. The silhouette of this dress is enhanced by the fabric's rich color and vibrant pattern - a sumptuous display of fruit and flowers. The fabric was designed by Anna Maria Garthwaite, an important English textile designer and the only woman known to have worked in Spitalfields, a silk-weaving center in London. Via Museum at FIT.

В гильдии художников Дельфта Вермеер по собственному желанию записался как торговец картинами (нидер. Konstverkoper) и эксперт по живописи итальянского Возрождения. Уже в те времена Вермеер в присутствии нотариуса заверял цену и подлинность произведений искусства. Что, по мнению автора книги «Вермеер и его время»[1] Хайо Дюхтинга было совершенно нормальной вещью. 

Ян Вермеер, "Вид на Дельфт", около 1660-1661г.
Ян Вермеер, "Вид на Дельфт", около 1660-1661г.

К середине 17 века в Нидерландах художников было настолько много, что по-настоящему зарабатывать искусством на жизнь могли только единицы. 

Казалось, у Вермеера всё как будто сходилось: получил хорошее художественное образование от отца-художника и как минимум двух мастеров Дельфтской школы живописи, картины уходили за довольно большие деньги, он был одним из самых уважаемых людей города и даже периодически возглавлял местную гильдию художников «Lukasgilde». Однако жить на вырученные за живопись деньги было нереально. 

Ян Вермеер «Аллегория Живописи», около 1666-1668г.
Ян Вермеер «Аллегория Живописи», около 1666-1668г.

Чтобы прокормить себя, жену Катарину и футбольную команду Вермееров из 11 детей, художник дополнительно сдавал в аренду свои земели и получал выручку от пивной «Mechelen», которую унаследовал от отца. За свою короткую жизнь он создал лишь около 37 картин — примерно 2 в год, потому что, повторюсь, художником он сам себя не считал.

Ян Вермеер, "Маленькая улица", около 1657г.
Ян Вермеер, "Маленькая улица", около 1657г.

Вермеера открыли лишь в конце 19 века. Импрессионисты были поражены чистотой цветов, которые использовал Вермеер, и как он использовал свет в своих работах. Оказалось, что Вермеер был на целых 200 лет впереди остальных художников. Он, как и позже импрессионисты, не использовал для изображения теней оттенки серого. Поэтому свет в его работах максимально похож на пленэрный. 

Ян Вермеер, "Молочница", около 1668г.
Ян Вермеер, "Молочница", около 1668г.

Своей популярность целых 200 лет спустя Вермеер обязан французскому искусствоведу и художественному критику Теофилу Торе (фр. Etienne-Joseph-Théophile Thoré, 1807-1869), известному так же под именем Уильям Бюргер (William Bürger). Этот человек посвятил большую часть своей жизни тому, чтобы собрать забытые произведения Вермеера, описать и каталогизировать.

Engraving of Théophile Thoré-Bürger (1807-1869), French art critic
Engraving of Théophile Thoré-Bürger (1807-1869), French art critic

К счастью Вермееру присвоили статус одного из величайших живописцев Золотого века нидерландского искусства, хотя в 17 веке его упоминали в списке художников скорее как пометку на полях. 

Сейчас уже ни у кого не возникает даже тени сомнения в том, что Ян Вермеер – художник с большой буквы!

Ян Вермеер, "Женщина в красной шляпе", около 1665—1666г.
Ян Вермеер, "Женщина в красной шляпе", около 1665—1666г.

-------------
Источники
[1] Hajo Düchting, «Jan Vermeer und seine Zeit», 11. 03.2011 издательство Belser, ISBN-13: 978-3763025831
[2] Каффа

Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Error

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →