conjure

Categories:

Интересные факты о дизайне: Фирменный шрифт

Каждая уважающая себя компания или организация рано или поздно сталкивается с проблемой единого фирменного стиля. От того, насколько быстро потенциальный клиент или потребитель распознаёт ту или иную марку, зависят порою не только объёмы продаж выпускаемых продуктов, но и положительные эмоции, способствующие более выгодному позиционированию марки на рынке и, как следствие, лучшим продажам. 

Рекламная кампания Кока-Колы об утилизации пластика для их бутылок. "Coca-Cola is pushing a big sustainability message in its latest marketing campaign." Image / YouTube
Рекламная кампания Кока-Колы об утилизации пластика для их бутылок. "Coca-Cola is pushing a big sustainability message in its latest marketing campaign." Image / YouTube

К сожалению, многие заказчики упускают из вида, что частью фирменного стиля, способствующего формированию восприятия целого бренда, является шрифт: выбранная гарнитура, размер, соответствие продукту и многое другое. 

Print advertisement created by Ogilvy, France for Louis Vuitton, within the category: Personal Accessories. Creative Director / Art Director: Christian Reuilly, Photographer: Annie Leibovitz
Print advertisement created by Ogilvy, France for Louis Vuitton, within the category: Personal Accessories. Creative Director / Art Director: Christian Reuilly, Photographer: Annie Leibovitz

Для того, чтобы стиль компании был действительно фирменным и единственным в своём роде, следует озадачиться разработкой индивидуального шрифта. Бренды должны «говорить» на своём индивидуальном языке. А шрифт, как сказал известный немецкий типограф Эрик Шпикерман (нем. Eric Spikermann, *1947), — это визуальный язык. {1}

Если использовать банальный и избитый шрифт, сам бренд и его продукция или аудиовизуальные материалы станут банальными и даже незаметными.

Чтобы избежать банальности и незаметности, около 1985 года компания Mercedes обратилась за дизайном фирменного стиля, который включал в себя и разработку корпоративного шрифта, к известному дизайнеру и типографу Курту Вайдеману (нем. Kurt Weidemann, 1922-2011). Работа продлилась около 4х лет.

Если даже такой концерн как Mercedes на протяжении порядка 100 лет не боится перемен и неустанно работает над улучшением не только своей продукции, но маркетинговых стратегий, к которым относится и единый, последовательный фирменный стиль, чем ваша компания хуже? 

Эрик Шпикерман в своей книге «О шрифте» {1} говорит, что раньше проектировать или переделывать шрифт было дорого и затруднительно. Теперь же, в эпоху цифровых технологий, подобный шрифт можно заказать у любого дизайнера шрифтов — типографа.

По Шпикерману:
Дизайнеры шрифтов снабдят вас и одним начертанием для конкретного продукта, и большой системой для всех нужд.

Курт Вайдеман создал для компании Mercedes целую шрифтовую семью Corporate A-S-E. {2} Речь о следующих трёх гарнитурах шрифтов:

- Corporate A относится к шрифтовой семье Антиква — шрифт с засечками —  и используется компанией для легковых автомобилей;
- Corporate S относится к семье Гротеск — шрифт без зесечек — и используется для грузовиков;
- Corporate E относится к семье Эгиптьен, он же брусковый шрифт, и используется для инженерных разработок. 

На свет появились три фирменные гарнитуры шрифта, которые используются по сей день не только для продукции компании, но и для каталогов, рекламной продукции, для оформления автомобильных салонов, корреспонденции, а так же для визитных карточек служащих Mercedes по всему свету. 

Подобную практику переняли и другие компании, телеканалы и издательские дома. Например, компания Bosch пользуется в рамках фирменного стиля и коммуникации с клиентами одноимённым шрифтом, разработанным немецким дизайнером и типографом Эриком Шпикерманом, которого я уже упоминала выше. 

В личном разговоре в студии Эрика в Берлине он рассказал мне, что компания Bosch уже давно «отбила» расходы на создание своего фирменного шрифта, потому что продаёт его даже тем дизайнерским агентствам, которые оформляют печатную и цифровую продукцию для самой же Bosch. Без покупки лицензии дизайнерские или рекламные агентства не имеют права приступать к оформлению продукции. Вот так-то.

Всё тот же Шпикерман в сотрудничестве с коллегой Кристианом Швартцем разработал в 2005 году шрифт DB Type для немецкой железнодрожной компании Deutsche Bahn AG. Если вы будете путешествовать по Германии на поезде, то теперь будете знать, что надписи, которые вы видите из окна поезда на вокзалах, в фирменном журнале немецкой железнодорожной компании или на билетах, созданы Шпикерманом и его коллегой.

Индивидуальный шрифт, разработанный специально для вашей компании — это не роскошь, а необходимость. Не только возможность заявить о себе, но и организовать внутреннюю работу фирмы так, чтобы какой-нибудь новичок-дизайнер не оформил вашу продукцию самым ненавистным шрифтом Comic Sans :-)

Prosafe System. The danger won’t surprise you anymore. Mercedes-Benz, CLM BBDO
Prosafe System. The danger won’t surprise you anymore. Mercedes-Benz, CLM BBDO

----------------------
Источники
{1} Шпикерман, Э., О шрифте, издательство Манн, Иванов и Фербер, 2014г.
{2} Corporate A·S·E von Kurt Weidemann

Error

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.