conjure Golden Entry

Category:

Шерше ля фам или Почему Моне воспитывал шестеро чужих детей

Часть 1; часть 2

Cherchez la femme
— французская фраза,  означающая в переводе на русский «Ищите женщину». Вошла она в нашу жизнь с лёгкой подачи Александра Дюма и означает, что причиной многих, в том  числе и необъяснимых, поступков мужчин, как правило, являются женщины — спутницы жизни.

В случае с великим французским импрессионистом Клодом Моне (1840-1926) многие  его поступки были продиктованы любовью к двум женщинам в его жизни: Камилле Донсье (фр. Camille Doncieux, 1847 — 1879) и Алисе Райнго (фр. Alice Raingo, 1844 — 1911).

Алиса
Алиса Ошеде-Моне (фр.Hoschedé-Monet), урождённая Райнго, была долгие годы официальной супругой Эренста Ошеде — одного из первых меценатов импрессионистов, который позже стал ярым противником своих любимцев, автором и критиком. И только далеко за 40 Алиса Ошеде превратилась из гражданской жены художника в Алису Моне. 

В наши дни некоторые матери-одиночки уверены, что с ребёнком на руках из первого брака им будет сложно найти нового спутника жизни. Это предубеждение кажется тем более странным, когда понимаешь, что некоторых женщин уже в беспокойном 19 веке брали замуж и с шестью «чужими» детьми. При этом слёзно признавались в любви и умоляли остаться. Поэтому «шерше ля фам» здесь можно перевести и как «всё дело в женщине», куда её берут или нет. Кем же была эта персона, которая с несколькими детьми на руках вскружила голову сразу двум мужчинам?

Claude Monet, "In the barque", 1887
Claude Monet, "In the barque", 1887

Как я уже упоминала в первой части поста, спутницей жизни известного французского импрессиониста Алиса Ошеде стала примерно ещё в период болезни и смерти первой жены Моне — Камиллы — в 1879 году. Если поверить подозрениям в тайной связи Алисы и Клода в замке Роттембург (фр. Château de Rottembourg), то ещё несколькими годами ранее — в 1876. 

Женщина она была с характером и, хотя прожила с Моне более десятка лет в гражданском браке до официального оформления отношений, рьяно придерживалась условных приличий, ссылаясь на свою глубокую религиозность. До свадьбы Алисы с Моне, которого даже дети уже звали «папа Моне», художник обращался к даме сердца исключительно на вы и не позволял себе ни в одном письме говорить с Алисой о каких-то интимных вещах, хотя переписка была весьма эмоциональной и частой. К тому же жениться на возлюбленной художник смог только через год после смерти Эрнеста — лишь после условного времени траура, хотя Алиса практически не видела законного супруга все эти годы.

Claude Monet, "The Parc Monceau", 1878 Деталь большой работы.
Claude Monet, "The Parc Monceau", 1878 Деталь большой работы.

В своё время мама Эрнеста была в шоке от решения сына связать свою судьбу с 17-летней светской пигалицей. Ведь уже мать Алисы была внебрачной дочерью некоего богатого фабриканта — так себе пассия для требовательной маман. Эрнест же, опьянённый любовью, женится на Алисе против воли родителей и даже имеет дерзость познакомить свою избранницу с ними уже после свадебного путешествия. Вопрос об антипатии семьи Ошеде к Алисе был  предрешён. Однако, после знакомства с молоденькой женой Эрнеста, maman Ошеде делает пометку в своём дневнике, что не так уж всё плохо: 

«Эрудированная молодая женщина, интеллигентная и волевая... Она с такой лёгкостью подхватывает беседу, только вот говорит на мой вкус немного громко.  И черты лица у неё куда более тонкие и мягкие, чем на фотографии.» {1}

В последующие годы неприязнь семьи Ошеде к невестке улетучилась окончательно. Во-первых, хотя у Алисы было ещё восемь братьев и сестёр, она получила внушительное приданное размером более 100 тыс. франков. {1}  Во-вторых, потому что родила один за другим шестерых крепких внуков, к тому же активно участвовала в светской жизни и слыла изысканными манерами. 

Фрагмент работы, который демонстрирует светскую жизнь второй половины 19го века. James Tissot (1836–1902), "A Woman of Ambition", ca. 1883-1885
Фрагмент работы, который демонстрирует светскую жизнь второй половины 19го века. James Tissot (1836–1902), "A Woman of Ambition", ca. 1883-1885

После смерти отца Алиса получает не менее внушительное наследство — около 300 тыс. золотых франков и замок Роттембург, стоимость которого оценивалась в 175 тыс. франков. Подобный поворот событий пришёлся Эрнесту весьма по вкусу. К тому времени он уже пустил по ветру львиную долю своих собственных денег и приданное Алисы. С новой финансовой «прививкой» жены мужчина начинает жить по-королевски. Коллекционирует искусство, устраивает пышные приёмы, на которых шампанское льётся рекой, и окружает себя предметами роскоши. При этом по-прежнему остаётся никудышним предпринимателем.

На просьбы своей матушки изменить расточительный образ жизни, пока не стало совсем поздно, упрямый Эрнест кивает на Алису. Это якобы она так привыкла к роскоши и светскому обществу, что не готова расстаться со своим Роттембургом.

Примерно в это же время — в 1876 году — Моне устал от начавшей пить Камиллы: у неё уже тогда обнаружились проблемы со здоровьем, якобы связанные с многочисленными прерываниями беременности. Он устал и от Аржантея, и от постоянных финансовых трудностей. Художник уезжает в Париж, но его больше не радует даже сад Тюильри. 

Клод Моне "Камилла Моне на садовой скамейке", 1873г. В руках Камилла держит весть о смерти отца.
Клод Моне "Камилла Моне на садовой скамейке", 1873г. В руках Камилла держит весть о смерти отца.

И здесь на сцену выходит Алиса: очаровательная, изысканная интеллектуалка, одетая по последней моде — воплощение мира, который кажется художнику просто недосягаемым. А дальше следует приглашение Эрнеста поработать в Роттембурге, долгие месяцы бурной живописи Моне вдали от Камиллы и маленького Жана. 

Примерно через  9 месяцев после лета, которое Алиса и Клод провели наедине в замке Роттембург,  когда Эрнест улаживал дела в Париже, а Камилла занималась школой Жана в Аржантее, на свет появляется шестой ребёнок Алисы — Жан-Пьер, который напишет позже книгу «Claude Monet, ce mal connu» — можно перевести как «Малознакомый Клод Моне», в которой он раскроет широкой общественности неизвестные стороны жизни великого мастера и поведает о своих личных впечатлениях и воспоминаниях.

Вероятнее всего этот мальчик всё-таки был сыном Эрнеста, а не Клода. Ведь в итоге всё своё состояние, включая десятки работ и этюдов ценой в миллионы франков, как и дом с садом в Живерни, Клод Моне оставил своему единственному выжившему родному сыну — Мишелю Моне. Тот в свою очередь завещал всё добро отца ни сводным родственникам и их потомкам — своих у него не было, а музею Мармоттан-Моне в Париже.

Claude Monet, "Corner of the Garden at Montgeron", 1876 Одно из четырех декоративных панно, предназначенных для украшения большой гостиной замка Роттембург в Монтжероне, которые были заказаны художнику Эрнестом Хошеде.
Claude Monet, "Corner of the Garden at Montgeron", 1876 Одно из четырех декоративных панно, предназначенных для украшения большой гостиной замка Роттембург в Монтжероне, которые были заказаны художнику Эрнестом Хошеде.

Однако, вернёмся к событиям 19го столетия в конце 70х. Кажется, что в то время обе семьи сильно лихорадило — и Моне, и Ошеде. Эрнест Ошеде объявляет себя банкротом, бросает жену и шестерых детей на своего друга Клода Моне в деревенском Ветёй, закладывает замок Роттембург и укрывается от кредиторов. Некоторым сложно представить ситуацию, когда супруги официально ведут раздельно друг от друга финансы. Но Алиса вела свою «кассу» и с Эрнестом, и позже с Клодом. Поэтому не стоит удивляться, что среди кредиторов Эрнеста была и его собственная жена Алиса, которая от лица семьи Райнго выставила ему счёт на более чем 90 тыс. франков. 

Открытым остаётся вопрос, почему Эрнест оставил свою семью именно на Клода Моне? Злые языки утверждали, что «сначала Эрнест содержал никчёмных импрессионистов, чтобы они потом содержали его.» {1} Думаю, что здесь было всё куда сложнее. Однако факт остаётся фактом, что хотя у Эрнеста Ошеде была масса друзей, свои проблемы в виде жены, шестерых детей и кредиторов, которые наведывались в дом Моне в Ветёй и громили мебель и посуду в поисках должника, Ошеде переложил именно на плечи Клода. Этот факт породил множество кривотолков, включая предположение, что последний ребёнок Ошеде — плод тайной любви Алисы и Клода.

Carolus-Duran, "Portrait de Madame Hoschedé", between 1872-1878
Carolus-Duran, "Portrait de Madame Hoschedé", between 1872-1878

Что до Моне — в конце 70х он тоже оказывается в безнадёжной ситуации. Сначала в тяжёлых муках умирает его первая жена Камилла, болезнь которой поглощала огромные суммы денег, а художник погружается в сильнейшую депрессию. Пошатнувшееся финансовое положение осложняется ещё и тем, что упомянутый выше друг и меценат Моне — Эрнест Ошеде — пускает собственную коллекцию работ Моне с молотка и сбывает картины по цене в десятки раз ниже, чем они стоили при покупке. Позже Ошеде будет винить именно импрессионистов в личном фиаско, а не собственный расточительный образ жизни. {1}

Работы художника падают в цене ещё и потому, что круг потенциальных покупателей весьма обозрим: импрессионисты все ещё те самые пройдохи, которые забывают дописать свои работы и довольствуются кривыми эскизами на полотне, выдавая их за готовые картины. К тому же покупателям известно, в каком безысходном положении находится художник и пользуются этим: он вынужден отдавать им свои работы за копейки, чтобы хоть как-то выжить.

Клод Моне, "Вид на Ветёй со стороны Сены", 1880
Клод Моне, "Вид на Ветёй со стороны Сены", 1880

Алиса, которая оказывается сиделкой Камиллы, а потом «приёмной матерью» осиротевших детей усопшей, сначала пишет о ней в письмах свекрови как о подруге, которая нечеловечески страдала. Но уже некоторое время спустя, когда Алиса сближается с Клодом, якобы первым её требованием к новому избраннику становится уничтожение всех личных вещей Камиллы, включая письма и фотографии. Историки утверждают, что Алиса сделала это из ревности {1}, но доказательств тому я не встречала. Вполне возможно, что всё куда банальнее и не так «зажигательно», и вещи Камиллы просто затерялись при многочисленных переездах семьи. Поэтому до наших дней дошли столь скудные сведения о первой жене художника. 

Долгие годы у Моне нет ни воли, ни средств выкупить у города землю на кладбище, где похоронена Камилла. Простая могилка с ржавеющей железной оградкой, заросшая бурьяном, — всё, что остаётся от бывшей любимой женщины великого импрессиониста.

Pierre-Auguste Renoir, "Portrait of Madame Claude Monet", ca. 1872-74
Pierre-Auguste Renoir, "Portrait of Madame Claude Monet", ca. 1872-74

Но как же так случилось, что Алиса, которая с пелёнок была окружена роскошью и прислугой, оказалась сиделкой при умирающей «путане», учительницей музыки, матерью восьмерых детей, а позже даже кухаркой и прачкой, когда прислуга покинула дом из-за вечных задержек гонорара? И как будто этого было мало, некоторое время спустя Алиса становится сама падшей — замужней женщиной, сожительствующей с другим мужчиной. 

Как чувствовала себя бывшая владелица замка, когда даже деревенская молочница могла остановить её на рынке среди промозглой зимы и отчитать за долги, а прачка могла неделями удерживать чистое бельё семьи, вынуждая Алису оплатить задолженности? Видимо, в какой-то момент что-то пошло не так.

Claude Monet, "Debacle at Vétheuil, View of Lavacourt", 1880
Claude Monet, "Debacle at Vétheuil, View of Lavacourt", 1880

Когда же Эрнест, озабоченный близостью жены к другу, зовёт Алису с детьми покинуть Ветёй и приехать к нему в Париж, та уклончиво отвечает, что если они уже в деревне создают для него такие большие расходы, что же тогда говорить о столице. И остаётся рядом с Моне, не забывая отчитываться перед мужем, сколько денег господин Моне занял ей на еду и одежду модистки для детей. Поясню, что эти долги исчислялись тысячами в месяц, когда средняя французская семья жила на скромные сотню франков.

Неопределённость Алисы в отношениях с Эрнестом будет ещё долгие годы камнем преткновения в её отношениях с Клодом. Законный муж будет ещё многократно и настойчиво требовать возвращения жены любой ценой. Даже станет вовлекать в ссоры старших детей и родных Алисы, которые так же осуждали связь Алисы и Клода. При этом так называемый законный муж и отец будет по-прежнему оставлять семью без средств к существованию и элементарного внимания.

Claude Monet, "Woman Sitting under the Willows", 1880 Одна из немногих картин, на которой изображена Алиса.
Claude Monet, "Woman Sitting under the Willows", 1880 Одна из немногих картин, на которой изображена Алиса.

Существует мнение, что с Камиллой художник разделял горести, а с Алисой — успех и достаток. {2} Но это не совсем так. Как можно понять из слов выше, на долю Алисы выпали непростые испытания. 

Дело здесь скорее в том, что отношения с Алисой развивались во второй половине жизни Клода Моне, когда к художнику постепенно пришло признание, уверенность в собственных силах и финансовая стабильность. При этом именно Алиса обеспечила Моне такие бытовые условия для творчества и столь надёжный тыл и поддержку, каких он скорее всего не знал в свои молодые годы рядом с Камиллой.

Фрагмент работы Клода Моне "Алиса Ошеде в саду", 1881 Картина написана в Ветёй с видом из сада на реку.
Фрагмент работы Клода Моне "Алиса Ошеде в саду", 1881 Картина написана в Ветёй с видом из сада на реку.

В 1881 году, всего через два года после смерти Камиллы, младшие дети Алисы уже называют художника «папа Моне». Эрнест не появляется даже на совершеннолетие старшей дочери. Но ровно в тот момент, когда Ошеде-Моне решают покинуть Ветёй, законный муж в очередной раз вспоминает, что где-то там у него есть семья и шлёт Алисе письмо, обвиняющее её в сожительстве с Моне. Но не тут-то было. Алиса даёт ему решительный отпор: мол, какая дерзость с твоей стороны «дорогой друг» — я, мол, с удовольствием приеду к тебе в Париж, но где просторная квартира, где подарки, где извинения за то, что ты поставил уважаемого Моне в такое нелепое положение? Учитывая то, что Алиса действительно сожительствовала с Моне, а жена и дети были в то время по закону практически собственностью мужа, — довольно дерзкий ответ. Если вы знакомы с историей Гогена — современника Моне, то наверняка вспомните, насколько низко он себя вёл по отношению к брошенной жене и детям, требуя «отдачи от собственности».

В итоге Алиса оказывается на распутье. Одно дело жить под крышей друга семьи, посылать мужу счета и якобы из любви к ближнему воспитывать обоих осиротевших мальчиков Моне. А другое, вопреки призывам мужа о воссоединении семьи, последовать за Моне из Ветёй в Пуасси и обнажить постыдную историю связи замужней женщины с вдовцом — признаться всему свету в так называемом «диком браке». 

Claude Monet, "Cliff Walk at Pourville", 1882 Две молодые женщины на скале - это, вероятно, Марта и Бланш, старшие дочери Алисы Хошеде.
Claude Monet, "Cliff Walk at Pourville", 1882 Две молодые женщины на скале - это, вероятно, Марта и Бланш, старшие дочери Алисы Хошеде.

Мужчины — Эрнест и Клод — в итоге настолько рассорились, что даже в те редкие дни, когда Эрнест приезжает проведать детей, Моне убегает их своего собственного дома, чтобы не встречаться с соперником. А Алиса всё ещё не может решить, что же делать.  Как женщина практичная, она понимает, что у Эрнеста нет денег и уже никогда не будет. К тому же подозревает, что если она всё-таки уедет с мужем — ведь дети любят папочку вопреки всему — ей грозят новые долги, потому что придётся вернуть огромную сумму уважаемому Моне за содержание её детей. Она ведь уверяла Эрнеста, что живёт под крышей Моне как у друга и занимает у него деньги. Но, что куда трагичнее, Алисе придётся навсегда расстаться с любимым мужчиной. И что же она делает? Оставляет в подвешенном состоянии обоих ещё на 10 лет. И это, повторюсь, в общей сложностью с восемью детьми на руках, причём без надёжного дохода и постоянного места жительства. 

Зимой 1885 года Моне настолько потрясён возможной разлукой с Алисой — Эрнест в очередной раз пожелал вернуть её себе, подключив к скандалу старших детей — что уезжает прямо в день рождения возлюбленной из дома и пишет даме сердца более чем грустные строки. Он понимает, что все эти годы жил в иллюзии, что Алиса принадлежит только ему. Клод Моне находится на грани нервного срыва:

«Я благополучно прибыл в порт на моей родине, но охвачен печалью и подавлен после столь жестокого удара судьбы. ... Я знал ещё в начале нашей любовной истории, что это прекрасное приключение заведёт нас в тупик. Но когда я поставлен перед фактом разлуки с Вами, то понимаю, что не могу жить без Вас — моей спутницы. ... Художник во мне умер. ... Я не смог бы сейчас работать даже при самой прекрасной погоде. ... Прежний Моне — мёртв.»
Клод Моне, фрагмент работы "Автопортрет в берете", 1886 Клоду Моне здесь 46 лет.
Клод Моне, фрагмент работы "Автопортрет в берете", 1886 Клоду Моне здесь 46 лет.

Видимо, некому было встряхнуть Клода за плечи. Казалось бы, беги ты от этих проблем с замужней женщиной с выводком детей. Зачем тебе весь этот цирк? Но со стороны всегда проще рассуждать, что и кому лучше сделать ;-) 

История умалчивает о том, что же в итоге произошло, почему и как улеглись страсти, потому что Алиса с детьми осталась при Моне и ещё пару раз сменила вслед за ним место жительства, пока не оказалась в Живерни, куда её законный муж так никогда и не приехал — даже ради детей. Ей суждено вернуться к Эрнесту буквально за неделю до его смерти, когда женщина словно чувствует неладное и отправляется в Париж к умирающему супругу, которого излишки еды и алкоголя привели к параличу. Она не отходит от него день и ночь, и, судя по всему, улаживает все формальности по наследству и организует для больного последнее причастие, как в своё время для Камиллы. По просьбе детей Алисы, их папу хоронят недалеко от дома — в Живерни.

Claude Monet, "Springtime", 1886
Claude Monet, "Springtime", 1886

Итак, именно Алиса стала для Моне той самой тихой и надёжной гаванью, которая позволила мастеру успокоиться и посвятить себя исключительно творчеству. Дети четы Ошеде-Моне рассказывали в последствии, что Моне был настоящим тираном, но мог быть и абсолютно нежным и любящим. В доме в Живерни был строгий распорядок дня — как в казарме. Дети вставали по звонку, завтракали, выполняли поручения по дому, должны были вести себя тихо и не мешать работать папе Моне. 

Claude Monet, "Still Life with Melon", 1872
Claude Monet, "Still Life with Melon", 1872

Сам Моне никогда не заходил на кухню, но требовал от Алисы уже в воскресенье составленное на всю неделю меню, которое предварительно одобрял. Якобы потому, что только он знал, сколько и чего созрело в саду, и сколько курочек и кроликов находятся в хозяйстве. Моне вообще обожал хорошо и изысканно поесть — об этом свидетельствуют многочисленные рецепты — порядка 180, которые он собирал и записывал, хотя сам никогда не готовил. По свидетельству детей, вся жизнь семьи была устроена вокруг Моне и его потребностей. В одном из многочисленных документальных фильмов о Живерни, к сожалению не припомню названия, куратор музея объясняет это тем, что Алиса отдавала себе отчёт в величии Моне. Думаю, что и здесь всё было куда проще. Как иначе было прокормить семью из 10-ти человек, многочисленных слуг, нянек и садовников, если Моне был единственным, кто зарабатывал деньги? Чем меньше он писал картин, тем меньше продавал. Простая математика.

Да, Алиса Ошеде-Моне больше никогда не жила в замке и не блистала на светских приёмах, но общественное признание, жизнь в достатке в Живерни, огромный сад и дом, путешествия с мужем, образование и свадьбы детей, многочисленные внуки — всё это было частью может и простой, но счастливой жизни.

Клод Моне в своём саду в Живерни
Клод Моне в своём саду в Живерни

Моне было суждено пережить свою вторую жену на 15 лет. После смерти Алисы он впал в глубокую депрессию настолько, что был готов последовать за любимой женщиной. Гюставу Геффрою — другу и критику — Моне пишет следующие строки:

«Мой дорогой друг, все кончено! Моя любимая спутница умерла сегодня в 4 утра. Я подавлен и потерян.» {3} 

Убитый горем, Моне запирается в одиночестве в своём розовом доме, покидает и свою мастерскую, и свой сад. Дети, из страха потерять и папу Моне, по очереди навещают художника и проводят с ним время. И лишь уход за упавшим духом Клодом Моне, который переняла на себя приёмная дочь и невестка — Бланш Ошеде-Моне, и уговоры друзей доработать этюды, созданные художником в последнее путешествие Моне с Алисой в Венецию, вернули художника к жизни. Работая над своими венецианскими этюдами, он словно ещё раз пережил драгоценные минуты с Алисой. С той самой женщиной, которая любила художника всем сердцем и предоставила ему возможность раскрыться и создать сотни произведений, которыми мы не устаём восхищаться. 

Anonymous, "Claude Monet and his second wife Alice Hoschedé Monet in St. Mark’s Square, Venice", October 1908 Фрагмент фотографии.
Anonymous, "Claude Monet and his second wife Alice Hoschedé Monet in St. Mark’s Square, Venice", October 1908 Фрагмент фотографии.
Claude Monet "Le Grand Canal", 1908
Claude Monet "Le Grand Canal", 1908

-------------------------
Источники

{1} Daniel Wildenstein "Monet. Der Triumph des Impressionismus", 1996, Taschen
{2} Fondation Monet: Camille, l’autre madame Monet
{3} Fondation Monet: Mai 1911 — Alice Monet s'eteint...
{4} Alice Hoschedé (статья на немецкой Википедии)
{5} Wildestein-Plattner Institut: Monet or the Triumph of Impressionism (полная версия книги на английском языке)
{6} Работы Моне на GooglArts
{7} Dear Monsieur Monet on Christie's
{8} Monet Orte im Museum Barberini in Potsdam
{9} Мой блог об искусстве в картинках на Инстаграм, в котором я публикую фотографии из тех мест и музеев, где бывала сама: Art at Breakfast


Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Error

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →