{Natalie Ratkovski} (conjure) wrote,
{Natalie Ratkovski}
conjure

Category:

О работе на стоках

Не так давно я спросила у своих читателей в Инстаграме об их отношении к стокам, а именно к стоковым фотографиям, дизайну и иллюстрациям. Ещё пару лет назад, когда здесь в ЖЖ заходили разговоры о стоках, комментарии были куда более расплывчатыми и порою даже наивными. По последним откликам можно сказать, что видимо прошло достаточно много времени, чтобы стоки утвердились как отдельное направление в иллюстрации и дизайне и стали хорошим источником дохода.

Моё личное отношение к стоковым творческим людям за последние пять леть тоже изменилось с отрицательного на весьма положительное. Моя предвзято-критическая позиция сменилась глубоким уважением и пониманием. Не в последнюю очередь потому, что я узнала из первых рук, насколько это кропотливый труд. Однако на мой взгляд существует целый ряд «Но». Например, таких, что многим вне стоков по-прежнему кажется, что это лёгкий путь добывания денег. При этом массовость, потоковость иллюстраций для стоков лишает их авторов должного признания. В любом случае иллюстраторы и дизайнеры, которые трудятся над индивидуальными заказами, уважаются как будто в разы больше. Но, обо всём по порядку.


Ссылка на все мои иллюстрации из серии


Стоки - тяжёлая работа
Для стоков нужно иметь определённый склад характера. Если вы любите работать в коллективе и активно общаться с клиентами, то стоки – это не про вас. Зато если вы глубокий интроверт и индивидуалист, вы можете сами решать, на какую тему рисовать, не обязаны выслушивать просьбы о корректурах, лишены необходимости общаться с коллегами и подстраиваться под коллектив. Во всём есть свои плюсы и минусы.

По признанию многих творческих людей, стоки начинают приносить доход только через 2-3 года с начала работы там. Если у кого-то есть возможность порядка трёх лет жить без стабильного заработка, при этом довольно много работать – почему бы и нет. Подчеркну, в моих словах нет никакой негативной коннотации. У одной моей знакомой - стокового иллюстратора - решение связать свою жизнь со стоками совпало с материнством. Девушка не могла больше ходить на работу в офис, но трудолюбия и упорства ей было не занимать. Она добилась большого успеха на стоках именно в период, когда "сидела" дома с двумя маленькими детьми. Снимаю шляпу!


Иллюстрации одной из моих любимых иллюстраторов - Оксаны Гривиной, работы которой можно встретить и на страницах моей книги "Профессия - иллюстратор". Если вы хотите купить набор этих иллюстраций, вам сюда:Rain people.

Что до меня, я не стала даже пытаться работать на стоках. Поясню, почему. Стоковый бум идёт уже очень давно. Запрыгнуть в этот идущий поезд прямо сейчас уже не так просто. Если бы конкретно у меня была ситуация "рисуй на сток - другой работы всё равно нет" - я бы села и рисовала с прицелом на будущее. Но уже для одной полноценной попытки попасть на стоки нужно время. Например, создать приличную массу стоковых иллюстраций, обработать их, оформить в портфолио и разослать в несколько мест, чтобы получить место под солнцем стоковых людей. Мне было выгоднее дальше свою работу работать, которая меня кормит - хорошо и прямо сейчас, а не через 3 года. Причём кормит она меня всю мою сознательную жизнь. Когда у вас уже есть одна полноценная работа, то возлагать на свои плечи вторую полноценную - стоки - не самая простая вещь. Мне с постоянной работой и заказами не удалось создать даже порядка 100 стоковых изображений, потому что элементарно не было выгоды этим заниматься. Тем не менее я отношусь с огромным восхищением к тем, кто это может и хочет делать!


Ссылка на все мои иллюстрации из серии


Математика лично для меня была очень простая. Предположим вам нужны чистыми минимум 2000 евро в месяц. Не знаю, как в других странах, а по немецким налогам для этого нужно зарабатывать брутто как минимум 3500. Если вы их 3 года не получаете, то по сути дела вкладываете в будущее. Но на тот момент, пока вы начинаете зарабатывать, у вас образуется минус в семейном бюджете размером 126000 евро (3500*12*3) - это не считая отпускных и 13й зарплаты. Через какое время вы их вернёте на стоках при условии, что эти же стоки должны покрывать и текущие 3500? Предположим, ваш бизнес-план рассчитывает вернуть в течение первого года "вложенные" 126000 евро. Но тогда на протяжении этого года вы должны зарабатывать на стоках 14000 евро в месяц: 126000:12 + 3500. И только потом вы можете выдохнуть и позволить себе зарабатывать там только 3500. Например, меньше работать и больше времени посвящать индивидуальным проектам и семье.


Ссылка на все мои иллюстрации из серии

Здесь были люди, которые рассказали, что заливают на стоки остатки - всё, что не вошло в другие проекты, и зарабывают небольшие суммы на кофе или спортзал. Видимо, у них какие-то схожие сферы деятельности? Потому что, к примеру, мои отходы от проектов бесполезно куда-то заливать - это мусор. Я обычно не трачу силы на тщательную отрисовку чего-то, если работа не утверждается на уровне скетча. А если я её уже отрисовала - мне её всё равно оплатят, а значит я не имею никакого морального, а иногда и юридического права заливать её на стоки. Но если есть такая возможность - тоже вариант! Почему нет?

Хорошо зарабатывать на стоках можно, но это не так просто, как кажется!

У вас должен быть большой выбор стоковых изображений – начальная база из порядка 1000 картинок, которые можно комбинировать друг с другом. Как минимум на этом шаге можно распрощаться с мыслью, что стоки - это лёгкий дополнительный доход. Повторюсь, вам потребуется ежедневно полноценный рабочий день, который будет включать в себя не только создание изображений, но их оформление, обработку, оптимизацию портфолио, исследования рынка, позиционирование своих продуктов - какие возможности вообще существуют, пути продвижения и прочее.


Иллюстрации Оксаны Гривиной: Technology graphics set

Мастерство тоже никто не отменял. Все изображения должны быть выполнены на высоком уровне как в изобразительном, так и в техническом плане: вектор или растровые изображения по слоям, в идеале возможность работы с вашими файлами с прозрачным фоном в разных программах, возможность комбинировать различные части изображений и пр. К тому же повторюсь, что рисовать всё подряд - это как тыкать пальцем в небо. Ваш материал должен шагать в ногу со временем и соответствовать запросам потенциальных потребителей. Здесь важны анализ и светлый ум. А вы помните, да, что вам в случае со стоками о покупателях и их потребностях на начальном этапе мало что известно.

К вам как к автору тоже существует ряд требований. Как минимум ваше портфолио должно быть выполнено по возможности в едином фирменном стиле. Ваши картинки должны быть узнаваемы. Если же вы работаете в разных техниках и стилях, то как минимум ваша фишка - что именно отличает вас от других - должна в идеале быстро считываться, а наборы иллюстраций - смотреться единой линейкой одного автора.

Итак, много требований, для удовлетворения которых нужно приложить максимум усилий. При этом у стоковых творческих людей, которые невероятно упорно и много работают, по-прежнему одна из самых худших репутаций в творческой тусовке. На шкале "ощущаемой температуры" по статусности профессии стоковые люди находятся где-то в минусовом диапазоне. Что, впрочем, многим из них не мешает зарабатывать хорошие деньги и игнорировать все сложившиеся стереотипы.

Ощущаемая температура
Что такое ощущаемая температура? Например, +5 с ветром и холодным дождём ощущается нами как -10. В сухую солнечную погоду те же +5 будут радовать и казаться ласковыми и весенними. Ощущаемая температура - та, которую мы ощущаем, а не та, что мы действительно видим на градуснике.

Примеры "ощущаемой температуры" можно найти повсюду. Так, например, фирма D&G одевает единицы, фирма H&M - добрую половину западного человечества. Обе марки весьма известные. При этом существует некое коллективное мнение, что у D&G куда более высокий статус в обществе, чем у H&M. На первый взгляд эти фирмы и сравнивать бесполезно: у них разнятся и сегменты рынка, и потребители, и подход к контролю качества, и ценообразование. Но обе они производят одежду, которую можно купить и носить. При этом ни у кого не вызывает сомнения, что D&G - это люксус. А H&M - одежда для простых смертных. Умаляет ли это значимость H&M? Нет конечно. H&M выпускает весьма качественные товары и зарабатывает миллиарды. Не удивлюсь, если доход у них побольше, чем у D&G. Но общественное мнение - это как ощущаемая температура.


Dolce & Gabbana: True Monica Collection, via


Реклама женской одежды H&M

Сначала я думала, что дело в массовости стоковых продуктов. Ведь в нашем сознании совершенно чётко укрепилось представление о том, что масса - это плохо - если только это не масса денег. А вот эксклюзив, лимитированный тираж, доступность для избранных, индивидуальные проекты - это хорошо. Но тогда я вспомнила фирму Apple, которой удалось порвать все шаблоны. Одной из самых успешных фирм мира, которая выпускает свои продукты многомиллионными тиражами, получилось сохранить статус эксклюзивности и стать своего рода религией для современного техногенного общества. Но возможно, что дело в старте компании, когда она действительно выпускала продукты только для узкого круга специалистов по весьма высокой цене. Как знать. У меня здесь нет однозначного ответа.



Думаю, что тенденция такова, что уже через пару лет "ощущаемая температура" по отношению к стоковым творческим людям поднимется в плюсовой диапазон. Ведь уже куда больше людей будут знать, что "стокеры" работают много и упорно, при этом могут зарабатывать не хуже, а порою даже лучше тех специалистов, которые трудятся над индивидуальными проектами для заказчика.

К слову, такие стереотипные ранжировки в мире искусства встречаются сплошь и рядом. Типографы порою считают себя богами среди дизайнеров. Многим дизайнерам кажется, что иллюстраторы - всего лишь поставщики сырья для макетов книг, журналов и приложений. А профессиональные художники считают и дизайнеров, и иллюстраторов всего лишь ремесленниками, потому что наслаждаются в обществе статусом инакомыслящих, свободолюбивых, творческих, талантливых. При этом только единицы художников зарабатывают хотя бы десятую часть того, что получают за свою работу дизайнеры и иллюстраторы. Видимо дело в странном мире творчества, в котором хороший доход и востребованность - не самый лучший показатель успешности, уважаемости и признания? Здесь есть над чем задуматься.

Что до меня - я равнодушно пожимаю плечами, когда мне кто-то пытается сообщить, что профессия - дизайнер и иллюстратор в обществе куда менее уважаемая, чем врач, юрист, банкир или теперь уже и программист. Я провела 5 лет в стенах вуза, чтобы получить свою профессию. Причём сама финансировала своё образование и вложила немалые деньги и сотню часов своей жизни. За это моя профессия кормит меня и мою семью всю мою сознательную жизнь. Она, профессия, и связанные с ней доходы - один из ключей к счастью и достатку моей семьи. На этой ноте - пусть говорят! Время всё равно расставит свои собственные приоритеты.


Tags: insta, иллюстраторы и их работы, помоги себе сам
Subscribe

Posts from This Journal “иллюстраторы и их работы” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 27 comments