?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

В этом году мировое сообщество отмечает 100 лет со дня основания Баухауса (нем. Bauhaus c 1919г.) [1]. Школа Баухаус была в своё время своего рода экспериментальным проектом в области свободного и прикладного искусства, дизайна, архитектуры и педагогики. Первой школой подобного рода, в которой готовили специалистов нового будущего. Основатель и первый директор школы - известный архитектор Вальтер Гропиус (нем. Walter Gropius 1883-1969) мечтал об искусстве, доступном для всех. И о том, что индустрия будет идти рука об руку с изобразительным искусством, ремеслом и дизайном. Сейчас, когда я смотрю на работы Баухауса, меня не покидает чувство, что машину времени уже давно изобрели и пользуются - настолько прогрессивными для своего времени были вещи, которые делали мастера и выпускники Баухауса. На фоне событий и устройства жизни начала 20го века изобретения и методы Баухауса рвут все шаблоны и кажутся просто невероятными - как минимум на 100 лет впереди своего времени.

Прямые лини, минималистичные архитектурные конструкции, геометрические шрифты и узоры на тканях, металлические конструкции - простые, практичные, квадратные и складные. Вещи, которые являются своего рода общим знаменателем качества и вкуса для ценителей изысканного дизайна. Они объединяют в себе простоту, красоту, изящество и функциональность. Входит ли в этот список удобство - вещь скорее спорная. Но те, кто сегодня может позволить себе украсить собственный интерьер "Василием" или столами-матрёшками, придуманными выходцем Баухауса - архитектором и дизайнером Марселем Брёйером - считаются настоящими эстетами. Красиво жить не запретишь, учитывая сегодняшние цены на произведения, выполненные согласно стилю Баухауса.


Стул "Василий" - в честь Василия Кандинского, выполненный по дизайну известного выпускника Баухауса, немецкого-американского архитектора, художника и дизайнера - Марселя Брёйера (нем. Marcel Breuer, 1902-1981). Предмет интерьера, который стал действительно культовым. Источник.


Набор столиков B9 B9-9c, разработка 1927 дизайнером Марселем Брёйером. Bauhaus-Archiv Berlin, Foto: Gunter Lepkowski. Источник.

Ученики Баухауса - этого революционного для своего времени заведения - получали не только практические навыки, но и привыкали выходить за рамки стандартных мыслитльных структур, искать новые пути реализации собственного потенциала. Вещи, которые являются обыденными для многих учеников сегодняшних творческих вузов во всём мире. Давайте разберёмся, откуда у этого выросли ноги и куда привели.

Баухаус просуществовала всего 14 лет: с 1919 по 1925 год в Веймаре, потом до 1932 года после вынужденного переезда - в Дессау и всего 1 год до закрытия школы нацистами в 1933 в Берлине. Однако эта школа до сих пор оказывает сильнейшее влияние на нашу жизнь, хоть мы этого больше совершенно не замечаем или просто не знаем. Столь обыденными и привычными стали идеи, которые в начале 20 века заставляли бурлить умы и вызывали протесты и возмущение общественности.


Слева: здание высшей школы изобразительного искусства в Веймаре, в котором в первые годы разместилась школа Баухаус. Архитектор - Хенри ван де Вельде, фотограф - Луис Хельд, 1911 год. Справа: плакат Юста Шмидта (Joost Schmidt) к выставке Баухауса в 1923году.

Преподавателями, или как раньше было принято называть - мастерами, этой школы дизайна и искусства были такие потрясающие люди, как Йоханнес Иттен, Василий Кандинский, Анни и Йозеф Альберс, Пауль Клее. К тому же Вальтер Гропиус неустанно приглашал для проведения лекций или небольших курсов гостевых доцентов. Например, таких творческих провокаторов, как нидерландский художник, архитектор, скульптор и один из основателей группы «Стиль» (нидерл. «De Stijl», 1917) - Тео ван Дусбург (нидерл. Theo van Doesburg, 1883-1931). Здесь можно посмотреть весь список постоянных преподавателей и известных студентов Баухауса, которые оказывают влияние на мир искусства и в частности дизайна по сей день.

Веймарская республика и Баухаус
Интересным в Баухаусе было то, что впервые за всю историю художественных заведений в манифесте школы было провозглашено равенство между мужчинами и женщинами, к тому же к обучению официально допускались евреи и иностранцы. Ведь речь шла о новом устройстве школ в новой Веймарской республике (нем. Weimarer Republik, 1918-1933) - периоде демократической оттепели в немецкой истории после Первой мировой войны и революции 1918-1919.

Это было нелёгкое время, когда страна наконец-то освободилась от самодержавия кайзера и мечтала о новом, демократическом государстве. Привычный строй рухнул, но оставил в наследие тысячи ветеранов, катастрофальные международные отношения, упадок экономики и разруху. Немцам предстояло изобрести себя заново. Демократическая Веймарская республика, которой было суждено просуществовать всего несколько лет до захвата власти фашистами в 1933 году, далась очень большой кровью. Здесь можно посмотреть архивные фотографии революции в Германии и волнений зимы 1919 года.


Революция в Берлине 1918/19 года - конфликт между коммунистами - так называемыми "Спартаковцами" во главе с Розой Люксембург и Карлом Либкнехтом - и социалистическими властями - SPD - социально-демократической партией Германии. Из страха диктатуры пролетариата, как в России, SPD была вынуждена опираться на поддержку военщины. Среди бывших солдат было много сторонников фашисткой партии. На фото: "Спартаковцы" в январе 1919 года в газетном районе Берлина. Баррикады из бумаги перед издательстким домом Рудольфа Моссе. © Staatliche Museen zu Berlin, Kunstbibliothek, Photothek Willy Römer / Willy Römer. Источник.


Фото Вилли Рёмера "Выборы к национальному собранию", 1919г. © Staatliche Museen zu Berlin, Kunstbibliothek, Photothek Willy Römer / Willy Römer. Источник.


Традиционно, люди, которые получали классическое художественное образование, формировали вкусы своего поколения. Ниже - архивный снимок в художественно-ремесленной школе Берлина. Урок у профессора Коха.


Источник. Bildhauer-Werkstatt in der Unterrichtsanstalt des Kunstgewerbemuseums Berlin, Mitte: Prof. Max Friedrich Koch (1859-1930) © bpk/Kunstbibliothek, SMB, Photothek Willy Römer/Willy Römer.

Однако уже в конце 19го века ремесленные художественные школы и их выпускники оказались в глубоком кризисе. Они не могли угнаться за прогрессивными Англией и Фринцией, которые могли похвастаться не только новыми изобретениями, но и их красотой, а так же функциональностью. Казалось, что возможности новых технологий и материалов были безграничны, но только не для немцев. Споры об упадке вкуса в казерской Германии ожесточенно разгорались с каждой новинкой. Изделия казались многим современникам совершенно лишёнными смысла, деформированными и даже карикатурными. На Всемирной выставке 1851 года в Лондоне были найдены современные паровозы с античными украшениями, резные козлы из дерева, которые карабкались по огромным часам или ковры с тиграми, ползающими в джунглях. Люди были в полнейшем отчаянии от безвкусного дизайна многих изделий того времени.[11]

В Веймарской республике вопросы формирования вкуса, устройства новых школ и воспитания нового поколения грамотных специалистов стали вопросами государственной важности. В итоге Вальтер Гропиус [12] получил зелёный свет от нового демократического правительства Веймарской республики на основание Баухауса. А именно на создание школы, которая объединила бы в себе ремесленное и академическое художественное образование, поставленное на службу граждан страны.


Портрет Вальтера Гропиуса. Источник.

В первый год основания школы Баухаус "по мотивам" британского Arts-and-Crafts туда записалось куда больше женщин, чем мужчин, а немногие из студентов-мужчин были евреями и иностранцами. Если вы помните, исторически так сложилось, что выходцам из еврейских семей - не только в России, но и в Германии - d в основном дозволялось заниматься только торговлей или ломбардничеством (ростовщичеством). Та часть общества Германии, которая опиралась на поддержку армии и фашистких группировок и не хотела никаких перемен, стала оказывать давление на Гропиуса. А таких ультра-правых в партии, как показали события 1933 года, было больше, чем хотелось бы.

Результатом стало то, что даже в таком прогрессивном месте как Баухаус женщин поставили на обслуживание столовых, окучивание полей и садов школы, приготовление пищи. Единственным классом, в котором девушки могли получить художественное образование, стал класс ткацкого дела. Можете себе хотя бы на минуту представить ситуацию, чтобы сейчас современная девушка пришла в вуз, и ей сообщили: "Хочешь учиться у нас - подпишись сначала на обслуживание." Мол, у нас сейчас трудные послевоенные времена. Голод, нищета и вообще нужно сильное женское плечо для будущего мужского поколения художников и дизайнеров, которые изменят лик страны.

В итоге Баухаус всё равно прославился своими ученицами, хотя в преподавательстком составе оказались лишь несколько женщин-мастеров, которые, о неожиданность, преподавали ткацкое дело, дизайн тканей или гимнастику и музыку.[2] Но это уже отдельный разговор.

Баухаус в одной фотографии
Если вернуться к теме того, что же такое Баухаус и попытаться объяснить коротко, что это за зверь - у немецко-французского телеканала arte существует замечательный короткометражрный сериал Flick-Flack, в одном из эпизодов которого как раз и была предпринята подобная попытка объяснения по всего лишь одной фотографии. А именно вот этой.


Сидящая в театральной маске Оскара Шлеммера в стуле из стальных труб Марселя Брёйера, около 1926г. Фото: Erich Consemüller, Bauhaus-Archiv Berlin / © Dr. Stephan Consemüller. Источник.

В ней собрано много из того, что характеризовало Баухаус. Её автор - Эрих Конземюллер (нем. Erich Consemüller, 1902-1957) - был студентом Баухауса, фотографом и художником-графиком, который создал по заказу школы более 300 инновативных для того времени фотографий. Именно благодаря этому материалу сейчас можно узнать многое о жизни школы.[8]

С большой вероятностью женщина в маске на фото - Лиз Байер-Фольгер (нем. Lis Beyer-Volger, 1906-1973)[5] - модельер и дизайнер тканей. Она тоже была в своё время студенткой Баухауса и создала невероятное скандальное для 1928 года платье. Ведь оно даже не закрывало колени. Именно в этом платье и сидит девушка на фото. Если вы посмотрите на него внимательно - это та форма летних платьев, которые носят многие современные девушки и женщины - и это почти 100 лет спустя! К слову о машине времени. Кстати, геометрические узоры на платье - тоже были чем-то невероятным для того времени и вещью весьма инновативной.


Слева фото Лиз Байер, справа фото её платья. Источник.

Чтобы вы понимали, почему платье Лиз стало скандалом, обратите внимание на фото ниже, как именно женщины начала 20го столетия одевались. Причём это на снимке вполне прогрессивные женщины, которые идут на демонстрацию.


Источник.

Сама маска, в которой девушка сидит на фото Конземюллера, сделана театральным художником, скульптором, дизайнером по костюмам и хореографом Оскаром Шлеммером (нем. Oskar Schlemmer, 1888-1943), который был одним из мастеров в Баухаусе. Одна из его знаменитых постановок - экспериментальный танец "Балет Триад" (нем. Das Triadische Ballett). Его идеи легли в основу многих современных экспериментальных постановок, а костюмы до сих пор просто поражают воображение.


Cлева: Портрет Оскара Шлеммера из архива Баухауса. Костюм по дизайну Шлеммера к "Балету Триад" - Академия искусства Берлина совместно с Баварским государственным балетом. Источник.

Современная постановка по Оскару Шлеммеру - совместный проект Академии искусства Берлина с Баварским государственным балетом: "Triadisches Ballett". Всю прекрасную фото-галерею можно посмотреть здесь.



Источник этой фотографии и статья о современных постановках балета здесь.



Стул "Василий", на котором сидит девушка в маске на фото, вы уже видели в начале этого поста. Оригинал был создан как комбинация традиционного кресла и велосипеда одним из выходцев Баухауса. А именно, как я уже упоминала выше, Марселем Брёйером (нем. Marcel Breuer, 1902-1981).


Слева: портрет Марселя Брёйера из архива Баухауса. Справа: вторая версия стула "Василий". Источник.


Так что действительно так и выходит, что в одном фото собрано многое, что характеризовало Баухаус: экспериментальность, инновативность, революционность, простота, вкус и изящество.

Правда и вымысел
В этом году тот же телеканал arte в сотрудничестве с немецким государственным каналом ZDF выпустили шестисерийный фильм "Новое время" (нем. Neue Zeit, 2019), в котором через историю любви одной из студенток Баухауса - Доротеи Хельм (нем. Dorothea „Dörte“ Helm, 1898-1941) - и директора Вальтера Гропиуса иллюстрируется короткая, но искромётная история школы.


Кадр из телесериала "Новое время". В главных ролях Аугуст Диль как Вальтер Гропиус и Анна Мария Мюэ как Дёрте Хельм

Бесполезно искать имя этой женщины в списке успешных учеников школы. Представленная в фильме история любви никаким образом не была подтверждена. В школе действительно было официальное расследование о том, в каких отношениях состояли Хельм и Гропиус, но всё так и осталось на уровне слухов. Поэтому история в фильме, по признанию самих создателей, - фиктивная.[3] Кулиса для повествования о том, что даже в прогрессивном Баухаусе женщинам отводилась обслуживающая роль, дозволялось учиться только на дизайнеров тканей и готовить обеды для мужчин-студентов, которые получали полное художественное образование.


Кадр из телесериала "Новое время". Подруга и сокурсница Дёрте Хельм за работой у ткацкого станка.

Но и здесь есть одно но. Именно Доротея Хельм, которую сокурсники называли коротко Дёрте, действительно получила от Гропиуса в своё время разрешение не участие в курсах монументальной настенной живописи, к которой девушки-студентки не допускались. А значит Дёрте удалось каким-то образом обойти строгие правила школы и настоять на своём, а точнее на том, что было изначально прописано в манифесте школы: равенство между мужчинами и женщинами. Потомки Дёрте открыли даже сайт художницы с работами, фактами и данными из её биографии, потому что были возмущены кривотолками и нездоровым интересом к своей родственнице.[4] К слову, это уже не первый фильм о несуществующем романсе Хельм и Гропиуса. Дым без огня тоже бывает - если его нарисовали и размножили.

Доротея Хельм
Фрагмент фото-портрета художницы-иллюстратора Доротеи Хельм. Источник.

По словам потомков Доротеи Хельм, Гропиус никогда не просил руки Дёрте у её родителей. Доротея никогда не играла решающую роль в каких-то проектах, хотя была отмечена как их активная участница. В защиту жены Гропиуса - Изы, хотелось бы отметить, что в фильме ей совершено несправедливо отвели роль посторонней пустышки с деньгами. Что якобы Гропиус женился на ней только ради того, чтобы спасти Баухаус. Сам Гропиус не зря называл жену Фрау Баухас. Но это так - "хозяйке на заметку". Сам фильм снят с рядом красивых технических приёмов, хотя по сути дела жуёт историю несуществующей любви на фоне событий, предопределивших судьбу Баухауса.


Кадр из телесериала "Новое время". Не смущайтесь, что по фильму Дёрте - блондинка, хотя в жизни она была брюнеткой. Создатели хотели таким образом подчеркнуть то, что персонаж по большей части вымышленный, хотя такая художница дейтствительно существовала.

Наследие Баухауса
Сейчас, 100 лет спустя, многие из нас окружены мебелью, одеждой, дизайном, типографикой и архитектурой, которые появились на свет благодаря Баухаусу и его влиянию. Радикальные идеи Баухауса перевернули на границе столетий представление о том, как именно искусство может идти рука об руку с индустриализацией и потребительством.

Если вы погрузитесь в историю Баухауса самостоятельно, то будете выходить на улицу с так называемыми всплывающими подсказками вроде "Вот он складной стул в любимом кафе - появился на свет благодаря дизайнеру и мастеру Баухауса - Альфреду Арндту (нем. Alfred Arndt, 1898-1976).[9]" Вот оно любимое прямое платье до колена с геометрическими узорами, вот он гемометрический шрифт в каждом втором логотипе на улице и так далее.


Слева: портрет Альфреда Арндта, справа: его складной стул 1928г. из архива Баухауса

У меня к Баухаусу только одна претензия - невероятно безликая, угрюмая архитектура спальных районов. Это же просто невыносимо. Сама по себе идея создать нечто простое и функциональное, которое лишь изнутри наполнялось бы индивидуальным - прекрасна. Но в итоге за неё держатся мёртвой хваткой и узурпаторы, и капиталисты всего мира. При этом строят безликое убожество, которое продолжает уродовать облик городов абсолютно во всём мире.

С другой стороны, можно ли в этом обвинять именно Баухаус? Ведь те же фашисты, которые в своё время закрыли Баухаус, обратились к идеям школы, чтобы выстроить супер-функциональные концентрационные лагеря. Мерзко. Или то, к какому запущению в Европе в области художественного образования привела идея объединить ремесло с искусством и поставить их на службу индустрии - как минимум немецкий худ-народ не умеет теперь толком ни ремесленничать, ни рисовать. Столкнулась с проблемой, когда получала второе художественное образование в Германии.

Здесь всё, видимо, как с ядерной физикой. Можно сделать потрясающее открытие, вывести самые невероятные формулы и сформулировать сверхгениальные теории. Но при этом всегда найдётся кто-то, кто придумает, как из этого прекрасного и прогрессивного сделать оружие массового уничтожения.

А это на десерт - один из примеров изящной архитектуры Баухауса: дом-корабль "Шминке" в Лёбау, который был создан архитектором Хансом Шароуном для немецкого фабриканта Фрица Шминке - производителя макаронных изделий.[10] Речь об одном из знаменитых домов мира, в котором до сих пор можно остановиться на ночлег, снять квартиру или просто навестить.


Иточник

Кстати, на юбилейной странице "100 лет Баухаусу" в архиве можно посмотреть собрание знаковых работ Баухауса в области архитектуры, театра, печатной рекламы, фотографии, настенной росписи и работы со стеклом, керамики, дизайна мебели и текстиля.

--------------------
Источники
[1] www.bauhaus100.de
[2] Архивный материал о мастерах и преподавателях школы
[3] Wenn Omas Leben zum TV-Event wird
[4] Dorothea Helm: Leben und Wirken
[5] Lis Beyer-Volger
[6] Das Triadische Ballett: фотогалерея
[7] Marcel Breuer
[8] Erich Consemüller
[9] Alfred Arndt
[10] Haus Schmincke
[11] Industrie und Geschmack
[12] Walter Gropius: Биография и работы


Posts from This Journal by “design” Tag

Comments

( 28 comments — Leave a comment )
ladenezke
Sep. 20th, 2019 11:11 am (UTC)
Замечательное повествование. Было очень интересно!
ira_osipova
Sep. 20th, 2019 11:31 am (UTC)

Спасибо! Мое воображение в свое время поразили шахматы Баухаус

ofeliya666
Sep. 20th, 2019 02:32 pm (UTC)
Да, шахматы такие, что до сих пор ничего не придумали лучше))))
(Anonymous)
Sep. 20th, 2019 12:22 pm (UTC)
Горжусь немецкой культурой
Сын сейчас учится в Ляйпципе, и мы в этой связи с мужем отправлемся в тур по новым землям "По местам Баухауза и не только": Дессау, Йена, Ваймар.
ofeliya666
Sep. 20th, 2019 02:35 pm (UTC)
У меня тоже вызывают вопросы спальные районы. Мы на третьем курсе делали проекты по Баухаузу и всё это изучали немного. И я была в шоке от того, как такие идеи можно было так испоганить. Это прямо так обидно.

"Или то, к какому запущению в Европе в области художественного образования привела идея объединить ремесло с искусством и поставить их на службу индустрии - как минимум немецкий худ-народ не умеет теперь толком ни ремесленничать, ни рисовать." -- а в чём это выражено?
conjure
Sep. 20th, 2019 05:42 pm (UTC)
В отсутствии глубоких профессиональных навыков. Либо в том, что те, кому этих навыков не хватает, занимаются дополнительно серьёзным самообразованием.

P.S Речь как о преподавателях, так и о студентах.

Edited at 2019-09-20 05:48 pm (UTC)
6ruk
Sep. 20th, 2019 03:12 pm (UTC)
Спасибо, интересно. ^__^ Люблю Баухаус: типографика, мебель, да и вообще вся их эстетика мне очень близка.
conjure
Sep. 22nd, 2019 12:20 pm (UTC)
Мне понадобилось время. Во время учёбы нас просто замордовали Баухаусом, точнее тем, пардон, креативным лохотроном, в который его преобразовали. Долгие годы я посто ненавидела учения этой школы. И только когда прониклась историей и поняла, что, как и почему вообще произошло - случился «Aha!-эффект», и словно глаза открылись.
jd_ganna
Sep. 20th, 2019 05:03 pm (UTC)
Спасибо Вам за титанический труд, читала с большим удовольствием!
conjure
Sep. 22nd, 2019 12:14 pm (UTC)
Спасибо большое! Очень приятно слышать!
netti2
Sep. 21st, 2019 05:41 am (UTC)
Спасибо за статью. Я в свое время смотрела интересную передачу про дизайн, в том числе про Баухауз. И тоже поразилась, насколько их идеи были новыми и используются до сих пор.
Жаль, забыла, как называлась, я бы пересмотрела.

Edited at 2019-09-21 05:42 am (UTC)
conjure
Sep. 22nd, 2019 12:15 pm (UTC)
Сейчас на юбилейной странице Баухауса собраны почти все фильмы последних лет о них. Может там найдёте?
netti2
Sep. 22nd, 2019 04:42 pm (UTC)
О, спасибо!
julife
Sep. 21st, 2019 07:37 am (UTC)

Спасибо! Очень интересно и увлекательно. Заметила еще, что тема неравноправия женщин у Вас часто в фокусе.

conjure
Sep. 21st, 2019 09:09 am (UTC)
В данном случае скорее попутно получилось. Есть целый проект «Женщины Баухауса». Я не знала о многих деталях, потому что в студенчестве фокус был ни на историю Баухауса, а на дизайн и учения. А когда столкнулась именно с историей - меня потрясло до глубины души, что даже в таком прогрессивном месте были столь средневековые взгляды.
doktor_watson
Sep. 23rd, 2019 07:58 am (UTC)
О, как интересно! Большое спасибо за пост!
e_link_a
Sep. 24th, 2019 06:29 am (UTC)
Спасибо за отличный просветительский рассказ! Очень интересно!
20santimetrov
Sep. 24th, 2019 03:44 pm (UTC)
Отличный рассказ, благодарю!
(Anonymous)
Sep. 25th, 2019 07:36 am (UTC)
Вы бы хоть перед написанием, изучили что ли историю Германии! Нацисты не захватили власть в 33-м, а вполне законно пришли к власти через выборы! Отряды Либкнехта и Тельмана, не были "белыми и пушистыми"! И как раз таки участники Рот Фронта первыми стали применять огнестрельное оружие в уличных беспорядках, а вовсе не штурмовые отряды НСДАП! Не все из бывших военных поддерживали национал- социалистов! Активно подлерживали НСДАП участники Ландсвера,да и то не все поголовно! Так что если так уж хочется к месту и не к месту притянуть " кровавых нацистов-фошиздов" то хотя бы проидерживайтесь исторических фактов! Впрочем, так же как фактах о евреях- в Веймаровской республике, евреи могли быть не только "торговцами и роставщиками"- как вы выразились! Да, евреи в то время в большинстве своём были заняты в торговле, но так же евреям было доступно образование в сфере музыки, юриспруденции и медицины! Так что не вводите читалей в заблуждение!
conjure
Sep. 25th, 2019 10:41 am (UTC)
Обожаю анонимно возмущённых и их непрошенные советы. Но увы, останусь при своей версии, что в 1933 году фашистская партия всё-таки захватила власть. Насколько мне известно, поддержки большинства голосов народа они не получили, но путём политических махинаций всё было как-будто легально благодаря "Прусскому удару" 1932 года. Сталин тоже пришёл легально к власти, правда же? Вот только вопрос "легальности" тут становится зависимым от угла зрения смотрящего.

Я в курсе, что многим удобно верить в то, что нацисты пришли к власти по воле народа и путём честных выборов, а на Германию потом можно было бы скинуть ядерную бомбу, чтобы раз и навсегда - чик, потому как все там являлись воплощением зла. Но увы, не всё так просто. Чего у фашистской партии было не отнять - блестящей организации, скоориднированных действий, серьёзной денежной поддержки со стороны популистов, прекрасного "корпоративного стиля", театральных выступлений и эффективной подпольной дейтельности с разжиганием межнациональной розни на фоне кризиса в стране.

Развивать обсуждение этой темы я далее не собираюсь. Если для вас не очевидна связь между историческими событиями и развитием Баухауса - это не моя проблема.

Edited at 2019-09-25 11:01 am (UTC)
zwilling
Sep. 25th, 2019 12:03 pm (UTC)
Спасибо, интересно, но есть пара замечаний.

1. Хотя на евреев в поздней Российской империи накладывалось множество ограничений, там не было ничего похожего на разрешение заниматься «только торговлей или ломбардничеством». Даже к профессиям, которые считались для евреев «уместными», относилось множество мелких ремёсел и т.п., но и там, где действовали ограничения — в адвокатуре, медицине, инженерном деле, госслужбе — они были в основном процентными, а не полностью запретительными. Из университетов евреев старались выдавливать процентными нормами и всякими затруднениями, но они всё равно там учились и уж не ростовщичеством после этого занимались. Насчёт Германии не знаю, но подозреваю, что и там было нечто похожее.

2. Приведённая Вами фотография женской демонстрации датируется 1911 годом, и женщины на ней одеты по моде 1900-х гг., восходящей ещё к 1890-м, а к середине двадцатых уже стала нормой совсем другая одежда:



Так что вряд ли то платье в 1928 году так уж всех шокировало.
conjure
Sep. 25th, 2019 02:27 pm (UTC)
Смотря в какой стране это было нормой. Вот, посмотрите немецкие женщины 1928г.


Источник: http://m.bpb.de/gesellschaft/gender/frauenbewegung/35265/weimarer-republik?p=all

Поэтому короткое платье выше колен без рукавов для послевоенной Германии было весьма революционным.

И по поводу ваших слов у меня есть пометка на полях: замечания делают учителя, родители или начальники, например. Посторонние люди вправе высказывать своё мнение. Угадайте, к какой категории вы относитесь. Спасибо.
zwilling
Sep. 25th, 2019 08:50 pm (UTC)
Прошу прощения, если мои выражения Вам показались неуместными, однако это напрасно: замечание — это ещё и «I ср. 1. Краткое суждение, высказывание по поводу чего-либо. 2. Критическое суждение научного характера» (словарь Ефремовой). Естественно, на научность я тут не претендую, но «замечания» типа «а ну веди себя прилично» тут совершенно ни при чём.

На Вашей второй фотографии, как я понял, женщины — члены парламента. Надо полагать, им приходилось одеваться относительно консервативно. Однако известно, что тот же Берлин во второй половине 20-х был практически европейской столицей всяческого, извините за выражение, разврата, и я очень сомневаюсь, что до него не дошла «флапперская» мода. Мне мало удалось найти фотографий, чётко относящихся к Германии и именно до 1928 года, разве что вот (танцы в Ваннзее, 1925, источник) и вот (улица Берлина, 1926, источник), да ещё рисунки Жанны Маммен (например, такой, 1927). Из всего этого видно, что уж по крайней мере довольно короткие платья/юбки с открытыми (иногда) руками им там были не чужды. Может быть, не такие, как приведённое Вами баухаусовское — но я нигде и не говорил, что в нём не было ничего нового, а только указал, что сравнивать его надо с более поздней одеждой.
conjure
Sep. 25th, 2019 09:10 pm (UTC)
Возможно. Как минимум для полноты картины.
zwilling
Sep. 26th, 2019 08:11 pm (UTC)
Хотя бы, да.
xo4y_na_py4ku
Sep. 25th, 2019 05:26 pm (UTC)
Это вы 84% на референдуме 19 августа называете «насильственным захватом власти нацистами»? Или 43% на выборах в Рейхстаг?
conjure
Sep. 25th, 2019 09:25 pm (UTC)
Это я называю с подачи одного уважаемого мною человека «Реакцией Буратино».
dilettant_ka
Sep. 26th, 2019 01:51 pm (UTC)
Спасибо огромное за увлекательный рассказ!
Хоть бы кто-нибудь все щиты (или дизайнерские таблицы?) Малевича опубликовал! Интересно было бы взглянуть.
( 28 comments — Leave a comment )

Profile

conjure
{ Natalie Ratkovski}
www.floaty.de

Latest Month

September 2019
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by yoksel