{Natalie Ratkovski} (conjure) wrote,
{Natalie Ratkovski}
conjure

Categories:

Артур Шопенгауэр о женщинах

В статье "Женское искусство хуже мужского? (Часть 2)" я упоминала имя известного немецкого писателя, философа и мыслителя 19 века – Артура Шопенгауэра (нем. Arthur Schopenhauer, 1788- 1860) и его эссе "О женщинах", в котором он предпринимает попытку объяснить лживую и бездуховную женскую природу. Для того, чтобы вы представляли, насколько оскорбительными и возмутительными были высказывания этого человека о женщинах и их способностях, и насколько лихо чесал гребень обобщения, я перевела часть его эссе "О женщинах" с немецкого на русский. Однако не удержалась от небольшого вступления и краткого экскурса в историю.

Несколько фактов о Шопенгауэре
Шопенгауэр слыл женоненавистником, но при этом имел весьма большой вес в культурных кругах во всём мире. Им восхищались Фридрих Ницше, Рихард Вагнер, Альберт Эйнштейн, Томас Манн, Курт Тухольский и Вильгельм Буш.[1] Сегодня Шопенгауэр был-бы кем-то вроде блогера, который писал бы к тому же очерки, эссе и книги по философии. Инфлуэнсером, так сказать. Народ обсуждал его тексты в различных литературных салонах того времени и волновался или одобрительно кивал головой. Только с поправкой на то, что, например, у женщин, на которых он так активно нападал своим слогом, не было возможности «оставить комментарий» или пожаловаться редакции, впрочем как и лобби, способного отстоять их интересы.

043.jpg
Деталь портрета Шопенгауэра 1859 года

У Шопенгауэра был крайне негативный образ женщины. Он утверждал, что мы существа второго сорта, слабые, бездуховные и неспособные к восприятию прекрасного: "По праву женский пол можно назвать неэстетичным. Женщины не восприимчивы ни к музыке, ни к поэзии, ни к изобразительному искусству", - писал он в своем эссе. Там же он утверждал, что по природе своей женщины лицемерны, их даже нельзя допускать к присяге. Более того - многие женщины просто воровки. Любовь между мужчиной и женщиной объяснялась по мнению Шопенгауэра исключительно животным влечением.

Несчастная любовь
Сохранилось только одно любовное стихотворение Шопенгауэра. Оно посвящено актрисе и оперной певице Каролин Ягеманн (нем. Henriette Karoline Friedericke Jagemann, 1777-1848), которая была на одиннадцать лет старше Шопенгауэра, и в которую он был безответно и несчастно влюблён в возрасте 21 года.


Деталь портрета Каролин Ягеманн

Каролин слыла своей красотой, талантом и воспитанием. Но в те времена актрисы были своего рода элитарными проститутками - куртизанками или содержанками. Не удивительно, что она отвергла тогда ещё зелёного и никому неизвестного Шопенгауэра. "Шлюхи должны умирать на соломе"- гласил лист бумаги, прибитый к входной двери успешной актрисы. Госпожа Ягеманн не пользовалась особой симпатией у добропорядочных граждан Веймара. То, что она, дочь библиотекаря, получала сказочную зарплату в качестве певицы и актрисы при дворе театра маленького городка и даже вращалась в кругах княжеской семьи, наблюдали с завистью, но терпимостью. Но когда она стала любовницей герцога Карла Августа из Саксонии-Веймара и со временем родила от него троих детей, терпение лопнуло. Уверенная в себе Каролин спокойно отнеслась к враждебности, ведь её талантом восхищался сам Гёте. Под его руководством она блистала во всех главных ролях на сцене Веймара.[2]

Разрыв с матерью
Ко всему прочему Шопенгауэр разругался со своей матерью - писательницей Иоганной Шопенгауэр (нем. Johanna Henriette Schopenhauer, 1766-1838). После смерти мужа, отца Шопенгауэра, женщина продала его фирму и дом в Гамбурге, после чего перебралась в Веймар, где кипела бурная культурная жизнь, и мадам Шопенгауэр по-настоящему расцвела. В Веймаре она вела литературный салон, постоянным гостем и гвоздём программы которого был Гёте. Иоганна была к тому же одной из первых, кто признал любовницу и позже жену Гёте - Кристиану Вульпиус, открыла для неё двери своего салона и позаботилась о её приятии в обществе. Гёте и его жена относились к Иоганне с благосклонностью на протяжении всей жизни. Один из самых известных и знаковых романов писательницы Иоганны Шопенгауэр - роман «Габриэла».

Мать Иоганна и сестра Шопенгауэра - Адель были на протяжении всей жизни прикованы друг к другу. С одной стороны потому, что они неопрометчиво вложили свои деньги в банк, который обанкротился, и потеряли львиную долю своего состояния. В итоге жили на остатки от наследства Адели. Во-вторых, потому что Иоганна была весьма расточительным человеком и пыталась из последних сил производить впечатление богатой, знатной женщины, загоняя семью всё дальше в долги. Сейчас бы её траты назвали вложением в маркетинг для поддержания имиджа. Ведь приёмы и вечеринки в литературном салоне стоили огромных денег, и нужно было держать лицо, чтобы не потерять положение и признание в обществе.


Слева Йоханна Шопенгауэр в возрасте 39 лет с дочерью Аделью в 1806 году кисти свободной художницы Каролин Бардуа (нем. Caroline Bardua, 1781-1864), справа портрет Йоханны до смерти мужа в 1800 году. На одном портрете она молодая, полная сил женщина, на другом, хотя шестью годами ранее, старушка.

Разрыв с сестрой
Под гнётом подозрений у Шопенгауэра разладились отношения с сестрой Аделью (нем. Adele Schopenhauer, 1797-1849). Он утверждал, что она заодно с Иоганной и покрывает её, при этом положила глаз и на его доходы, полученные от отца. При жизни он постоянно обвинял мать в том, что она растратила состояние отца, хотя та честно разделила его между детьми, и Шопенгауэр не остался в накладе. При этом Адель, разносторонняя и талантливая, ещё при жизни, в отличие от брата, стала признанной в широких кругах писательницей, отрабатывала долги матери текстами и переводами, со временем переняла на себя домашние хлопоты и надзор за финансами. «Благодаря» расточительности матери и банкротству банка, она была полностью лишена приданного и не могла по тем временам выйти замуж, была вынуждена работать за двоих, а позже не только содержать, но и ухаживать за послеинсультной матерью. Напомню, что мы говорим о 19 веке и полнейшем женском бесправии.

При этом сам Шопенгауэр жил в своё удовольствие без бед и хлопот, терзаемый внутренними демонами и отсутствием признания. В молодые годы мало кто интересовался Шопенгауэром-философом. Когда Гёте сказал Иоганне, что её сын получит в будущем широкое признание, потому что работал к тому времени с молодым Артуром над совместными очерками, эссе и позже над известным трактатом о цвете, она воскликнула, что в одной семье не бывает двух гениев. Ведь её дочь куда более талантлива. Увы, но Адель так и не смогла в полной мере реализовать себя, потому что только после смерти матери ей удалось отработать и вернуть долги Иоганны, привести в порядок собственное финансовое положение и отправиться в столь желанное путешествие по Италии. В нашем наследии осталось несколько литературных произведений Адель Шопенгауэр, которые переиздаются и продаются по сей день.[4]

Видимо, в своём эссе Шопенгауэр говорит именно о матери, сестре и двух подругах Адели, с которыми они жили одной семьёй - что женщины по природе своей живут стаями. При этом как удобно было удрать подальше от проблем и обязанностей и подозревать всех в алчности на расстоянии, в то время, как сестра и мать боролись за своё существование.

Печально, что в итоге этого озлобленного человека цитировали и приводили строки из его эссе в качестве серьёзного, обоснованного аргумента.

Итак, ниже перевод текста эссе Артура Шопенгауэра "О женщинах". Сразу оговорюсь, что разбираться с текстом 19 века и модными тогда оборотами и выражениями - то ещё удовольствие, но я постаралась сохранить оригинальный слог автора. На немецком название звучит как "Über die Weiber". В современном немецком слово das Weib практически не используется, потому что имея средний род - как какое-то неодушевлённое существо - уже звучит негативно и весьма близко к оскорбительному 'баба'. В немецком языке 19 века в обиходе были оба слова - Frau и Weib, но имели практически равное значение - женщина, супруга - и негативной коннотации не имели. Иллюстрации к тексту выбраны мною и носят скорее ёрнический характер, как можно понять под некоторыми комментариями к изображениям. Постарайтесь не закипать при прочтении на каждой строке, но вовремя подмечать интересные повороты и ход мыслей, и каким образом всё это лихо подкреплялось не самыми лицеприятными примерами из дикой природы и сопоставлением с чистой мужской "расой".


********

О женщинах

Артур Шопенгауэр, 1851 год. Оригинал на немецком "Über die Weiber". Внимание, там тоже только часть. Полная версия здесь: Über die Weiber

"Создавая женщин, природа стремится к тому, что в драматургическом смысле можно назвать эффектом взрыва. В молодости она вооружает их на несколько лет чрезмерной красотой, обаянием и пышностью, в ущерб всей оставшейся жизни. А всё для того, чтобы в эти годы они могли захватить воображение мужчины до такой степени, чтобы он был готов честно заботиться о женщине в любой форме и на протяжении всей жизни. И никакие разумные доводы не могут удержать его от этого решения.


"Рынок рабов", Отто Пилни, 1918г.

Таким образом природа снабдила женщину, как и всех других своих созданий, оружием и инструментами, необходимыми для выживания, и на время, когда она в них нуждается, но со свойственным природе бережливым отношением. Так же, как самка муравья после спаривания теряет крылья, которые отныне лишние, даже опасные для потомства, так и женщина после одних или двух родов теряет красоту, возможно по той же причине.


После «брачного полёта» и оплодотворения матки муравьёв обламывают себе крылья, чтобы основать новую семью или остаться в материнской колонии. Муравьиная царица Iridomyrmex purpureus роет нору, основывая новую семью. Via.

В соотвествии с этим молодые девушки совершенно не держат в голове ни проблемы быта, ни проблемы бизнеса и глубоко в душе считают эти заботы второстепенными, даже смешными. Единственно серьёзной профессией для них является любовь, завоевания и то, что с этим связано, например, вечерние туалеты, танцы и т.д.


Фрагмент работы Джона Эверетта Милле "Офелия", 1851—1852. Холст, масло. Галерея Тейт, Лондон

Чем благороднее и совершеннее создание, тем позже и медленнее оно созревает. Мужчина едва достигает зрелости разума и духовной силы к 28 годам, в то время как женщина уже в 18. Но в этом кроется и причина недоразвитости: женщины остаются детьми всю свою жизнь. Они всегда видят только то, что перед их носом, придерживаются только настоящего, принимают желаемое за действительно и предпочитают копаться в мелочах вместо занятий важными делами. Разум гласит, что человеку негоже жить как животному только в настоящем. Он должен пересматривать прошлое и мыслить о будущем, из которого вытекает его осторожность, забота и обеспокоенность.


Федотов Павел Андреевич, "Свежий кавалер. Утро чиновника, получившего первый крестик", Третьяковская галерея

Женщине трудно понять, в силу её скудного ума, преимущества и недостатки подобного. Они словно больны духовным близорукием, когда их ум интуитивно резко видит что-то вблизи, но имеет узкий круг обозрения, в который не попадают предметы удалённые. Поэтому все, что отсутствует, прошлое, будущее, имеет гораздо более слабое воздействие на женщин, чем на нас. От этого у них порою возникает склонность к безмерным и бездумным тратам, граничащая с безумием.

В глубине души женщины уверены, что участь мужчин - зарабатывать деньги, а их - тратить; по возможности уже при жизни мужчины или по крайней мере после его смерти. Одно то, что мужчина отдаёт им всё заработанное для поддержания домашнего очага, укрепляет их в мысли о своей правоте. Вопреки всем недостаткам, есть и положительные стороны. Пока женщина растворяется в настоящем больше, чем мы, она делает его более выносимым. Из чего вытекает присущая женщине безмятежность и радость, которыми она способна принести мужчине отдых и в случае необходимости утешение, необходимые для комфорта мужчины, обремененного заботами.


Маковский Владимир Егорович, "Варят варенье", 1876г, Третьяковская галерея

В сложных вопросах, по обычаю древних германцев, можно обращаться за советом и к женщинам: их понимание вещей сильно отличается от нашего, особенно в том, что им нравится идти кратчайшим путем к цели, и близлежащая точка находится по определению в их поле зрения. То, что мы в основном упускаем, именно потому, что решение лежит перед нашим носом, а мы зрим куда дальше. Нас потом трудно вернуть к более простому взгляду на вещи. Кроме того, женщины явно более трезвы по своей природе, чем мы, потому что они не видят в вещах большего, чем есть на самом деле. В то время как мы, если воспламенить нашу страсть, легко преувеличиваем то, что есть, или добавляем что-то воображаемое.


Jean-Pierre Saint-Ours, "Свадьба германцев", 1787г

По этой же причине можно сделать вывод, что женщины проявляют больше сострадания и, следовательно, больше человеколюбия и участия по отношению к несчастным, чем мужчины: но в вопросах справедливости, честности и совести они уступают им. Вследствие слабого ума настоящее, осязаемое, реальное оказывает на них столь сильное воздействие, против которых асбстрактные мысли, афоризмы, принятые решения, и вообще осмысление прошлого и будущего, призрачного и далекого полностью проигрывают.


Вот почему, оказывается, Гераська утопил крошку Муму

Соответственно, несправедливость можно считать фундаментальным недостатком женского характера. Это связано прежде всего с вышеупомянутой скудностью разума и отсутствием рефлексии. К тому же как существа более слабые, они по природе своей должны расчитывать не на силу, а хитрость: отсюда и их инстинктивное коварство и неуничтожимая склонность ко лжи.

Ибо так же, как природа снабдила льва когтями и зубами, слона и кабана бивнями, быка рогами и каракатицу чернилами, она наделила женщину лицемерием и притворством, для защиты и обороны в такой же мере, в какой наградила мужчину физической силой и разумом. Вследствие этого, притворство – врождённое женское качество, присущее как глупым, так и мудрым женщинам. Использовать его при первой возможности как оружие для женщин так же естественно, как для упомянутых животных пускать в ход клыки и бивни при нападении. При этом они ещё чувствуют себя правыми. По этой причине правдивая, безупречная женщина – вещь скорее невозможная.


Понятно теперь, кто придумал Троянского коня - женская бригада в донайской армии. Забудьте Одиссея и Эпея. Кадр из кинофильма «Троя» 2004г.

Именно поэтому они так легко распознают чужую ложь настолько, что даже не стоит пытаться их обманывать. Описанный выше основополагающий недостаток характера и все вытекающие последствия порождают ложь, нелояльность, предательство, неблагодарность и т.д. Женщины гораздо чаще, чем мужчины, виновны в лжесвидетельстве. Можно было бы вообще усомниться в том, можно ли их допускать к присяге. Время от времени случается и так, что дамы, которым нечего терять, украдкой берут вещи и крадут из торгового магазина. (Простите, но слов нет. Ищу упавшую челюсть под столом.)

По сути единственная причина существования женщин – пропаганда собственного пола. Роль, в которой они полностью растворяются. Поэтому они скорее живут группами, чем отдельными индивидуумами. И в сердце своём они больше озабочены проблемами своего рода, чем индивидуальными. Всё это придаёт их натуре и их действиям своего рода легкомыслие и полностью противоположное мужчине направление. Из чего собственно и проистекают разногласия в браке.

Это низкорослое, узкоплечее, коротконогое существо с широким тазом мог назвать прекрасным только мужчина, одурманенный половым влечением. По праву женский пол можно назвать ни прекрасным, а неэстетичным. Женщины не восприимчивы ни к музыке, ни к поэзии, ни к изобразительному искусству и совершенно ничего не понимают в этом. Они лишь мимикрируют и притворяются. Они совершенно не способны к иксреннему участию в чём-либо. И причина этому в следующем. Мужчина стремится во всем к прямому господству над вещами, либо понимая их, либо завоевывая. В то время как женщина всегда и везде претендует косвенно на власть, а именно с помощью мужчины, которым она хочет управлять. Поэтому по природе своей женщины воспринимают мужчин лишь как средство, а их участие является лишь симулируемым. Обходной путь к власти посредством кокетства и обезьянничества.

Женщин называют sexus sequior – слабым полом, из чего исходит, что речь о людях второго сорта, которые отстают во всех отношениях и поэтому требуют к себе более трепетного отношения, которое порой граничит с нелепостью, к тому же унижает нас в их собственных глазах.

Когда природа разделила человеческую расу на две половины, разрез не прошёлся прямо посередине. Несмотря на полярность, разница между положительным и отрицательным полюсами не только качественная, но и количественная. Так что древние европейские и восточные народы смотрели на женщин и отводили им куда более правильное место, чем мы с нашим старо-французским галантством и безвкусным поколением женщин. Этим высокоразвитым цветком христианско-германской глупости, который распустился во всю красу и сделал девиц настолько высокомерными и жестокими, что порою они уже напоминают святых обезьян в Бенаре, которые, осознавая свою святость и неприкосновенность, позволяют себе всё, что им угодно."


Авраам Тенирс, "Парикмахерская с обезьянами и котами"

********

Можете себе представить, какими кругами по воде пошли слова из этого эссе на заре зарождения эмансипации, когда женщины стали поднимать голову и требовать права на обучение, право политического голоса, право на самоопределение? Насколько многим пришлось ко двору объяснение, почему женщин нельзя допускать к образованию и в политику - они же, дескать, все равно глупые, лживые и вороватые. Увы, но это наша история, и её нужно знать, чтобы не попадать снова и снова в одни и те же ловушки сознания, останавливающие наше общество в развитии.

---------------
Источники
[1] Verkannter Philosoph und Frauenverachter
[2] Todestag von Karoline Jagemann
[3] Arthur Schopenhauer: Über die Weiber
[4] Daniel Schubbe, Matthias Kossler "Schopenhauer Handbuch: Leben, Werk, Wirkung"



Tags: art & artists, art projects, Германия, знаменитые люди, книги и авторы, мужчины и женщины
Subscribe

Posts from This Journal “мужчины и женщины” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 24 comments