conjure

conjure 9 минут на прочтение

Категория:

Женское искусство хуже мужского? (Часть 1)

Последние пару лет я работала над книгой с рабочим названием "Поговори с художником". Когда в этом году наконец-то был завершен манускрипт, оказалось, что созданный материал едва умещается в две книги.

Для бюджетного и компактного издания главный редактор предложила либо разделить книгу на две части - историческую и современную, и издать раздельно, либо сильно сократить. Я высказалась в пользу сокращения, чтобы сохранить концепцию и структуру книги. Так как мой блог - вещь некоммерческая и предоставляет куда больше возможностей, чем ограниченное по объёму печатное издание, я решила дополнить материал, вычеркнутый из книги, ссылками на живые источники, а также историческими репродукциями и фотографиями. Приятного прочтения!


Гендерная дискриминация
Казалось бы, вопрос гендерной дискриминации в искусстве давно остался в прошлом. Вроде бы каждый из нас понимает, что ни пол, ни национальность, ни сексуальная ориентация не влияют на художественные способности. Однако, в прессе и в частных блогах с завидным постоянством разгораются дискуссии о том, что женщины якобы уступают в мастерстве коллегам-мужчинам.

Так, например, пару лет назад вышло интервью c одним их ведущих современных художников Георгом Базелитцем (нем. Georg Baselitz, ​*1938), в котором он утверждает, что: "Женщины не умеют рисовать. Рынок искусства не может врать. Достаточно посмотреть, кто продаётся лучше и чаще."[1] Известный немецкий художник не утруждает себя анализом мазка, композиции или колористики женских работ. Зачем? Тот, кто продаётся, якобы умеет рисовать. Тот, кто нет - не умеет.


Георг Базелитц на фоне собственной работы "Хор на мосту" 1983 года. Источник [5]

Не так давно я опубликовала у себя небольшой обзор - "10 самых дорогих ныне живущих художников и Что это значит". В этом списке действительно не было ни одной женщины-художницы. Но говорит ли это о низком уровне женского мастерства?

Если руководствоваться анализом продаж, то скорее уместнее спросить, с каких это пор рынок искусства стал честным и знаковым для оценки таланта того или иного художника. А заодно присмотреться, кто и почему покупает искусство. Ведь сегмент рынка искусства, в котором речь о продажах с многими нулями, рассматривается в основном как возможность вложения и (или) отмывания денег. Причём вкладывают их в дорогостоящее искусство, как правило, мужчины и предпочитают, по свидетельству статистик, мужчин художников.[2] Якобы исторически сложившееся мнение - мужское искусство ценится выше и продаётся лучше. А значит является куда большим гарантом прироста капитала, чем женское искусство. Но так ли это?



Для начала соглашусь с журналисткой и искусствоведом Юлией Фосс, которая в статье о Георге Базелитце [1] приводит в пример любопытные факты, свидетельствующие о том, что Базелитц не просто ошибается, но и не знает ряда фактов. В том числе и связанных с рынком искусства. Однако громкость его имени затмевает незнание и укрепляет других в унизительном для женщин мнении по поводу их художественных способностей.

Антон фон Вернер - любимец кайзера

В своё время любимец немецкого кайзера Антон фон Вернер (нем. Anton von Werner, 1843-1915) - один из самых высоко оплачиваемых художников своего времени, который не хуже Базелитца путал свой собственный успех с единственно верным прекрасным, был убеждён, что женщины совершенно не умеют рисовать.


Антон фон Вернер, фрагмент автопортрета в ателье, 1885 г.


Антон фон Вернер, "Солдатская квартира на подступах к Парижу 24 октября 1870года", холст, масло по эскизу 1870 в 1894 году.

В 1884 году фон Вернер отказался от титула придворного художника и связанного с ним общественного статуса, чтобы быть подчёркнуто независимым творцом. В том же году любимца немецкой публики и почётного члена Прусской академии искусств выдвинули на должность директора свежеиспечённого Берлинского университета искусств (нем. Universität der Künste Berlin) — сейчас крупнейшего государственного художественного вуза Берлина и Германии. В качестве директора - должность, которую Антон фон Вернер занимал до самой смерти на протяжении 40 лет – художник внедрил многие правила и новшества. Например, ввёл предписание об обязательном трёхлетнем образовании в стенах вуза и запрет на участие женщин в образовательной программе. [3]


Антон фон Вернер, "70-летний юбилей коммерческого советника Валентина Маннхайма", масло по дереву, 110*140см, 1887г. Берлин, Deutsches Historisches Museum

В качестве директора он категорично отклонил петицию, подписанную несколькими годами позже в 1904 году более 200-стами художницами. Женщины настаивали на праве художников женского пола обучаться в Берлинском университете искусств.

Среди них была и известная немецкая художник-график и скульптор Кете Кольвиц (нем. Käthe Kollwitz, 1867-1945).

Сегодня работы технически бесспорно подкованного и несомненно талантливого Антона фон Вернера пылятся в хранилищах, а имя предано забвению. Любимцем кайзера, по словам упомянутой выше Юлии Фосс[1], уже при жизни не интересовался ни один историк. Можно только гадать, откуда у него была такая ненависть к женщинам-художницам. Возможно, господин фон Вернер запретил женщинам учиться, потому что едва справлялся с мужской конкуренцией. Обезопасился, так сказать.

Зато произведения отклонённых им художниц продаются на современных аукционах за рекордные суммы и вызывают удивление посетителей в музеях. Маленькие акварели Кете Кольвиц приносят их владельцам суммы в 10 раз большие, чем крупноформатные работы маслом Антона фон Вернера. По имени той же Кете Кольвиц сейчас называют школы, техникумы, академии и улицы городов. Даже один из астероидов носит имя Кольвиц.


Кете Кольвиц в возрасте 22 лет, тогда ещё Кете Шмидт, в стенах Мюнхенской дамской академии


Скульптура Кете Кольвиц "Мать с мёртвым ребёнком", фото в музее Кете Кольвиц в Кёльне.


Работы того же Базелитца часто продаются на аукционах с так называемой гарантией. Пометка, которая гласит, что уже есть покупатель за названную цену, если работа не уйдёт по запрошенной стоимости.[1] Я уже поясняла в статье "10 самых дорогих ныне живущих художников", что подобная гарантия часто нужна для случаев, если цена за работу художника падает, а следом и его рейтинг продаваемости и популярности. Некоторые галеристы, которые не хотят никаких пометок, сидят там же в зале аукциона, чтобы подстраховаться и на всякий случай самим перебить слишком низкую цену за работу своего питомца.


Работа Георга Базелица 1983 года "Хор на мосту", которая продавалась на аукционе в Нью-Йорке с упомянутой выше пометкой о гарантии. Источник информации [1]

Приведённая ниже работа канадско-американской художницы Агнес Мартин (анг. Agnes Martin 1912-2004)[6] ушла на одном из аукционов 2013 года, к слову, без пометки о гарантии, за гордые 4,27млн. евро. Другие её работы тоже продаются по ценам с шестью нулями. Если верить определению Базелитца о связи продаж и одарённости, выходит, что абстракционистка Агнес Мартин умеет отлично рисовать, "хоть и баба".


Агнес Мартин, "Пляж", 1964, масло и карандаш на холсте. [7]

О том, почему исторически так сложилось, почему укоренилось мнение о низком мастерсве женщин-художниц читайте во второй части рассказа.

---------------
Источники
[1] Julia Voss "Baselitz und die Frauen : Besser malen!"
[2] Seven Days in the Art World
[3] Anton von Werner (Wikipedia)
[4] Käthe Kollwitz Museum
[5] Best of Baselitz
[6] Agnes Martin
[7] Agnes Martin on MoMa




Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Ошибка

Картинка по умолчанию

Ваш ответ будет скрыт

Автор записи увидит Ваш IP адрес 

При отправке формы будет произведена невидимая проверка reCAPTCHA.
Вам необходимо соблюдать Политику конфиденциальности и Условия использования Google
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →