{Natalie Ratkovski} (conjure) wrote,
{Natalie Ratkovski}
conjure

Category:

Женское искусство хуже мужского? (Часть 1)

Последние пару лет я работала над книгой с рабочим названием "Поговори с художником". Когда в этом году наконец-то был завершен манускрипт, оказалось, что созданный материал едва умещается в две книги.

Для бюджетного и компактного издания главный редактор предложила либо разделить книгу на две части - историческую и современную, и издать раздельно, либо сильно сократить. Я высказалась в пользу сокращения, чтобы сохранить концепцию и структуру книги. Так как мой блог - вещь некоммерческая и предоставляет куда больше возможностей, чем ограниченное по объёму печатное издание, я решила дополнить материал, вычеркнутый из книги, ссылками на живые источники, а также историческими репродукциями и фотографиями. Приятного прочтения!


Гендерная дискриминация
Казалось бы, вопрос гендерной дискриминации в искусстве давно остался в прошлом. Вроде бы каждый из нас понимает, что ни пол, ни национальность, ни сексуальная ориентация не влияют на художественные способности. Однако, в прессе и в частных блогах с завидным постоянством разгораются дискуссии о том, что женщины якобы уступают в мастерстве коллегам-мужчинам.

Так, например, пару лет назад вышло интервью c одним их ведущих современных художников Георгом Базелитцем (нем. Georg Baselitz, *1938), в котором он утверждает, что: "Женщины не умеют рисовать. Рынок искусства не может врать. Достаточно посмотреть, кто продаётся лучше и чаще."[1] Известный немецкий художник не утруждает себя анализом мазка, композиции или колористики женских работ. Зачем? Тот, кто продаётся, якобы умеет рисовать. Тот, кто нет - не умеет.


Георг Базелитц на фоне собственной работы "Хор на мосту" 1983 года. Источник [5]

Не так давно я опубликовала у себя небольшой обзор - "10 самых дорогих ныне живущих художников и Что это значит". В этом списке действительно не было ни одной женщины-художницы. Но говорит ли это о низком уровне женского мастерства?

Если руководствоваться анализом продаж, то скорее уместнее спросить, с каких это пор рынок искусства стал честным и знаковым для оценки таланта того или иного художника. А заодно присмотреться, кто и почему покупает искусство. Ведь сегмент рынка искусства, в котором речь о продажах с многими нулями, рассматривается в основном как возможность вложения и (или) отмывания денег. Причём вкладывают их в дорогостоящее искусство, как правило, мужчины и предпочитают, по свидетельству статистик, мужчин художников.[2] Якобы исторически сложившееся мнение - мужское искусство ценится выше и продаётся лучше. А значит является куда большим гарантом прироста капитала, чем женское искусство. Но так ли это?



Для начала соглашусь с журналисткой и искусствоведом Юлией Фосс, которая в статье о Георге Базелитце [1] приводит в пример любопытные факты, свидетельствующие о том, что Базелитц не просто ошибается, но и не знает ряда фактов. В том числе и связанных с рынком искусства. Однако громкость его имени затмевает незнание и укрепляет других в унизительном для женщин мнении по поводу их художественных способностей.

Антон фон Вернер - любимец кайзера

В своё время любимец немецкого кайзера Антон фон Вернер (нем. Anton von Werner, 1843-1915) - один из самых высоко оплачиваемых художников своего времени, который не хуже Базелитца путал свой собственный успех с единственно верным прекрасным, был убеждён, что женщины совершенно не умеют рисовать.


Антон фон Вернер, фрагмент автопортрета в ателье, 1885 г.


Антон фон Вернер, "Солдатская квартира на подступах к Парижу 24 октября 1870года", холст, масло по эскизу 1870 в 1894 году.

В 1884 году фон Вернер отказался от титула придворного художника и связанного с ним общественного статуса, чтобы быть подчёркнуто независимым творцом. В том же году любимца немецкой публики и почётного члена Прусской академии искусств выдвинули на должность директора свежеиспечённого Берлинского университета искусств (нем. Universität der Künste Berlin) — сейчас крупнейшего государственного художественного вуза Берлина и Германии. В качестве директора - должность, которую Антон фон Вернер занимал до самой смерти на протяжении 40 лет – художник внедрил многие правила и новшества. Например, ввёл предписание об обязательном трёхлетнем образовании в стенах вуза и запрет на участие женщин в образовательной программе. [3]


Антон фон Вернер, "70-летний юбилей коммерческого советника Валентина Маннхайма", масло по дереву, 110*140см, 1887г. Берлин, Deutsches Historisches Museum

В качестве директора он категорично отклонил петицию, подписанную несколькими годами позже в 1904 году более 200-стами художницами. Женщины настаивали на праве художников женского пола обучаться в Берлинском университете искусств.

Среди них была и известная немецкая художник-график и скульптор Кете Кольвиц (нем. Käthe Kollwitz, 1867-1945).

Сегодня работы технически бесспорно подкованного и несомненно талантливого Антона фон Вернера пылятся в хранилищах, а имя предано забвению. Любимцем кайзера, по словам упомянутой выше Юлии Фосс[1], уже при жизни не интересовался ни один историк. Можно только гадать, откуда у него была такая ненависть к женщинам-художницам. Возможно, господин фон Вернер запретил женщинам учиться, потому что едва справлялся с мужской конкуренцией. Обезопасился, так сказать.

Зато произведения отклонённых им художниц продаются на современных аукционах за рекордные суммы и вызывают удивление посетителей в музеях. Маленькие акварели Кете Кольвиц приносят их владельцам суммы в 10 раз большие, чем крупноформатные работы маслом Антона фон Вернера. По имени той же Кете Кольвиц сейчас называют школы, техникумы, академии и улицы городов. Даже один из астероидов носит имя Кольвиц.


Кете Кольвиц в возрасте 22 лет, тогда ещё Кете Шмидт, в стенах Мюнхенской дамской академии


Скульптура Кете Кольвиц "Мать с мёртвым ребёнком", фото в музее Кете Кольвиц в Кёльне.


Работы того же Базелитца часто продаются на аукционах с так называемой гарантией. Пометка, которая гласит, что уже есть покупатель за названную цену, если работа не уйдёт по запрошенной стоимости.[1] Я уже поясняла в статье "10 самых дорогих ныне живущих художников", что подобная гарантия часто нужна для случаев, если цена за работу художника падает, а следом и его рейтинг продаваемости и популярности. Некоторые галеристы, которые не хотят никаких пометок, сидят там же в зале аукциона, чтобы подстраховаться и на всякий случай самим перебить слишком низкую цену за работу своего питомца.


Работа Георга Базелица 1983 года "Хор на мосту", которая продавалась на аукционе в Нью-Йорке с упомянутой выше пометкой о гарантии. Источник информации [1]

Приведённая ниже работа канадско-американской художницы Агнес Мартин (анг. Agnes Martin 1912-2004)[6] ушла на одном из аукционов 2013 года, к слову, без пометки о гарантии, за гордые 4,27млн. евро. Другие её работы тоже продаются по ценам с шестью нулями. Если верить определению Базелитца о связи продаж и одарённости, выходит, что абстракционистка Агнес Мартин умеет отлично рисовать, "хоть и баба".


Агнес Мартин, "Пляж", 1964, масло и карандаш на холсте. [7]

О том, почему исторически так сложилось, почему укоренилось мнение о низком мастерсве женщин-художниц читайте во второй части рассказа.

---------------
Источники
[1] Julia Voss "Baselitz und die Frauen : Besser malen!"
[2] Seven Days in the Art World
[3] Anton von Werner (Wikipedia)
[4] Käthe Kollwitz Museum
[5] Best of Baselitz
[6] Agnes Martin
[7] Agnes Martin on MoMa




Tags: art & artists, art & artists, insta, paintings, мои статьи, мужчины и женщины, о моих книгах, художнику на заметку
Subscribe

Posts from This Journal “art & artists” Tag

  • Откуда взялась богема

    Слово «богема» появилось в обиходе с выходом романа Анри Мюрже ( фр. Henri Murger, 1822-1861) «Сцены из жизни богемы» ( фр. Scènes de la vie…

  • Был ли Ян Вермеер художником?

    Если верить современникам и самому мастеру — нет. По официальным документам гильдии художников города Дельфт, в котором родился и умер Ян Вермеер (…

  • Сlose-up: Ковры на столах в работах художников

    Close-up или «клоуз-ап» – термин для изображений, максимально приближенных к зрителю. В этой рубрике я рассказываю об интересных деталях в…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 74 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →