?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Последние пару лет я работала над книгой с рабочим названием "Поговори с художником". Когда в этом году наконец-то был завершен манускрипт, оказалось, что созданный материал едва умещается в две книги.

Для бюджетного и компактного издания главный редактор предложила либо разделить книгу на две части - историческую и современную, и издать раздельно, либо сильно сократить. Я высказалась в пользу сокращения, чтобы сохранить концепцию и структуру книги. Так как мой блог - вещь некоммерческая и предоставляет куда больше возможностей, чем ограниченное по объёму печатное издание, я решила дополнить материал, вычеркнутый из книги, ссылками на живые источники, а также историческими репродукциями и фотографиями. Приятного прочтения!


Гендерная дискриминация
Казалось бы, вопрос гендерной дискриминации в искусстве давно остался в прошлом. Вроде бы каждый из нас понимает, что ни пол, ни национальность, ни сексуальная ориентация не влияют на художественные способности. Однако, в прессе и в частных блогах с завидным постоянством разгораются дискуссии о том, что женщины якобы уступают в мастерстве коллегам-мужчинам.

Так, например, пару лет назад вышло интервью c одним их ведущих современных художников Георгом Базелитцем (нем. Georg Baselitz, *1938), в котором он утверждает, что: "Женщины не умеют рисовать. Рынок искусства не может врать. Достаточно посмотреть, кто продаётся лучше и чаще."[1] Известный немецкий художник не утруждает себя анализом мазка, композиции или колористики женских работ. Зачем? Тот, кто продаётся, якобы умеет рисовать. Тот, кто нет - не умеет.


Георг Базелитц на фоне собственной работы "Хор на мосту" 1983 года. Источник [5]

Не так давно я опубликовала у себя небольшой обзор - "10 самых дорогих ныне живущих художников и Что это значит". В этом списке действительно не было ни одной женщины-художницы. Но говорит ли это о низком уровне женского мастерства?

Если руководствоваться анализом продаж, то скорее уместнее спросить, с каких это пор рынок искусства стал честным и знаковым для оценки таланта того или иного художника. А заодно присмотреться, кто и почему покупает искусство. Ведь сегмент рынка искусства, в котором речь о продажах с многими нулями, рассматривается в основном как возможность вложения и (или) отмывания денег. Причём вкладывают их в дорогостоящее искусство, как правило, мужчины и предпочитают, по свидетельству статистик, мужчин художников.[2] Якобы исторически сложившееся мнение - мужское искусство ценится выше и продаётся лучше. А значит является куда большим гарантом прироста капитала, чем женское искусство. Но так ли это?



Для начала соглашусь с журналисткой и искусствоведом Юлией Фосс, которая в статье о Георге Базелитце [1] приводит в пример любопытные факты, свидетельствующие о том, что Базелитц не просто ошибается, но и не знает ряда фактов. В том числе и связанных с рынком искусства. Однако громкость его имени затмевает незнание и укрепляет других в унизительном для женщин мнении по поводу их художественных способностей.

Антон фон Вернер - любимец кайзера

В своё время любимец немецкого кайзера Антон фон Вернер (нем. Anton von Werner, 1843-1915) - один из самых высоко оплачиваемых художников своего времени, который не хуже Базелитца путал свой собственный успех с единственно верным прекрасным, был убеждён, что женщины совершенно не умеют рисовать.


Антон фон Вернер, фрагмент автопортрета в ателье, 1885 г.


Антон фон Вернер, "Солдатская квартира на подступах к Парижу 24 октября 1870года", холст, масло по эскизу 1870 в 1894 году.

В 1884 году фон Вернер отказался от титула придворного художника и связанного с ним общественного статуса, чтобы быть подчёркнуто независимым творцом. В том же году любимца немецкой публики и почётного члена Прусской академии искусств выдвинули на должность директора свежеиспечённого Берлинского университета искусств (нем. Universität der Künste Berlin) — сейчас крупнейшего государственного художественного вуза Берлина и Германии. В качестве директора - должность, которую Антон фон Вернер занимал до самой смерти на протяжении 40 лет – художник внедрил многие правила и новшества. Например, ввёл предписание об обязательном трёхлетнем образовании в стенах вуза и запрет на участие женщин в образовательной программе. [3]


Антон фон Вернер, "70-летний юбилей коммерческого советника Валентина Маннхайма", масло по дереву, 110*140см, 1887г. Берлин, Deutsches Historisches Museum

В качестве директора он категорично отклонил петицию, подписанную несколькими годами позже в 1904 году более 200-стами художницами. Женщины настаивали на праве художников женского пола обучаться в Берлинском университете искусств.

Среди них была и известная немецкая художник-график и скульптор Кете Кольвиц (нем. Käthe Kollwitz, 1867-1945).

Сегодня работы технически бесспорно подкованного и несомненно талантливого Антона фон Вернера пылятся в хранилищах, а имя предано забвению. Любимцем кайзера, по словам упомянутой выше Юлии Фосс[1], уже при жизни не интересовался ни один историк. Можно только гадать, откуда у него была такая ненависть к женщинам-художницам. Возможно, господин фон Вернер запретил женщинам учиться, потому что едва справлялся с мужской конкуренцией. Обезопасился, так сказать.

Зато произведения отклонённых им художниц продаются на современных аукционах за рекордные суммы и вызывают удивление посетителей в музеях. Маленькие акварели Кете Кольвиц приносят их владельцам суммы в 10 раз большие, чем крупноформатные работы маслом Антона фон Вернера. По имени той же Кете Кольвиц сейчас называют школы, техникумы, академии и улицы городов. Даже один из астероидов носит имя Кольвиц.


Кете Кольвиц в возрасте 22 лет, тогда ещё Кете Шмидт, в стенах Мюнхенской дамской академии


Скульптура Кете Кольвиц "Мать с мёртвым ребёнком", фото в музее Кете Кольвиц в Кёльне.


Работы того же Базелитца часто продаются на аукционах с так называемой гарантией. Пометка, которая гласит, что уже есть покупатель за названную цену, если работа не уйдёт по запрошенной стоимости.[1] Я уже поясняла в статье "10 самых дорогих ныне живущих художников", что подобная гарантия часто нужна для случаев, если цена за работу художника падает, а следом и его рейтинг продаваемости и популярности. Некоторые галеристы, которые не хотят никаких пометок, сидят там же в зале аукциона, чтобы подстраховаться и на всякий случай самим перебить слишком низкую цену за работу своего питомца.


Работа Георга Базелица 1983 года "Хор на мосту", которая продавалась на аукционе в Нью-Йорке с упомянутой выше пометкой о гарантии. Источник информации [1]

Приведённая ниже работа канадско-американской художницы Агнес Мартин (анг. Agnes Martin 1912-2004)[6] ушла на одном из аукционов 2013 года, к слову, без пометки о гарантии, за гордые 4,27млн. евро. Другие её работы тоже продаются по ценам с шестью нулями. Если верить определению Базелитца о связи продаж и одарённости, выходит, что абстракционистка Агнес Мартин умеет отлично рисовать, "хоть и баба".


Агнес Мартин, "Пляж", 1964, масло и карандаш на холсте. [7]

О том, почему исторически так сложилось, почему укоренилось мнение о низком мастерсве женщин-художниц читайте во второй части рассказа.

---------------
Источники
[1] Julia Voss "Baselitz und die Frauen : Besser malen!"
[2] Seven Days in the Art World
[3] Anton von Werner (Wikipedia)
[4] Käthe Kollwitz Museum
[5] Best of Baselitz
[6] Agnes Martin
[7] Agnes Martin on MoMa




Comments

( 69 comments — Leave a comment )
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
sova1509
Jul. 8th, 2019 08:56 am (UTC)
Обязать мужика "отдохнуть по хозяйству" по полной программе, а потом - пусть творит в свое удовольствие! Никто ж не запрещает)).
marvellous_lynx
Jul. 8th, 2019 02:28 pm (UTC)
+ семья-дети
(no subject) - john_smith_su - Jul. 15th, 2019 08:10 am (UTC) - Expand
(no subject) - sgt_log - Jul. 16th, 2019 01:39 am (UTC) - Expand
(no subject) - sova1509 - Jul. 16th, 2019 09:14 am (UTC) - Expand
(no subject) - sgt_log - Jul. 16th, 2019 09:27 am (UTC) - Expand
(no subject) - sova1509 - Jul. 16th, 2019 09:39 am (UTC) - Expand
(no subject) - sgt_log - Jul. 16th, 2019 09:53 am (UTC) - Expand
(no subject) - sova1509 - Jul. 16th, 2019 10:02 am (UTC) - Expand
dobrulitto
Jul. 8th, 2019 10:42 am (UTC)
Натали, спасибо за статью! Очень познавательно!
morkovkina_ks
Jul. 8th, 2019 12:26 pm (UTC)
Спасибо за интересные статьи! Жду вторую часть))
И у меня вопрос, а где там карандаш на последнем холсте, под названием "Пляж"? :D
conjure
Jul. 8th, 2019 01:46 pm (UTC)
Репродукция просто неважная. Обычно у художницы на холсте есть сетка, вычерченная простым карандашом.
(no subject) - morkovkina_ks - Jul. 8th, 2019 04:02 pm (UTC) - Expand
(Anonymous)
Jul. 8th, 2019 01:27 pm (UTC)
спасибо большое за такую интересную статью! честно говоря, когда я вижу за какие суммы уходят картины Базелитца или Герхарда Рихтера или Дамиена Гирста, я сразу начинаю думать про отмывание денег :)
А похоже неприязнь у Антона фон Вернера к женщинам-художницам имела личные причины:: его теща Альвина Шродте (Alwine Schroedter ) была художницей и иллюстратором и сестры жены были тоже художницами. При этом, его еще при жизни критиковали за отсутствие собственного стиля и консерватизм.
P.S. Spiegel hat heute den Artikel "Männer ins Depot?" veröffentlichen, passend zu Ihren Betrag ;)


netti2
Jul. 8th, 2019 02:33 pm (UTC)
Спасибо за статью. Эх, сколько же времени должно пройти и сколько сил надо вложить, чтобы женщины перестали считаться людьми второго сорта :(
decorumba
Jul. 8th, 2019 06:08 pm (UTC)

Путь предстоит ещё долгий, да...

(no subject) - (Anonymous) - Jul. 8th, 2019 08:46 pm (UTC) - Expand
irina_sc
Jul. 8th, 2019 06:45 pm (UTC)
Хуже рисуют, хуже машину водят, вообще второй сорт, хорошо не все мужчины так думают. Спасибо очень позновательно, люблю читать ваши статьи.
uniala
Jul. 15th, 2019 08:47 pm (UTC)

Машину-то лучше водят, безаварийнее, откуда хуже?

(no subject) - irina_sc - Jul. 18th, 2019 02:00 pm (UTC) - Expand
(Anonymous)
Jul. 8th, 2019 08:44 pm (UTC)
Исключения только подтверждают правило, нет? Да и потом если особенности женского мировосприятия делают для них противоестественным дублирование реальности это недостаток или преимущество? Вопрос ведь не такой простой как кажется. С точки зрения логики, дубляж (особенно в современном мире) иррационален и если заныривать еще дальше (в особенности логики) то можно далеко пойти )) кто в этом "далеко" окажется обиженым совсем не факт. ))

Хотя можно конечно уйти в область беспредметного и всяческих измов, но состязаться "там" это вообще не в тему как по мне. Серая зона и шизофреники (в хорошем смысле этого слова), врядли поддаются нормальному анализу, потому как "адекват" выбирающий между двумя "шизо" смешон несколько. Как он может оценивать то, о чем не имеет представления? Качество мазка, перспектива и прочее это ведь BS. Нужно оценивать "мозги" шизоидов, а это непростая задачка даже для профи ))

Поэтому да, увы и ах, пока есть только одна адекватная оценка - деньги. Женщины проигрывают в массе, только никаких "научных" выводов на этом не сделать см.выше ))
uniala
Jul. 15th, 2019 09:00 pm (UTC)

Заечка, но если рассматривать критерий "деньги", то ни один русский мужчина ничего путного создать не может. Русские мужчины-художники неспособны рисовать вообще и значительно проигрывают в массе немецким и американским художницам. Поэтому мне намного интереснее посты о творчестве гениальных создательниц истинных шедевров, чем заумные комменты от тех, кто не в состоянии даже поверхностно оценивать искусство в силу врожденной неспособности к этому. Конечно, бывают скупые исключения, но они подтверждают правило - русские мужчины слишком тупы для искусства. Увы и ах, это суровая адекватная оценка.



Edited at 2019-07-15 09:02 pm (UTC)
linamay
Jul. 8th, 2019 08:46 pm (UTC)
огромный перекос, мужчины воспринимаются серьезнее и продаются дороже. И как бы тусовочка у них. У женщин правда свои тусовочки, иногда даже нормальные галереи чот там женское устраивают, но выглядит это не ради арта а ради прав, и серьезно судить чтоли как то стремно в такой ситауции, как к примеру художников-инвалидов, не в обиду будет сказано тем или другим.... Художницы чаще всего скатываются куда нибудь на преподавание, плюс еще сами к себе не серьезно относятся, и как то не спешат куда то лезть, разбираться в этом мире, заявлять о себе..
одни инстаграмщицы.. много, красиво очень, не то чтобы концептуально, но цветочки зато всегда продадуцца на какой нибудь етси.. много рабочих ночей, много цветочков, десять бабушек уже рубь...
conjure
Jul. 9th, 2019 11:52 pm (UTC)
Я не знаю, откуда у вас такие данные про «не стремятся и скатываются». На самом деле успешных женщин-художниц, именно современниц, не меньше, чем мужчин. Тем удивительнее перекос в общественном сознании, который несомненно есть. А тот же Инстаграм с рынком искусства имеет мало общего и показательным практически не является. Он только постепенно набирает влияние на онлайн-продажи, которые капля на горячем камне на общем рыночном фоне.
(no subject) - wolfswarte - Jul. 10th, 2019 09:37 am (UTC) - Expand
(no subject) - conjure - Jul. 10th, 2019 09:47 am (UTC) - Expand
(no subject) - wolfswarte - Jul. 11th, 2019 09:01 am (UTC) - Expand
(no subject) - conjure - Jul. 11th, 2019 10:16 am (UTC) - Expand
(no subject) - conjure - Jul. 11th, 2019 10:18 am (UTC) - Expand
arttulip
Jul. 9th, 2019 10:34 pm (UTC)
Интересно, спасибо.

Хотела рассмотреть поближе, но не нашла у Агнес Мартин картину "Пляж" *The Beach).
Есть только The Peach ("Персик").

https://www.wikiart.org/ru/agnes-martin/all-works#!#filterName:all-paintings-chronologically,resultType:masonry

Edited at 2019-07-09 10:35 pm (UTC)
conjure
Jul. 9th, 2019 11:46 pm (UTC)
Картина была продана на Сотбис и называется именно «The Beach», но изображений даже Сотбис не даёт, потому что якобы копирайт художницы, которой вообще-то больше нет в живых. Но видимо есть наследники.
http://www.sothebys.com/en/auctions/ecatalogue/2013/nov-2013-contemporary-evening-n09037/lot.17.html

Мне удалось найти только версию в маленьком разрешении. Увы.
(Anonymous)
Jul. 10th, 2019 03:49 pm (UTC)
Несколько примеров дорого продающихся современных художниц
Jenny Saville
Marlene Dumas
Bridget Riley
Cecily Brown
Julie Mehretu
Elizabeth Peyton
ну и конечно Yayoi Kusama

tatjana
vitokorleone
Jul. 15th, 2019 09:39 am (UTC)
Вы меня заинтересовали - посмотрел яндекс картинки ко всем эти фамилиям. Это же абстракционизм в лучшем случае или уродство. Наверно не хуже мужского абстракционизма и уродства.
Я вам скажу почему мужчины считают женщин не равными себе в изобразительном искусстве. Потому что изобразительное искусство в кризисе и завело его туда мужское мышление. Поэтому мужчины не хотят портить то немногое вечное, что осталось от красоты в этом мире - красоту и своеобразие женщин. Нам совсем не хочется думать, что вы болеете такой же беспредметной тоской и уродской впечатлительностью и перестали воспринимать мир цельным и любвеобильным. Нам гораздо милее ваши лубочные цветочки и деточки. Мы восхищаемся картинами Зинаиды Серебряковой - и мы понимаем, что так может рисовать только женщина.

Ну а денежки - это не про гендерную дискриминацию, а про дискриминацию тех, кто их имеет, по отношению к тем, кто их не имеет, то есть гендерный вопрос здесь - не важен. Есть куча мужчин, которые рисуют лучше, а продаются хуже, чем те (в т.ч. и женщины), которые продаются лучше, а рисуют хуже.
olegchst
Jul. 15th, 2019 06:04 am (UTC)
А я считаю, что психология женщин создана именно для искуства. В отличии от науки.
Это просто обьективный факт. Мышление женщин в большей степени интуитивно-образное, в меньшей склонное к анализу.
И именно в искусстве женщина может раскрыть свои способности полностью.

Там, где мужчина думает, женщина чувствует. А искусство - это прежде всего чувства, впечатления, образы...

Обратите внимание, что в современном искусстве популярность получают мужчины-художники с психикой "изменённого сознания"...)))
uniala
Jul. 15th, 2019 09:06 pm (UTC)

Простите, но у женщин серого вещества тупо больше, чем у мужчин и его прекрасно хватает и на превосходство в научных достижениях, вопрос только в том, что картины рисует один человек, а наука делается в лабораториях и там мужчинам намного проще оттереть аспирантку от открытия и получить Нобелевку вместо нее.

(no subject) - olegchst - Jul. 16th, 2019 10:21 am (UTC) - Expand
vpervye1
Jul. 15th, 2019 06:57 am (UTC)
Скульптура Кете Кольвиц "Мать с мёртвым ребёнком", фото в музее Кете Кольвиц в Кёльне.???



Даже мне, знакомой с немецким языком исключительно по советским фильмам о ВОВ, надпись на плакате "mutter mit zwei kindern" подсказывает, что глаза меня не обманывают и это "мать с двумя детьми " . Впрочем, ваши же книги будут больше феминизме, чем об искусстве, так что и так сойдёт
Наталия Ханова
Jul. 15th, 2019 07:10 am (UTC)
Картинку не ту поставили. "Мать с мёртвым ребёнком" Кольвиц - вот:
(https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/7/72/Mother_with_her_Dead_Son_%28K%C3%A4the_Kollwitz%29.jpg/398px-Mother_with_her_Dead_Son_%28K%C3%A4the_Kollwitz%29.jpg)

Edited at 2019-07-15 07:13 am (UTC)
(no subject) - vpervye1 - Jul. 15th, 2019 08:03 am (UTC) - Expand
bob_alton_2112
Jul. 15th, 2019 07:01 am (UTC)
Мастерство женщин художниц сопоставимо с мастерством художников. Это ремесло. Другое дело способность к творчеству то есть к открытию нового в искусстве.увы здесь нет возможности припомнить кого-либо из прекрасной части человечества
uniala
Jul. 15th, 2019 09:09 pm (UTC)

Заечка, если ты не в курсе - о том, что некто открыл нечто новое, ты узнаешь только если несколько людей согласятся закрепить за человеком приоритет. И вот тут кроется масса загвоздок. От вполне осознанного плагиата до "ачотакова"

nameruna
Jul. 15th, 2019 07:09 am (UTC)
Ой Базелиц )))
Для Базелица есть приятные новости - тут гориллы и шимпанзе научились рисовать примерно на его уровне так их картины тоже неплохо продаются.
Первый раз с творчеством этого "художника" я познакомился в Питере, где была временная выставка в Русском музее где Александр 3 сидит. Самое интересное в выставке была книга отзывов - благодарные питерцы написали всё что думают о его творчестве. Но что самое смешное его картины потом встречались и в Вене и в .. других городах, не хочу вспоминать где.
misik75
Jul. 15th, 2019 07:16 am (UTC)
Тряпку с краской продают за дорого. Бред какой то. При этом обсуждают кто лучше мажет по тряпке, краской баба или мужик. И у кого качественней получается. Качественней получается у цифровой зеркалки и Фотошопа.
Александр Степанов
Jul. 15th, 2019 09:18 am (UTC)
Идиот.
(no subject) - Лаки Антэй - Jul. 15th, 2019 03:33 pm (UTC) - Expand
(no subject) - misik75 - Jul. 18th, 2019 10:55 am (UTC) - Expand
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
( 69 comments — Leave a comment )

Profile

conjure
{ Natalie Ratkovski}
www.floaty.de

Latest Month

September 2019
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by yoksel