?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

— Вы настоящая Герцогиня?
— До кончиков ушей!

Льюис Кэрролл, «Алиса в стране чудес»

Ровно год назад в этот день я опубликовала статью о птице додо «Реальный персонаж Додо...», в которой уже упоминала, что за вымышленными героями в сказке Льюиса Кэрролла (англ. Lewis Carroll, настоящее имя Charles Lutwidge Dodgson 1832-1898) «Алиса в стране чудес» скрываются реально существовавшие люди, животные или объекты. Первый иллюстратор «Алисы», сэр Джон Тенниел (англ. Sir John Tenniel, 1820- 1914), создал своего рода каноны изображения героев этой книги, которые послужили прототипом для почти всех последующих иллюстраторов «Алисы». Однако, мало кто знает, кто же именно скрывается за загадочной и безобразной Герцогиней в сказке Кэрролла. Да и скрывается ли?

Не так давно я оказалась в Лондонской национальной галерее (англ. The National Gallery, London). Кстати, вдруг вы ещё не слышали, в Лондоне во все государственные музеи бесплатный вход. Я стараюсь покупать там за фунт хотя бы какой-нибудь план здания, чтобы поддержать музей. Платными в Лондоне являются, как правило, только частные музеи вроде «Шерлока Холмса».

The National Gallery, London
Здание Лондонской национальной галереи (англ. The National Gallery, London), вид с Трафальгарской площади.

The National Gallery, London
Залы Лондонской национальной галереи

Меня удивило, что в Лондонской национальной галерее самой популярной работой считается не какая-нибудь картина знаменитого Уильяма Тёрнера, а портрет некой престарелой дамы кисти Квентина Массейса начала 16 века «Старая женщина (Безобразная герцогиня)» (англ. An old woman (The ugly duchesse)). Якобы именно она вдохновила в своё время Тэнниела на создание образа Герцогини для «Алисы в стране чудес».

The National Gallery, London
Квентин Массейс, «Безобразная герцогиня», ок. 1513, дерево, масло. Национальная галерея, Лондон


Обычно я стараюсь читать подписи к картинам только после того, как внимательно рассмотрела произведение. Мне интересно сравнивать, насколько мои личные впечатления от работы совпадают или отличаются от пояснений к ним. В работе Массейса я сразу же узнала Герцогиню (англ. duchesse) из «Алисы».


Иллюстрация сэра Джона Тенниела к «Алисе в стране чудес». Алиса знакомится с Герцогиней.

И еня мучал вопрос, неужели этот ужасный портрет кто-то заказал художнику? Ведь под картиной стоит дата - 1513 год. Начало 16 века - это вам не как сегодня с доступностью материалов и статусом свободного художника.Так кто же был заказчиком такого уродства? Кому потребовалось такое мастерски написанное безобразие?

Подпись к картине гласила следующее: "This pictures was probably intended to satirise old woman who try inappropriately to recreate their youth. Massis has evidently depicted a woman suffering from Paget's disease, a malformation of bones. Leonardo da Vinci seems to have been inspired by Massis painting."


Квентин Массейс, «Уродливая герцогиня», фрагмент.

Перевести это можно примерно так: «Эта картина с большой вероятностью является сатирой на старуху, которая пытается столь вульгарно моложавиться. Массейс, очевидно, изобразил женщину, страдающую от болезни Педжета - болезни деформации костей. Похоже, что Леонардо да Винчи был вдохновлен картиной Массейса.»

Не знаю, как вам, а мне эта подпись не сообщила ровным счётом ничего, кроме того, что речь идёт не о портрете реального человека, а о карикатуре. Плюс невооружённым глазом видно, что Массейс изобразил страшного престарелого мужчину в женском платье. Своего рода травести мужского пола, который играет некую роль. А в некоторых источниках уже пошли разветвлённые размышления о систематической методике искажения идеалов красоты для сатарического портрета. И конечно же оказалось, что за образом Герцогини скрывается целый пласт шкодливой истории, которая достаточно сильно отдаёт половым шовинизмом.

Портрет «Безобразной герцогини» - одна из самых ярких работ сатирического жанра того времени. Художник словно насмехается над старухой в огромном старомодном чепце и дряблой грудью в корсете. И над бутоном в её руке - символом молодости. И над кокетливым положением рук. По мнению источника [7], новый идеал красоты того времени не допускал случайностей во внешности. Поэтому Массейс методически сконструировал свою старуху по принципу последовательной деформации принятых идеалов красоты. Но это всё ещё не объясняло, почему именно при создании образа Герцогини Тенниэл обратился к Массейсу.

Сейчас уже сложно понять, кто предположил первым, что речь здесь идёт о пародии на Маргариту Тирольскую, прозванную в народе Маргарита Маульташ. Могу только предположить, почему. Представьте себе разгар Средневековья, эпидемии и войны, женщин за людей не считают. И тут какая-то юная особа решает, что вправе определять свою судьбу самостоятельно, своевольничать и выбирать себе самолично мужей. Может жить в первом известном светском браке, отлучённая от церкви, и ещё сметь оказывать какое-то влияние на европейскую политику.

Самое простое оружие против женщин, которое используется вплоть до наших дней, - переход на личности. Обесценивание женской внешности влечёт за собой, якобы, неприятие ее как человека. Расхожее мнение гласит, что мужчине можно быть чуть сипатичнее обезьяны - главное, чтобы деньги зарабатывал и твёрдо стоял на ногах. А умные, самостоятельные женщины, лишенные от природы красоты, - вещь прямо-таки неприятная и якобы недопустимая. Маргариту, скорее в наказание за своенравие и жёсткий характер, объявили уродливой, а любые дискуссии о влияние этой женщины на политику Европы сводили к обсуждению её кривого рта. Якобы именно из-за него её и прозвали Маульташ - из немецкого Maultasche - что-то вроде пельменя или вареника. Блюдо швабской кухни из теста с мясом или вегетарианскими начинками, в соусе, бульоне и просто с маслом.

Кстати, по немногим портретам и свидетельствам очевидцев Маргарита Тирольская была вполне красивой женщиной, но с достойным воспитанием и волевым характером. Но так уж устроен мир.

При изучении истории портрета становится ясным, что он никоим образом не связан ни с Тиролем, ни с Маргаритой. Как я уже говорила выше, речь скорее о карикатуре как художественной формой выражения. Скандальный развод женщины - она якобы не пустила мужа в замок и в свою постель, совершённый против воли папы и осуждённый церковью, вызвал многочисленные толки. Маргарита ещё при жизни стала героиней легенд, некоторые из которых были включены в 1816 году Якобом Гримм в сборник «Немецкие саги». Не удивительно, что портрет старухи стали в своё время ошибочно считать портретом Маргариты.

Работа Тенниела в качестве карикатуриста ведущего британского сатирического журнала нашла своё отражение в стилизации некоторых персонажей под английских политиков XIX века. Но именно портрет Герцогини является исторической аллюзией и неким собирательным образом.

Кстати, о собирательных образах. Думаю, многие обратили внимание на то, что в экранизации «Алисы» Тимом Бартоном многие образы фильма всего лишь опираются на оригинальных персонажей из повествования Кэррола. Например, Бартон создал собирательный образ зла и объединил в одного персонажа и Червонную Королеву, и герцогиню. И это неспроста. Потому что за образом реальной герцогини для многих скрывается особа королевского происхождения, которая вошла в историю самым необычным образом - как Маргарита Маульташ.


Тим Бартон создал в своём фильме некий собирательный образ зла и объединил в одного персонажа и Червонную Королеву, и герцогиню. Кадр из фэнтезийого приключенческого фильма «Алиса в Стране чудес» (англ. Alice in Wonderland) 2010 года, снятый Тимом Бартоном по сценарию Линды Вулвертон. В роли герцогини - британская актриса Хелена Бонэм Картер.


Иллюстрации сэра Джона Тенниела к «Алисе в стране чудес». Слева: Червонная королева, справа: Алиса и Герцогиня.

-----------------------
Источники
[1] Oxford University Museum of Natural History
[2] Lewis Carroll
[3] Сэр Джон Те́нниел
[4] The National Gallery, London
[5] Уродливая герцогиня
[6] Alles über Alice
[7] Алиса в Стране чудес
[8] Duchess (Alice's Adventures in Wonderland)

Recent Posts from This Journal

Comments

( 28 comments — Leave a comment )
amaranta_spl
Jul. 3rd, 2019 10:40 am (UTC)

Натали, спасибо за статью!!!
Не знала таких фактов. Про Маульташ узнать очень интересно.:-)

conjure
Jul. 3rd, 2019 04:52 pm (UTC)
Рада, что понравилась статья :-)
magpie73
Jul. 9th, 2019 07:29 pm (UTC)
Очень понравиласась, так интересно! Бедная Маргарита!
thefinick
Jul. 5th, 2019 11:57 am (UTC)
Если интересно, почитайте "Безобразную Герцогиню" у Фейхтванкера.
mura_mo
Jul. 5th, 2019 06:32 pm (UTC)
Была разочарована. Но все равно впечатлена.
Светлана Полозова
Jul. 3rd, 2019 11:05 am (UTC)
Уродливая герцогиня
Натали, всегда очень интересно читать ваши исследования! Я учусь у вас обращать внимание на детали в картинах. Я читаю ваши посты как детективные истории, очень интересно и познавательно! Спасибо вам за это!
i4ka
Jul. 3rd, 2019 12:17 pm (UTC)

Интересно было бы увидеть портрет маргариты.

conjure
Jul. 3rd, 2019 04:52 pm (UTC)
В Википедии есть одно изображение. Но полагаться на его сходство с оригиналом тоже лучше не стоит :-)
irina_sc
Jul. 3rd, 2019 12:52 pm (UTC)
Спасибо большое! Очень познавательно. Прочитала с удовольствием.
(Deleted comment)
in_trepido
Jul. 3rd, 2019 04:54 pm (UTC)
Re: Честность и Вежливость
Лондонская национальная галерея - один из лучших музеев в мире))) Этот портрет никогда не ассоциировала ни с тирольской дамой, ни с Кэрроллом, скорее с очумелой британской гей-тусовкой, которой уже миллион лет, если не более... Великолепный роман Фейхтвангера "Безобразная герцогиня фон Маульташ" читала дважды, наверное, буду перечитывать еще. Существуют другие ее "фотки", но думаю, что "уродства" Маргариты сильно преувеличены в художественных воображениях по всяким-разным причинам.Герцогиня же у Кэрролла производит впечатление обычной стервозной колхозницы, которых во все времена бывает в избытке))) Вопрос - какая связь с Леонардо, который умер через 6 лет после создания этого портрета?
elena_rumba
Jul. 3rd, 2019 06:29 pm (UTC)
спасибо огромное! с удовольствием прочитала!
kubasse
Jul. 3rd, 2019 07:14 pm (UTC)
У безобразной герцогини похоже даже силикон в груди вставлен :о)) там скрывается не одна история!

Edited at 2019-07-03 07:15 pm (UTC)
bhaga
Jul. 6th, 2019 10:44 am (UTC)
вот про грудь вы верно подметили!
Что-то в ней есть...
она хоть и дряблая, а все же такая, наете ли, убедительная.
Смотрел на нее,смотрел. И поймал себя на мысли, что захотел этой герцогине ...вдуть.
Ну, в смысле, этоого самого.

Да, волшебство женской груди (большой женской груди) еще никто не отменял...)_))

echamokova
Jul. 4th, 2019 11:33 am (UTC)
ИНтересная искусствоведческая статья, спасибо! Все понятно и исторически обосновано!
mihailgurevitch
Jul. 4th, 2019 12:59 pm (UTC)
Рот-как-карман.
Знаем такую гражданку:)
hypostratigos
Jul. 4th, 2019 01:20 pm (UTC)
>Иллюстрации сэра Джона Тенниела к «Алисе в стране чудес». Слева: Червонная королева
... Виктория.
Причём сама Викки свою парсуну от Тенниела, скорее всего, видела (поскольку читала Кэрролла, а все его первоначальные иллюстрированные издания сопровождались именно Джоновыми картинками), но в Австралию в кандалах за оскорбление величества портретист не уехал, а через 28 лет и стал, собственно, сэром рыцарем – всё при её же правлении. Европа-с!
zamkova
Jul. 4th, 2019 02:31 pm (UTC)
Вы очень интересно пишете, спасибо за пост!!
Пожалуй, даже сделаю репост, спасибо)
(Anonymous)
Jul. 4th, 2019 03:27 pm (UTC)
Герцогиня - без герцогства; правит на кухне, но и здесь не имеет авторитета; тем не менее, вхожа к Королеве; ребенок - свинья; перец.
Похоже на карикатуру, но - политическую.
aicarramba
Jul. 5th, 2019 08:36 am (UTC)

У Фейхтвангера есть роман про эту герцогиню, помнится, в свое время читая его, предположил, что это та самая герцогиня что и у Кэролла, но интернетов еще не было, осталось предположением.

fih10golts
Jul. 5th, 2019 08:56 am (UTC)
Лицо мужское 100%. Просто прикол того времени.
cassini_79
Jul. 5th, 2019 09:25 am (UTC)
Червонная Королева на последнем фото похожа на королеву Викторию, или по крайней мере на карикатуры, которые на неё рисовали в конце XIX века.
(Anonymous)
Jul. 5th, 2019 09:32 am (UTC)
Maul tasch(e) - это сумка-пасть, то есть огромный рот. С вашим переводом не могу согласиться. А уж когда доходит до анализа известных сказок, то обязателен женский красный персонаж, олицетворяющий определенный возраст с определенными изменениями в женском организме.
conjure
Jul. 5th, 2019 10:56 am (UTC)
Это не перевод, а факт. Название блюда Maultaschen действительно происходит от логичного "пасть (Maul)" + "сумки (Taschen)". Сумки-пасти из теста, в которые кладут начинку. Подобные швабские вареники размером чуть больше русских или украинских и имеют часто квардратную форму. Если вы на русском скажете, что рот у кого-то такой, как вареник, тоже будет вполне понятно, что речь о его размере, а не форме или способах заворачивания теста.

Касательно анализа известных сказок - красный у разных народов с разным ассоциируется. У восточных - с любовью и молодостью, у западных - среди прочих вроде агрессии и силы, с властью (например, пурпурный красный, который был по цене доступен часто только королевским особам). Целый спектр восприятия, совершенно независимый от "определённых изменений в женском органзиме" и применимый как к мужчинам, так и к женщинам.
kosmopoliten
Jul. 7th, 2019 06:07 am (UTC)
Я живу в Германии и могу лишь подтвердить, что слово Maultasch(e) в немецком обозначает пельмень.
Так что автор абсолютно права.
А я лишь снимаю шляпу перед эрудицией и талантом автора статьи.
Респект!
simart
Jul. 5th, 2019 09:32 am (UTC)
спасибо за интересную статью.
favgyst
Jul. 5th, 2019 02:48 pm (UTC)
Несчастная была женщина по Фейхтвангеру, в то же время, прекрасная жена и мать. Но вот с внешностью беда была.
Спасибо за статью.
tatyanainarsh
Jul. 5th, 2019 02:52 pm (UTC)
В эпоху Возрождения началось исследование человека.
Гуманистические тенденции исследовали не "прекрасное" и "доброе", а саму суть того, что есть человек.
Например, дети не считались детьми, повальная портретическая традиция рисовала детей во взрослых нарядах, а карапузов голенькими.
Понятия "педофилия" не было, а значит не было и осуждения, и наказания.
То есть отношение к этому типу "маленьких людей" было простым и бестрепетным, это мы, наследники эпохи Романтизма, умиляемся детям, а между тем педофилия окончательно была введена в юридический оборот в Европе, например, в Германии...внимание! ....в 1970 годы.

Что же касается другого типа "маленьких людей" - тех, кто уродился с карликовостью разного происхождения, то долгое время эти люди находились в пограничном состоянии между людьми, и нелюдьми.
Если совсем уйти в глубокую древность,то в Древнем Египте, например, карлики считались на одном уровне с ценными животными, и то, если их богатые и влиятельные хозяева публично объявляли об этом.
То есть на уровне комнатных собачек....
В Греции их отдавали при храмы разных богов, где они могли работать прислужниками и символами карликовых богов.
В Древнем Риме уже были случаи, когда карлики получали гражанские права, имущество, и родовую фамилию, могли вести дела, и голосовать.
Но тем не менее, чаще всего, помимо них наследниками и распорядителями имущества семьи старались назначить людей без таких особенностей.

В темные века средневековья карликовость считалась "неприличной", такие дети чаще всего долго не жили.
И только в эпоху Возрождения люди с карликовостью постепенно получают права обычных людей.
Мы помним "Ледяной дом" Лажечникова.
До 19 века ( а иногда и вплоть до 20 века, в некоторых глухих герцогствах или курфюршествах Германии, например ) люди с карликовостью могли работать только в "шоу-бизнесе" : развлекать правителей, или в цирках, кои были бродячими. Поэтому жизнь их была как у собак : хозяева то пинали, то ласкали, а зрители вообще проявляли нечеловеческую жестокость.
Достаточно вспомнить индустрию создания уродов в романе "Человек, который смеется" Гюго - самые чудовищные и отвратительные черты человека показаны там с ужасающей ясностью.

Кроме того, в эпоху Возрождения в искусстве впервые стали изображать самую человеческую сущность, а не только символическое изображение человека или его статуса.
Поэтому мы видим все типические особенности лиц и фигур.
Художники того времени искали новые формы для выражения Человека, и именно Возрождение дало людям нормальные изображения младенцев, например. В Средневековом искусстве - это типажи из Кунсткамеры какие-то, и по ним сегодня вполне можно ставить самые плохие диагнозы, настолько младенцы не просто некрасивы, а откровенно уродливы и странны.

Вспомним также изображения в виде портетов из овощей, фруктов, цветов, предметов... Это тоже поиск новых форм и новой символики.

Поэтому изображения людей с карликовостью - это особая форма не только карикатуры, но и возможность показать самые разнообразные формы и виды людей как таковых.
Парадные, приукрашенные портреты - это общая тенденция, это мейнстрим искусства во все времена.
Тем интереснее было создать нечто непохожее.
Скорее, это карикатура протеста, так скажем - против только "нимф", " прекрасных принцев и принцесс", или "правителей" судеб или умов, рангом от королевского до богатых лавочников.

Это сегодня карлик из "Игры престолов" вызывает у нас обычные эмоции, и он не кажется нам "домашним любимцем", или проявлением порочности и грехов родителей. Наоборот, это интересный персонаж, и мы смотрим на таких людей как необычных внешне, но вполне нормальных именно людей.
Хотя не стоит забывать, что до сих пор в некоторых странах простой люд избавляется от детей с отклонениями в развитии, и власти даже это не особо наказывают - это считается " традицией" или "самобытным способом" поддержания порядка в племени.

Что же касается именно этой картины, то она создавалась абсолютно в стилистике всех тогдашних парадных портретов, и была символом и гуманизма, и высмеивания портетного мейнстрима, и интересной задачей для автора.

Edited at 2019-07-05 02:57 pm (UTC)
paulkorry
Jul. 6th, 2019 05:58 am (UTC)
Просто женщина альтернативной внешности.
( 28 comments — Leave a comment )

Profile

conjure
{ Natalie Ratkovski}
www.floaty.de

Latest Month

September 2019
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by yoksel