{Natalie Ratkovski} (conjure) wrote,
{Natalie Ratkovski}
conjure

Category:

Cоветы по быстрому городскому скетчингу

В путевых условиях, особенно когда путешествуешь с семьёй, на зарисовки и уж тем более на полноценные наброски или рисунки остаётся слишком мало времени. При этом вокруг столько красоты, что художника иногда может просто разорвать от счастья: ведь хочется разделить радость путешествия со спутниками, болтать, лежать колбаской на пляже, рассматривать архитектуру и погружаться в музеи. Но при этом ещё и нарисовать просто ВСЁ. Многие решают сделать хотя бы фото, но уже по опыту прекрасно знают, что сколько снимков не делай в надежде порисовать потом, когда за окном световой день заканчивается, ещё не начавшись, - из этой затеи редко когда что получается. Но выход есть, и он называется быстрые зарисовки.

Для ясности скажу, что быстрыми я называю городские зарисовки, которые длятся 15-30 минут. Чтобы закончить сложный рисунок, на котором куча архитектуры, персонажей и чего там ещё, - мне нужно около часа. Но если хочется нарисовать 2 стога сена и одно дерево - это обычно 15-20 минут. Объясняю, чтобы вы понимали, что о технике рисунка за 5-9 минут я здесь рассказывать не буду, хотя наброски обнажёнки длятся в студии, куда я хожу рисовать, именно столько и получаются весьма сносные вещи. Но не такие подробные, как на рисунках ниже.

То, что я покажу и расскажу ниже - мой путь. Вы же можете сделать свои выводы и вынести для себя то, что будет полезно именно вам - с вашей скоротью рисунка и привычками. Как говорит одна моя подруга, что я часто помогаю ей уже простым перечислением возможностей, когда она чётко понимает, что ей нужно, а что нет. Наверняка вам удастся вывести свою формулу быстрых зарисовок - главное начать.


Рисунок слева: на месте сделала полностью набросок и чистовой рисунок тушевым линером. Цветом заканчивала по памяти в ресторане. Справа: рисунок сделала ночью, начала с фонариком отрисовывать линером, заканчивала работу в отеле, потому что пошёл дождь.



Nr.1 Сделайте для себя поисковую рамку ровно по размеру страницы своего блокнота. ⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀ ⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀ ⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀ ⠀

Как и в любом деле, правильная подготовка - это уже половина "квартплаты". Вырежьте из плотного картона рамку по размеру своего блокнота. Можно сделать две заготовки и вставить между ними полиэтилен от файлика, а потом плотно склеить. Полупрозрачную плоскость, вырезайнную из пластикового файлика, можно расчертить на 2 части по вертикали и горизонтали или 3x3, как по Золотому сечению.


Поисковая рамка с разметкой по формату блокнота.

Искать мотивы для изображения с такой рамкой намного лучше, чем c телефоном или покупным "сюжетоискателем". Ведь вы сразу видите без искажения линзы правильные пропорции и соотношения объектов именно для своего формата.


Поисковая рамка: для наглядности лежит на обложке блокнота, чтобы вы понимали, что она по формату.

Экономим время, потому что не надо каждый раз думать, в какой формат вписать зарисовку. Он всегда один. А саму рамку можно просто вложить в блокнот и всегда держать там.


Зарисовки в Нормандии летом 2018 года. Калькой я прокладываю страницы, чтобы не обрабатывать фиксативом поверхность - тогда страницы не пачкаются друг о друга.

Сложность - нужно дать себе запомнить, где именно вы остановились своим "поисковиком". Например, если рисуете церковь, важно понять, где её купола упираются в ваш формат сверху слева или не доходят до его края, что будет находиться в середине листа, что в нижнем правом углу. Тогда, даже если нужно ещё раз взглянуть на натуру через бумажный видеоискатель, вы будете помнить, где остановился глаз с рамой и быстро найдёте "фрагмент".

Nr. 2 Ограничьте свою палитру.
Мы, художники, часто говорим, что материалов не бывает много. Но это большое заблуждение. Чем больше у нас материалов, тем меньше мы ими работаем. И тем труднее найти именно свои. Я тоже поражена вирусом художественных материалов и притаскиваю в норку, как голодный хомяк, все возможное. Но оказалось, что на самом деле мне нужно куда меньше, чем я думаю. Например, для городских зарисовок мне необходимы всего несколько карандашей, из которых и состоит моя ограниченная палитра.

Если вы ограничите количество материалов, которые носите с собой, и у вас под рукой будет всего несколько карандашей и пара красок, у вас просто не будет времени на долгие раздумья. Придётся работать тем, что есть.



Как ограничить палитру? Берите с собой только те оттенки, которые могут встретиться на вашей натуре, и лучше всего только самые сточенные карандаши из ассортимента: значит именно ими вы пользовались уже больше всего. То же самое с красками: оставьте у себя только те оттенки, которые приходится дополнять чаще других.

Также вы можете сделать выкраски карандашей и отметить для себя на пересечении смешений цветов, какие вновь образовавшиеся оттенки вам нравятся или подходят больше остальных.



Кстати, список всех моих материалов есть на сайте проекта «Рисовальный флешмоб» - там всё перечислено подробно с изображениями и ссылками. Моя ограниченная палитра состоит как правило из карандашей Faber Castel (полихромос) и Prismacolor erasable (стирающиеся цветные карандаши). Главное здесь помнить о последовательности, что более маслянистыми карандаши (полихромос) стоит работать только по слою, нанесённому более сухими карандашами, а не наоборот.

Nr. 3 Оставайтесь компактными.

Помните, что вы рисуете в пути. Это не пленэр, а совсем другая форма художественной жизни на земле. Все ваши рисовальные принадлежности должны умещаться в одну руку. Так вы остаётесь более подвижными и можете действительно быстро искать мотивы без потери времени на разборы и сборы сумок. ⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀



На фото ниже можно рассмотреть содержимое моего синего пенала: цветные карандаши, 2 чёрных тушевых водостойких линера F и S, белая гуашь, точилки, ластики, 2 кисти, емкость для жидкостей с крышкой на зажиме.



Nr. 4 Используйте удобные зажимы и кальку, чтобы упростить процесс рисования. ⠀
Я рисую с обеих сторон в блокноте и при этом не ношу за собой тяжёлые пузырьки с фиксативом. Но для того, чтобы рисунки не пачкались и не портились в пути, я их просто прокладываю калькой. А чтобы все это добро не выпадало - использую зажимы. Кстати, этими зажимами удобно крепить блокнот к небольшой подложке из пластика или прессованного дерева, какие продают в каждом канцелярском.



Например, к такой: Saunders 05612


Nr.5 Делайте предварительный набросок карандашом.
Сделайте самый простой предварительный набросок карандашом прежде чем приступить к работе тушью и цветом. Мне поисковый карандашный набросок помогает ускориться в работе, потому что я не гадаю, что там куда поставить, а сразу ищу на бумаге пропорции и формы.



Естественно, есть художники, которые рисуют контуры сразу тушью или акварелью от пятна - без предварительного рисунка. Но это совсем не значит, что они лучше или хуже. И уж тем более работа без карандашного наброска - не свидетельство бОльшего мастерства, как кажется многим начинающим. Просто у каждого свои методы. Вам нужно найти свой путь: как удобнее работать именно вам, так и делайте. В искусстве, к счастью, нет единственно верного пути. Есть разные, и все они имеют право быть.



Nr. 6 Используйте для зарисовок плотную бумагу
Тонкая бумага в блокноте чаще всего подходит только для работы маркерами. Если это ваш материал - вперёд и с песней. Но как только вы хотите работать в смешанной технике, например, акварелью и цветными карандашами, вам нужна довольно плотная бумага от250г/м2. Для сравнения, у стандартной тонкой принтерной бумаги плотность 80г/м2.

Например, для смешанной техники, в которой я использую водостойкие тушевые линеры, акварель и цветные карандаши я пользуюсь блокнотом американского производителя "Stillman & Birn" из серии delta для смешанной техники. Тот, что с зелёной бандеролькой. Бумага этого альбома холодного прессования, имеет несколько желтоватый оттенок, тонирована в массе (от ластика не остаётся белых следов) и довольно плотная (270 г/м2). На этой бумаге ничего не просвечивает и не промокает.



Кроме того, бумага этого блокнота имеет архивное качество. Что это значит? Что в ней содержится по возможности минимум лигнина. Это природный компонент, содержащийся в древесине. Если его не удаётся удалить во время производства бумаги или как минимум снизить его содержание, на свету и в тепле образуется некая кислота. Она старит бумагу и делает со временем тёмной и хрупкой, а так же вступает в реакцию с материалами.

Итак, подведу промежуточный итог.

...........
1. Я ищу с помощью рамки, вырезанной по формату моего блокнота, сюжет.
2. Делаю быстрый и очень примерный рисунок стирающимся цветным карандашом. Такие фирмы как Faber Castell или Stabilo продают их довольно дёшево для детей: цветные карандаши с ластиком на другом конце.
3. Делаю подробный рисунок водостойким тушевым линером.
4. Работаю по готовому тушевому рисунку акварелью и цветными карандашами - последовательность зависит от ситуации.


..............

Уходящий свет
Одна из самых больших сложностей во время работы с натуры на пленэре или в условиях городского скетчинга - быстро меняющийся свет. Бежать ли за ним и постоянно перерисовывать?

Конечно нет. Поэтому в идеале лучше начинать зарисовки с раннего утра или приходить в знакомое место, про которое точно знаешь, как оно меняется в лучах солнца в течение дня. В основном чтобы поймать самую красивую и выразительную тень и наиболее выгодное освещение. Но в путешествиях такой возможности как правило нет. Надо рисовать, что дают, причём быстро.

Поэтому я люблю сразу обозначать тени четким контуром по форме. В моих рисунках они такая же часть композиции, как и любой другой объект. А потом двигаются тени или нет - на рисунке они уже пойманы в одном состоянии, и их можно спокойно дорисовать из головы.

Giverny

Работа с натурой подразумевает две вещи: умение видеть (оттенки и формы) и точное знание того, как именно это изобразить. Кстати, поэтому так важно не сразу набрасываться на натуру, а дать себе время всмотреться в неё и проникнуться атмосферой. Поискать свой фрагмент через рамочку и остановиться на том, что цепляет - от чего хочется оттолкнуться и рисовать дальше.


Что делать, если не успел дорисовать набросок?

Иногда бывает и так, что только пристроился что-то нарисовать, глубоко вздохнул, а тебя уже тянут за рукав уходить и требуют "хлеба и зрелищ". Или, как я описывала у себя однажды в Инстаграме, когда ты только нашёл красивую натуру, а тебе её плотно загораживают милые прохожие и чуть ли не разбивают палаточный лагерь перед художником, хотя места вокруг - хоть губами ешь.

Делайте схематичные зарисовки. Потому что если вы не сдалеаете даже их, см. в посте выше, вы уже никогда не нарисуете это место по фото. Потому что уже всё будет не то и никаких внутренних долгов «просто» фото не вызывают.

Схематично любой сюжет можно изобразить геометрическими фигурами, которые будут расположены на правильных местах и в правильных пропорциях. Это могут быть перспективные линии или даже заливка цветом, чтобы потом вывести рисунок от цветовых пятен. Главное здесь ухватить хоть что-то важное (лучше то, что зацепило вас и стояло в фокусе вашего рисунка). А уж потом можно сделать серию фотографий с разных сторон, чтобы захватить все детали и спокойно удалиться. Вероятность, что вы завершите полюбившийся сюжет, вырастает в разы. И уже в более спокойных условиях можно открыть свой блокнот и дорисовать задуманное. Я часто даже больше не заглядываю в фотографии, потому что помню главное. Если вы не умеете и не хотите запоминать (всякое бывает) - пишите прямо на рисунке, что и какого было цвета и какой была атмосфера.

Я стараюсь завершать зарисовки сразу на месте.




Но иногда можно остановиться уже и на просто тушевом рисунке. Он содержит в себе всю нужную информацию для дальнейшей работы. Прислушивайтесь к себе и делайте так, как удобно вам.

Пока всё.



Tags: помоги себе сам, художественные техники, художнику на заметку
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Кто я такая и о чём мой блог

    Меня зовут Натали Ратковски. Я художник-иллюстратор, дизайнер графики, автор и ведущий таких художественных проектов как "Рисовальный флешмоб",…

  • Шерше ля фам или Почему Клод Моне женился на путане

    Cherchez la femme — французская фраза, означающая в переводе на русский «Ищите женщину». Вошла она в нашу жизнь с лёгкой подачи Александра Дюма и…

  • О работе на стоках

    Не так давно я спросила у своих читателей в Инстаграме об их отношении к стокам, а именно к стоковым фотографиям, дизайну и иллюстрациям. Ещё пару…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 23 comments