?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

В путевых условиях, особенно когда путешествуешь с семьёй, на зарисовки и уж тем более на полноценные наброски или рисунки остаётся слишком мало времени. При этом вокруг столько красоты, что художника иногда может просто разорвать от счастья: ведь хочется разделить радость путешествия со спутниками, болтать, лежать колбаской на пляже, рассматривать архитектуру и погружаться в музеи. Но при этом ещё и нарисовать просто ВСЁ. Многие решают сделать хотя бы фото, но уже по опыту прекрасно знают, что сколько снимков не делай в надежде порисовать потом, когда за окном световой день заканчивается, ещё не начавшись, - из этой затеи редко когда что получается. Но выход есть, и он называется быстрые зарисовки.

Для ясности скажу, что быстрыми я называю городские зарисовки, которые длятся 15-30 минут. Чтобы закончить сложный рисунок, на котором куча архитектуры, персонажей и чего там ещё, - мне нужно около часа. Но если хочется нарисовать 2 стога сена и одно дерево - это обычно 15-20 минут. Объясняю, чтобы вы понимали, что о технике рисунка за 5-9 минут я здесь рассказывать не буду, хотя наброски обнажёнки длятся в студии, куда я хожу рисовать, именно столько и получаются весьма сносные вещи. Но не такие подробные, как на рисунках ниже.

То, что я покажу и расскажу ниже - мой путь. Вы же можете сделать свои выводы и вынести для себя то, что будет полезно именно вам - с вашей скоротью рисунка и привычками. Как говорит одна моя подруга, что я часто помогаю ей уже простым перечислением возможностей, когда она чётко понимает, что ей нужно, а что нет. Наверняка вам удастся вывести свою формулу быстрых зарисовок - главное начать.


Рисунок слева: на месте сделала полностью набросок и чистовой рисунок тушевым линером. Цветом заканчивала по памяти в ресторане. Справа: рисунок сделала ночью, начала с фонариком отрисовывать линером, заканчивала работу в отеле, потому что пошёл дождь.



Nr.1 Сделайте для себя поисковую рамку ровно по размеру страницы своего блокнота. ⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀ ⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀ ⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀ ⠀

Как и в любом деле, правильная подготовка - это уже половина "квартплаты". Вырежьте из плотного картона рамку по размеру своего блокнота. Можно сделать две заготовки и вставить между ними полиэтилен от файлика, а потом плотно склеить. Полупрозрачную плоскость, вырезайнную из пластикового файлика, можно расчертить на 2 части по вертикали и горизонтали или 3x3, как по Золотому сечению.


Поисковая рамка с разметкой по формату блокнота.

Искать мотивы для изображения с такой рамкой намного лучше, чем c телефоном или покупным "сюжетоискателем". Ведь вы сразу видите без искажения линзы правильные пропорции и соотношения объектов именно для своего формата.


Поисковая рамка: для наглядности лежит на обложке блокнота, чтобы вы понимали, что она по формату.

Экономим время, потому что не надо каждый раз думать, в какой формат вписать зарисовку. Он всегда один. А саму рамку можно просто вложить в блокнот и всегда держать там.


Зарисовки в Нормандии летом 2018 года. Калькой я прокладываю страницы, чтобы не обрабатывать фиксативом поверхность - тогда страницы не пачкаются друг о друга.

Сложность - нужно дать себе запомнить, где именно вы остановились своим "поисковиком". Например, если рисуете церковь, важно понять, где её купола упираются в ваш формат сверху слева или не доходят до его края, что будет находиться в середине листа, что в нижнем правом углу. Тогда, даже если нужно ещё раз взглянуть на натуру через бумажный видеоискатель, вы будете помнить, где остановился глаз с рамой и быстро найдёте "фрагмент".

Nr. 2 Ограничьте свою палитру.
Мы, художники, часто говорим, что материалов не бывает много. Но это большое заблуждение. Чем больше у нас материалов, тем меньше мы ими работаем. И тем труднее найти именно свои. Я тоже поражена вирусом художественных материалов и притаскиваю в норку, как голодный хомяк, все возможное. Но оказалось, что на самом деле мне нужно куда меньше, чем я думаю. Например, для городских зарисовок мне необходимы всего несколько карандашей, из которых и состоит моя ограниченная палитра.

Если вы ограничите количество материалов, которые носите с собой, и у вас под рукой будет всего несколько карандашей и пара красок, у вас просто не будет времени на долгие раздумья. Придётся работать тем, что есть.



Как ограничить палитру? Берите с собой только те оттенки, которые могут встретиться на вашей натуре, и лучше всего только самые сточенные карандаши из ассортимента: значит именно ими вы пользовались уже больше всего. То же самое с красками: оставьте у себя только те оттенки, которые приходится дополнять чаще других.

Также вы можете сделать выкраски карандашей и отметить для себя на пересечении смешений цветов, какие вновь образовавшиеся оттенки вам нравятся или подходят больше остальных.



Кстати, список всех моих материалов есть на сайте проекта «Рисовальный флешмоб» - там всё перечислено подробно с изображениями и ссылками. Моя ограниченная палитра состоит как правило из карандашей Faber Castel (полихромос) и Prismacolor erasable (стирающиеся цветные карандаши). Главное здесь помнить о последовательности, что более маслянистыми карандаши (полихромос) стоит работать только по слою, нанесённому более сухими карандашами, а не наоборот.

Nr. 3 Оставайтесь компактными.

Помните, что вы рисуете в пути. Это не пленэр, а совсем другая форма художественной жизни на земле. Все ваши рисовальные принадлежности должны умещаться в одну руку. Так вы остаётесь более подвижными и можете действительно быстро искать мотивы без потери времени на разборы и сборы сумок. ⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀



На фото ниже можно рассмотреть содержимое моего синего пенала: цветные карандаши, 2 чёрных тушевых водостойких линера F и S, белая гуашь, точилки, ластики, 2 кисти, емкость для жидкостей с крышкой на зажиме.



Nr. 4 Используйте удобные зажимы и кальку, чтобы упростить процесс рисования. ⠀
Я рисую с обеих сторон в блокноте и при этом не ношу за собой тяжёлые пузырьки с фиксативом. Но для того, чтобы рисунки не пачкались и не портились в пути, я их просто прокладываю калькой. А чтобы все это добро не выпадало - использую зажимы. Кстати, этими зажимами удобно крепить блокнот к небольшой подложке из пластика или прессованного дерева, какие продают в каждом канцелярском.



Например, к такой: Saunders 05612


Nr.5 Делайте предварительный набросок карандашом.
Сделайте самый простой предварительный набросок карандашом прежде чем приступить к работе тушью и цветом. Мне поисковый карандашный набросок помогает ускориться в работе, потому что я не гадаю, что там куда поставить, а сразу ищу на бумаге пропорции и формы.



Естественно, есть художники, которые рисуют контуры сразу тушью или акварелью от пятна - без предварительного рисунка. Но это совсем не значит, что они лучше или хуже. И уж тем более работа без карандашного наброска - не свидетельство бОльшего мастерства, как кажется многим начинающим. Просто у каждого свои методы. Вам нужно найти свой путь: как удобнее работать именно вам, так и делайте. В искусстве, к счастью, нет единственно верного пути. Есть разные, и все они имеют право быть.



Nr. 6 Используйте для зарисовок плотную бумагу
Тонкая бумага в блокноте чаще всего подходит только для работы маркерами. Если это ваш материал - вперёд и с песней. Но как только вы хотите работать в смешанной технике, например, акварелью и цветными карандашами, вам нужна довольно плотная бумага от250г/м2. Для сравнения, у стандартной тонкой принтерной бумаги плотность 80г/м2.

Например, для смешанной техники, в которой я использую водостойкие тушевые линеры, акварель и цветные карандаши я пользуюсь блокнотом американского производителя "Stillman & Birn" из серии delta для смешанной техники. Тот, что с зелёной бандеролькой. Бумага этого альбома холодного прессования, имеет несколько желтоватый оттенок, тонирована в массе (от ластика не остаётся белых следов) и довольно плотная (270 г/м2). На этой бумаге ничего не просвечивает и не промокает.



Кроме того, бумага этого блокнота имеет архивное качество. Что это значит? Что в ней содержится по возможности минимум лигнина. Это природный компонент, содержащийся в древесине. Если его не удаётся удалить во время производства бумаги или как минимум снизить его содержание, на свету и в тепле образуется некая кислота. Она старит бумагу и делает со временем тёмной и хрупкой, а так же вступает в реакцию с материалами.

Итак, подведу промежуточный итог.

...........
1. Я ищу с помощью рамки, вырезанной по формату моего блокнота, сюжет.
2. Делаю быстрый и очень примерный рисунок стирающимся цветным карандашом. Такие фирмы как Faber Castell или Stabilo продают их довольно дёшево для детей: цветные карандаши с ластиком на другом конце.
3. Делаю подробный рисунок водостойким тушевым линером.
4. Работаю по готовому тушевому рисунку акварелью и цветными карандашами - последовательность зависит от ситуации.


..............

Уходящий свет
Одна из самых больших сложностей во время работы с натуры на пленэре или в условиях городского скетчинга - быстро меняющийся свет. Бежать ли за ним и постоянно перерисовывать?

Конечно нет. Поэтому в идеале лучше начинать зарисовки с раннего утра или приходить в знакомое место, про которое точно знаешь, как оно меняется в лучах солнца в течение дня. В основном чтобы поймать самую красивую и выразительную тень и наиболее выгодное освещение. Но в путешествиях такой возможности как правило нет. Надо рисовать, что дают, причём быстро.

Поэтому я люблю сразу обозначать тени четким контуром по форме. В моих рисунках они такая же часть композиции, как и любой другой объект. А потом двигаются тени или нет - на рисунке они уже пойманы в одном состоянии, и их можно спокойно дорисовать из головы.

Giverny

Работа с натурой подразумевает две вещи: умение видеть (оттенки и формы) и точное знание того, как именно это изобразить. Кстати, поэтому так важно не сразу набрасываться на натуру, а дать себе время всмотреться в неё и проникнуться атмосферой. Поискать свой фрагмент через рамочку и остановиться на том, что цепляет - от чего хочется оттолкнуться и рисовать дальше.


Что делать, если не успел дорисовать набросок?

Иногда бывает и так, что только пристроился что-то нарисовать, глубоко вздохнул, а тебя уже тянут за рукав уходить и требуют "хлеба и зрелищ". Или, как я описывала у себя однажды в Инстаграме, когда ты только нашёл красивую натуру, а тебе её плотно загораживают милые прохожие и чуть ли не разбивают палаточный лагерь перед художником, хотя места вокруг - хоть губами ешь.

Делайте схематичные зарисовки. Потому что если вы не сдалеаете даже их, см. в посте выше, вы уже никогда не нарисуете это место по фото. Потому что уже всё будет не то и никаких внутренних долгов «просто» фото не вызывают.

Схематично любой сюжет можно изобразить геометрическими фигурами, которые будут расположены на правильных местах и в правильных пропорциях. Это могут быть перспективные линии или даже заливка цветом, чтобы потом вывести рисунок от цветовых пятен. Главное здесь ухватить хоть что-то важное (лучше то, что зацепило вас и стояло в фокусе вашего рисунка). А уж потом можно сделать серию фотографий с разных сторон, чтобы захватить все детали и спокойно удалиться. Вероятность, что вы завершите полюбившийся сюжет, вырастает в разы. И уже в более спокойных условиях можно открыть свой блокнот и дорисовать задуманное. Я часто даже больше не заглядываю в фотографии, потому что помню главное. Если вы не умеете и не хотите запоминать (всякое бывает) - пишите прямо на рисунке, что и какого было цвета и какой была атмосфера.

Я стараюсь завершать зарисовки сразу на месте.




Но иногда можно остановиться уже и на просто тушевом рисунке. Он содержит в себе всю нужную информацию для дальнейшей работы. Прислушивайтесь к себе и делайте так, как удобно вам.

Пока всё.



Recent Posts from This Journal

  • Новости с полей

    С ужасом обнаружила, что уже март, а мой последний и единственный пост в этом году был в январе. Но это не потому, что я поставила крест на своём…

  • Онлайн-практики с Lectoroom в январе 2019

    У меня хорошая новость для всех, кто ждал моих онлайн мастер-классов по городскому скетчингу и живописному рисунку. Им быть, и они состоятся уже…

  • Темы Рисовального флешмоба в ушедшем 2018 году

    Дорогие читатели моего блога! Надеюсь, что вы прекрасно встретили Новый год и начали его с интересных проектов, путешествий или уютного времени с…

Comments

( 23 comments — Leave a comment )
medvedita
Dec. 10th, 2018 05:27 am (UTC)
Спасибо огромное! Как всегда очень информативно и полезно!
decorumba
Dec. 10th, 2018 05:27 am (UTC)
Спасибо, всегда интересно заглянуть на чужую "кухню")
sarankagirl
Dec. 10th, 2018 06:44 am (UTC)
Спасибо, Натали!

Про рамку никогда не слышала. Но это классно! Надо будет сделать такую себе.
Ещё раз спасибо!
conjure
Dec. 10th, 2018 07:14 am (UTC)
Часто художники ищут просто с помощью рук: два угла, которые у нас всегда есть с собой - углы между большим и указательным пальцем. Но если хочешь ускориться в зарисовках - проще брать всегда один и тот же формат. А значит лучше иметь одну и ту же рамку под рукой. Но, повторюсь, это только для зарисовок. В остальных случаях сюжет и задачи должны диктовать формат.
julife
Dec. 10th, 2018 07:06 am (UTC)

Цветные карандаши с резинками! Аааа! Надо срочно накупить! Дети страдают, что только простой стирается.

ilona_ka
Dec. 10th, 2018 07:35 am (UTC)
Спасибо вам большое, Натали, за полезную информацию!
jajouka
Dec. 10th, 2018 11:19 am (UTC)
Спасибо.
shan_tee
Dec. 10th, 2018 11:31 am (UTC)
про рамку. смотрела недавно "Контракт рисовальщика" - и вот там главный герой-художник виды поместья рисовал с помощью этой самой рамки. Ну там вообще было любопытно посмотреть, как он с комфортом на пленере обустраивался. Рисовать ему тоже нужно было достаточно быстро)
conjure
Dec. 10th, 2018 08:18 pm (UTC)
Спасибо за наводку - не видела ещё этот фильм.
nataly_maler_k
Dec. 10th, 2018 01:08 pm (UTC)
Спасибо!!! Очень ценная подборка, и все так наглядно. Обожаю рассматривать рабочую кухню.
А с быстрыми зарисовками у меня как раз вот не клеится. Надо попробовать применить советы - глядишь и одолею :)
conjure
Dec. 10th, 2018 08:17 pm (UTC)
Конечно! Главное отталкиваться от тех элементов, которые охота вырисовывать! :-)
ilnome
Dec. 10th, 2018 03:30 pm (UTC)
Очень интересно про рамку и про тени. Я тут заметила за собой, что если сюжет чуть сложнее, чем один домик в центре - теряюсь, начинаю рисовать с кого-нибудь окошечка, потом шпиль не влазит. Хотя, например, при фотографировании у меня нет особых проблем с композицией (по крайней мере, я их не замечаю)))) Т.е. сложности не с композицией в принципе, а именно с ограничением скетча. Тут как раз рамочка должна помочь. Спасибо!
И с тенями тоже часто мучаюсь: на половине рисунка так лежат, на другой - этак. Попробую сразу их принимать в расчет.
irina_sc
Dec. 10th, 2018 06:21 pm (UTC)
спасибо большое, я никак не могу рисовать с натуры, только что-то маленькое, цветок там, а вот пейзаж городской никак, выхожу и теряюсь, как начать, когда так много всего!? попробую Ваш метод.
conjure
Dec. 10th, 2018 08:16 pm (UTC)
Можно вообще начать только с рисования каких-то особенно полюбившихся объектов: фонарный столб, башенка, ставни. И потом со временем просто уменьшать основной объект на рисунке и наращивать вокруг остальные элементы архитектуры.
irina_sc
Dec. 11th, 2018 07:38 am (UTC)
О! И так попробую.
sciuro
Dec. 11th, 2018 01:36 am (UTC)
Офигенный пост! Слушай, а можно же сфотографировать прямо через рамочку, чтобы сохранить мысль? тогда если не помнишь, где купола упираются, можно с телефоном свериться?
irina_sc
Dec. 11th, 2018 07:39 am (UTC)
Тоже подумала про этот чит-ход ))
conjure
Dec. 11th, 2018 08:01 am (UTC)
А ты попробуй ;-) Телефон "видит" совсем другое в кадре, чем глаз. Нужно сильно метиться, чтобы в рамочке ровно под нужным углом и в нужных пропорциях отобразилось увиденное глазом.

Спасибо за комплимент, Аня!

P.S. Что-то я тебе достучаться не могла. У тебя всё в порядке? Напиши мне, как будет время.
sciuro
Dec. 11th, 2018 04:04 pm (UTC)
Я думаю, дело в том, что обычная линза в телефоне слишком широка. В более новых телефонах есть псевдо-телефото, тогда получается очень похоже. С фотографией же то же самое - 50мм кроп (или 75мм фуллфрейм), насколько я понимаю, считается золотым стандартом "как глазами".

Слушай, я баклан. Я после твоего коммента пошла искать письма от тебя в почте, потом догадалась заглянуть в инстаграм :( я совсем не пользуюсь там сообщениями, прошляпила твое :( прости, пожалуйста! у меня все хорошо, меня выплюнула работа, я теперь живой человек (последние недели три уже!)...
e_link_a
Dec. 11th, 2018 04:00 am (UTC)

Спасибо за рассказ с подробностями. У вас очень душевные рисунки, не могла наглядеться )

conjure
Dec. 11th, 2018 08:01 am (UTC)
Спасибо! Как приятно! :-)
voe_voda
Dec. 11th, 2018 09:18 am (UTC)
Очень полезная информация. Спасибо! Особенно про рамку - действительно ведь удобно, а даже никогда не задумывалась, что можно сделать такую специально.
lowell_m
Dec. 13th, 2018 07:56 pm (UTC)
Спасибо большое за ценную информацию! Я в инстаграме раньше у вас читала, что надо тени обозначить сразу, пока свет не поменялся, так и делаю теперь. Архитектура дается трудно, но мелкие элементы, еду, людей рисую.
( 23 comments — Leave a comment )

Profile

conjure
{ Natalie Ratkovski}
www.floaty.de

Latest Month

March 2019
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31      

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by yoksel