?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Через пару недель мировая общественность торжественно отметит День рождения шведской писательницы Астрид Линдгрен. На глаза то и дело попадаются статьи о ней [1] и рецензии к новому фильму о молодой Астрид [2], а книжные сайты выставляют в первые ряды книги писательницы.

Признаться, я НЕ фэн историй о Пеппи Длинныйчулок. Зато рассказы об Эмиле из Лённеберги и о Малыше и Карлсоне остаются до сих пор самыми любимыми из детства. И всё же при всей моей любви к героям книг писательницы, мудрости слов Астрид Линдгрен о том, как нужно растить без наказаний детей, любить и лелеять уверенных в себе личностей, огромном влиянии писательницы-Линдгрен на детскую литературу и европейскую жизнь в целом, увы - внутри меня закрываются все двери, когда я начинаю думать о человеке-Линдгрен. А всё потому, что не могу ей простить брошенного сына.


Астрид Линдгрен в своём кабинете в Стокгольме за 5 лет до смерти в 2002 году. Фото отсюда.

Сейчас ещё стало модным "работать" над имиджем успопших знаменитостей. Как правило, этим занимаются родственники или другие заинтересованные лица, чтобы стоять красивыми в свете рамп и напоминать о великом наследии и возможности купить брелочек, сумочку или подушечку, без которых современному человеку трудно перезимовать.

Например, не так давно музей Ван Гога в Амстредаме, открытый в своё время потомком Тео Ван Гога, стартовал рекламную кампанию под названием "Friendships for better and for worse". В инстаграмных роликах музей "ненавязчиво" вопрошает, а правильное ли сложилось впечательние о бедном художнике, что он плохо сходился с людьми и обладал весьма тяжёлым характером? "Смотрите, сколько у него было френдов! Он всем писал, обожаемый Винсент! И все его уважали!" Конечно. При этом вы упорно отвергаете версию немецкой пары исследователей, что ухо Винсенту отрезал опытный вехтовальщик и тот ещё самодур Гоген.[4] Потому что правда, как и у многих, делится на удобную для сиюминутного имиджа и не очень. В случае с Гогеном и ухом удобнее оставить всё, как есть: сумасшедший гений, богемный художник и всё такое. А в другом случае удобно выдать графоманство одинокого, больного и отчаявшегося человека за дружбу с великими.


Cormon's studio, 1885-1886. Artistic friends. В этой студии Ван Гог проработал три месяца в 1886 году. На этом фото его конечно же нет, но есть все его друзья вроде Бернарда или Лотрека. Фото отсюда.

Так и об Астрид теперь рассказывают душещипательные истории о тяжёлой жизни писательницы и книгах, "срисованных с собственной судьбы". Особенно меня поражает, что в некоторых статьях о Линдгрен говорят: "Подросток родила тайно ребёнка" [2]. И это от женатого мужчины, который был на 30 лет старше и имел семеро детей. И только потому, что у "девочки" не было денег и желания жить с ребёнком в позоре, она оставила "горячо любимого младенца" на попечение приёмных родителей.[5] Простите, но меня возмущает такое откровенное искажения фактов. Поясню, почему.

Астрид родила сына в 1926 году, когда ей было 19 лет. Роман с женатым Блумбергом она скорее всего начала, когда ей было около 17-18 лет. Но даже в этом возрасте в послевоенной Европе человек (тем более из бедной семьи) уже считался вполне себе взрослым. И тем более в 19 лет большинство женщин уже имели по двое и больше детей. Поэтому называть 19-летнюю молодую, здоровую и полную сил женщину, которая вполне осознанно оставалась в отношениях с женатым мужчиной, - подростком, это перебор даже для сегодняшнего времени, не говоря уже о тех реалиях. К тому же если бегло просмотреть историю Швеции, которая была нейтральной в Первой мировой войне, именно 1926 год приходится на период расцвета шведской экономики. Спад и кризис мировой экономики настигли Швецию годами позже. А до этого никто не голодал. Всё было очень даже цветасто по сравнению с остальной Европой.

Про "женатика" конечно же говорят, что на самом деле он уже был и без Астрид на стадии развода с естественно нелюбимой женой (семеро детей не в счёт - кого они вообще интересуют все эти дети, правда же?). Однако Астрид нужно было удалиться, чтобы её редактора не обвинили в намеренном развале брака и не преследовали по закону.[5] Другие источники утверждают, что Астрид Эрикссон, будущая Линдгрен, напрочь отказалась выйти замуж за своего редактора, поэтому уехала.[6] Угу. Охотно верю. Только если честно, мне совершенно всё равно, что у них там были за проблемы. От их игр в приличия, гордость или во что там ещё пострадал маленький невинный ребёнок - сын Линдгрен. Кстати, Астрид пережила своего сына на 16 лет.[8]

При этом я читаю рассказы самой писательницы, какое счастливое у неё было детство, замечательные любящие родители, особенные братья-сёстры, все прекрасное, розовое и пушистое. Да. Именно поэтому она убралась с животом в чужую страну (в Данию), родила тайно в непонятной клинике без указания отцовства и, будучи вполне себе взрослой женщиной, бросила собственного "горячо любимого ребёнка" бог знает на кого. Естественно, именно так и поступают люди с любимой и любящей семьёй. Правда же?

И, простите, но что это за определение такое? (прим. Это снова к слову об имидже, не о грехах Астрид!) Когда бы она успела "горячо полюбить" своего брошенного малыша, если оставила его практически сразу после родов? Я не знаю ни одной женщины, которая бы в минуту родов кого-нибудь горячо любила. Потому что там просто не до этого. Любовь к ребёнку НЕ приходит с обрезанием пуповины. Это процесс, длиною в жизнь. Иногда женщине нужно время, чтобы разобраться со своим телом и чувствами, привыкнуть к новым условиям и к новой себе. И это нормально, чтобы там ни говорили.

Ну и стандартный вопрос, почему она даже после того, как хорошо устроилась, забрала своего сына из чужой семьи только из-за болезни приёмной матери - то есть 5 лет спустя?[6] Хотя и здесь некоторые источники утверждают в опрадание Линдгрен, что она забрала сына как только стала замужней. Мол, в Швеции того времени считалось позором иметь детей без мужа. Поэтому позже Ларс был усыновлён и получил фамилию отчима - Линдгрен.[8] То есть выходит, что позор был страшнее, чем бросить ребёнка? Видимо, лучше не думать об этом. Другие времена, другие нравы. К тому же я сама никогда не была в подобной ситуации и не могу даже представить тот шквал отчаяния, который мог заставить молодую женщину, полную сил, отказаться от своего малыша. Так же есть свидетельства о том, что писательница страдала хронической депрессией и достаточно тяжело переживала о случившемся на протяжении всей своей долгой жизни. Тем не менее это не мешало ей меланхолично высказываться о том, что без "эпизода в биографии" с брошенным внебрачным ребёнком и боли утраты она бы была всего лишь одной из многих писательниц, и никогда бы не достигла мирового признания.[8] Без комментариев, как говорится - я теряю дар речи от такого. Увы, я не могу принять её поступок и тем более не готова играть в имиджевые игры потомков. Хотя весьма благодарна Астрид Линдгрен за книги и за моё счастливое детство.

Так что ох уж эта неудобная правда.

P.S. Возможность комментирования временно отключена.
_______________________
Источники
[1] Astrid Lindgrens große Provokation
[2] Astrid Lindgren's daughter in harness over new film
[3] Friendships for better and for worsee
[4] Van Goghs abgeschnittenes Ohr: Gauguin war's
[5] Астрид Линдгрен, статья на Википедии
[6] Astrid Lindgren
[7] История Швеции
[8] Lars Lindgren


Upd. Возможность комментирования временно закрыта. Целью этого поста была обратить ваше внимание на современное модное явление "работа над имиджем", а не приём оскорблений и порицаний в мой адрес от самоназванных адвокатов писательницы. Остальным читателям огромное спасибо за конструктивный обмен и весьма интересную информацию!

Обновление к теме можно прочесть здесь: https://conjure.livejournal.com/1395206.html Потому что по некоторым комментариям здесь о Швеции того времени выстраивается весьма однобокое, угрюмое впечатление о государстве и людях. А на самом деле страна маленькая и по выборке других известных шведов можно вполне понять, что и "на Марсе есть жизнь".

Posts from This Journal by “книги и авторы” Tag

Comments

conjure
Oct. 26th, 2018 11:48 am (UTC)
Я уже тоже об этом думала и пришла к выводу, что моё неприятие связанно как раз с тем, Астрид Линдгрен стала гальюнной фигурой движения за гуманное воспитание детей. И что это был не бизнес, как в случае с Диснеем. Поэтому лично мне сложно принять, что такой человек мог бросить ребёнка и выступать потом в духе "без этого опыта не было бы меня как писателя". Но возможно, что действительно именно этот грустный опыт помог ей осознать то, что она дерзко высказала вслух. Только, как написали выше, это всё равно достаточно слабое оправдание и не причина, принимать как данное подобные вещи.
inmigrante
Oct. 26th, 2018 12:52 pm (UTC)
Ну, не бросила б она его (в усыновление), и что? Смогла бы она его вырастить? На какие шиши, кто б ей, пропащей, работу дал? Взамуж взял? Будь у нее сестры, их бы взял замуж? Она ж не только себя запачкала.
conjure
Oct. 26th, 2018 01:31 pm (UTC)
Я вам там ниже написала. Деньги на самом деле были. Ребёнок жил НЕ бесплатно у приёмных родителей. И сестры у неё были - две.
etagerka
Oct. 26th, 2018 06:30 pm (UTC)

Как вариант - отдать в приемную семью и было требование отца ребенка, потому как если ребенок будет тут на глазах - все бы знали от кого нагуляла. И его репутация тоже была бы испорчена.

Aleks Plotnikov
Oct. 26th, 2018 07:24 pm (UTC)
Всё дело в стигматизации.
1) Незамужняя девушка с ребёнком - экзистенциальный ужас, вавилонская блудница на троне, последние дни мира наступили. Может, она ещё и юбку-мини/брюки носит, сучка крашеная?!
2) Семья с приёмным ребёнком - "добрые самаритяне", апофеоз всепрощения, святые люди. Тем более, за чужие деньги-то.
tukki
Oct. 26th, 2018 12:53 pm (UTC)
ну может быть она это для себя переосмыслила, а переделывать было уже поздно, прошлое, где она отдала ребенка уже не изменишь, вот и старалась делать так, чтоб у других детей такого не было.
conjure
Oct. 26th, 2018 01:02 pm (UTC)
Возможно да, прошлого не изменишь. Но даже её дочь сказала в интервью к фильму, что при жизни мамы этот фильм было бы невозможно снять. Вообще складывается впечатление, что она очень страдала, что была вынуждена так поступить, но её чувства и её переживания имели куда больший приоритет, чем переживания сына. Но может я ошибаюсь.
clarent
Oct. 26th, 2018 03:49 pm (UTC)
Ну я лично не вижу противоречий в этой ее «детоориентированной» писательской роли. Она писала добрые теплые книги и говорила правильные вещи — это само по себе хорошо, чтобы она там не чувствовала и какие личные отношения не выстраивала в своей жизни. Как говорят на курсе философии: философ ценен мыслями о бытие, а не тем как он это бытие проживает.

А потом, я за презумпцию невиновности. Странно подозревать ее в неискренности, потому что «я бы так никогда». Это такие разговоры из серии «а достаточно ли жертва изнасилования грустила после изнасилования». Люди любят рассуждать, как надо «по-настоящему» любить/страдать/скучать. Сомнительное занятие.

Про прилизанный имидж писательницы тоже недопонимаю вас. Как это должно выглядеть? Как «потомки» должны говорить о своей семье? У публичных людей есть такое же право, как у нас с вами, подавать своих близких в лучшем виде перед посторонними. Кто мы, чтобы они перед нами исповедовались, судили и выводили кого-то на чистую воду.
conjure
Oct. 26th, 2018 04:32 pm (UTC)
Естественно у потомков есть право сказать что угодно. При этом я как потребитель, грубо говоря, имею право заметить, что в 19 лет даже сейчас уже редко где люди всё ещё дети, а тогда и подавно. Другими словами, мне не нравится, когда начинают приглаживать иголки и очень усердно пояснять, что это вообще-то не иголки на самом деле, а прекрасные листья, свернувшиеся в процессе эволюции. Вроде бы и против ничего не скажешь - по факту чувствуешь себя одураченным.

Например, дискуссии куда худшего плана случаются обычно по поводу Лени Рифеншталь, где ещё жёстче становится вопрос, можно ли спокойно разделять творчество и личную жизнь и её участие в пропаганде фашизма. И всё равно находятся люди, которые вам напишут:"Не суди бла-бла-бла", хотя прекрасно понимают о чём речь.
lenkakot
Oct. 26th, 2018 05:36 pm (UTC)
Вам уже про девочку-маугли написали. Вы вообще в состоянии понять, что бывают безвыходные ситуации. По-вашему лучше, чтобы она как цыганка с ребенком на руках всю жизнь побиралась?
Что бы выросло из этого ребенка, да и вырос ли бы он?
Но нет, по-вашему, лучше умри, но у матери на руках. Вот так выглядят ваши претензии к Линдгрен.
conjure
Oct. 26th, 2018 05:40 pm (UTC)
Нет, это вы решили, что они у меня есть и именно вот так выглядят.
lenkakot
Oct. 26th, 2018 05:43 pm (UTC)
Вы написали эту заметку. И так это выглядит. Увы.
conjure
Oct. 26th, 2018 08:42 pm (UTC)
Там уже выше есть одна кандидатка, которая мысли мои читает и между строк шифры раскрывает. Увы, но вам туда же. А пока будете стоять, прочтите про других знаменитых шведок того времени, которые в 17 лет уже на сцене стояли и деньги зарабатывали, а не на велике к редактору ездили, а потом по мнению сочувствующих 100 лет спустя умирали где-то с голоду.

Profile

conjure
{ Natalie Ratkovski}
www.floaty.de

Latest Month

September 2019
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by yoksel