?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Летом прошлого года мне посчастливилось путешествовать на машине почти 3 недели по Испании и Франции и проехать обе эти страны с остановками в разных городах с севера на юг и обратно. На пути домой одним из последних городов стал французский Блуа (фр. Blois), который на Луаре и всего около двух часов езды от Парижа.[1]

Blois, France
Крыши Блуа. Вид со стен замка Блуа на город.

Этот город славится своей прекрасной королевской резиденцией, в которой жили несколько поколений французских королей - замок Блуа (фр. Château de Blois) — самый крупный по размерам из замков Луары, который объединяет в себе стили 4х эпох.[2] Ведь каждый последующий правитель перестраивал замок, известный уже в 10 веке как крепость, под свои нужды.
Blois, France
Замок Блуа. Фасад старинного крыла замка Франца I с лоджиями в итальянской манере.

Одной из знаменитых жительниц Блуа, которая встретила там и свой последний час, была несчастная и беспощадная Екатерина Медичи (итал. Caterina Maria Romola di Lorenzo de Medici; 1519-1589) — королева Франции, нелюбимая супруга короля Генриха II Валуа и мать последующих трёх королей Франции, которые умерли ещё при жизни Екатерины.[3] Страшная судьба в страшные для Франции времена. В историю Екатерина Медичи вошла с одной стороны как основоположница современной французской кухни (которую она улучшила благодаря своим итальянским поворам) и столового этикета. С другой стороны как кровожадная и беспощадная правительница, строгая и своенравная. Ведь именно Екатерину принято считать виновницей Варфоломеевской ночи. По мнению историков, именно она спровоцировала массовое убийство гугенотов во Франции, устроенное католиками в ночь на 24 августа 1572 года. Беспощадная, бесчеловечная резня в канун дня святого Варфоломея. В результате массовых погромов, последовавших за Варфоломеевской ночью, по всей Франции страшной смертью погибли около 30 тысяч протестантов (которых во Франции принято называть гугенотами).[4]


Édouard Debat-Ponsan, "One morning at the gates of the Louvre", 1880. Находится в музее Mairie de Clermont-Ferrand

И именно Екатерина Медичи имеет самое прямое отношение к истории, которую я вам хотела бы рассказать сегодня. Речь о реальных событиях того времени, которые легли в основу сказки "Красавица и чудовище", более известной в русскоязычном пространстве под названием "Аленький цветочек".


Каждый камень Блуа дышит историей - трудно относиться к улицам этого города без должного уважения. При этом современная жизнь кипит там совсем по-соседски задорно и уютно.

Blois, France
Водосток на фасаде здания крыла Луи XII - короля Франции в начале 16 века. Он был отцом следующей королевы Франции и дядей её супруга - короля Франциска I.

Учитывая то, что в замке Блуа проживало несколько поколений королей и каждый перестраивал его на свой вкус и лад, там было, на что посмотреть.
Blois, France
Скульптура Луи XII в натуральную величину. Расположена над порталом с входом в замок, и обозначает его с 1502 года. Кстати, сам Луи родился именно в Блуа и правил Францией именно из этого замка.

Blois, France
Крыло, постороенное Францем I, в котором так же находятся покои Екатерины Медичи и её супруга. Вид со стороны часовни.

Один из экспонатов выставки (на фото ниже в покоях Медичи за кроватью в левом углу комнаты) меня весьма заинтересовал: портрет маленького ребёнка с волосатым лицом - обезьяноподобная девочка Антонина Гонсальвус.
Blois, France
Покои Екатерины Медичи в крыле замка Франца I

Вот портрет поближе. Судя по одежде, речь шла о девочке дворянского происхождения, которая держит в руках свиток с историей своей маленькой жизни.
Blois, France

Электронный гид упомянул лишь вскользь эту работу, как некий экзотический подарок герцога такого-то герцогине такой-то. Но что эта работа делала в покоях Екатерины Медичи? Кто-то из туристов громко обсуждал, что эта девочка - одна из отпрысков Медичи, и человек это знает наверняка! Но меня взяли сомнения. Если девочка настоящая и действительно королевский отпрыск, то с такой генетикой в роду французских королей одной такой особью явно бы не обошлось. Эта работа заняла моё воображение. Результаты поисков превзошли все ожидания. Не перестаю удивляться, какие огромные миры скрываются за, казалось бы, невзрачными вещами.

Blois, France
Цветные тени от оконных витражей в замке Блуа.

История волосатой девочки тесно переплетается с историей жизни самой Екатерины Медичи. Я так и не нашла информацию о том, как портрет Антонины оказался в комнате, в которой умерла знаменитая Медичи, но теперь хотя бы примерно понимаю, почему.

Думаю, многие слышали уже о том, что Екатерина Медичи - отпрыск олигархического купеческого семейства - попала во французский королевский дом и даже на долгое время оказалась правящей королевой Франции при своих сыновьях. Поэтому буду краткой.

Женитьба в королевских домах была, как известно, делом политическим. С чувствами и эмоциями она не имела ничего общего. Так и в случае с Екатериной Медичи и Анри Валуа (Генрихом II). Молодых людей поженили по политическим соображениям. Франциск I - папа Генриха II, претендовал на тогдашний Милан и другие земли в Италии, поэтому нуждался там в сильных союзниках.


Чезаре Муссини, "Франциск I, король Франции, у постели умирающего Леонардо да Винчи", 1828г., масло, холст

Родители Екатерины Медичи умерли сразу после рождения девочки, но, благодаря матери, малышка была одной из самых богатых наследниц Европы и прямой родственницей правящей верхушки католической церкви.[7] И тем не менее, брак с королевской семьёй состоялся только потому, что Екатерина должна была выйти замуж за второго сына Франциска I, а не за первого. Поэтому свёкр услужливо согласился на брак "дочери бакалейщика" с принцем. Хотя так называемая "дочь бакалейщика" на тот момент была с лёгкой подачи её опекуна принцессой Урбинской, а семья Медичи - правящей и одной из самой влиятельных в Италии и в Ватикане.


Alexandre Menjaud (1773-1832), "Francois I and La Belle Ferroniere", 1810, Stair Sainty Gallery, London

К слову, опекуном Екатерины после смерти родителей был её двоюродный дедушка - Папа римский Лев X (Медичи). Позже другой Папа римский - Климент VII - тоже двоюродный дедушка Екатерины и выходец из семейства Медичи, благополучно устроил брак осиротевшей и богатой внучатой племянницы, которая к тому времени натерпелась всякого во время войн вокруг Флоренции - от лишений и жизни маленьким ребёнком в монастыре в нечеловеческих условиях, до унижений и угроз расправы. 11-летнюю Екатерину даже хотели сделать проституткой, лишь бы отомстить семье Медичи и Клименту VII.[7]

Blois, France
Редкие водостоки в форме людей. Находятся в музее скульптур в крыле Франциска I в Блуа.

В итоге, на глазах неверующей знати, "дочь бакалейщика" ступает полноправной хозяйкой в королевский дом: Екатерина в нежном возрасте 14 лет выходит замуж за Анри, который был всего на 14 дней старше супруги. Позже с невестой оказалось как в том анекдоте про мальчиша-плохиша: "И варенья не дали, и с ребятами нехорошо получилось". Потому что Франциск I не получил ни богатого приданного невестки - Ватикан отказался отдать пригретые миллионы, ни поддержки по завоеванию земель, и наследников нелюбимая мужем Екатерина стала рожать уже под угрозой развода и после продолжительного лечения много лет спустя после свадьбы.[7]

Blois, France
Официальный вензель Екатерины (C - Caterina) и Генриха II (H - Henri)

Любопытно, что на картинах того времени в момент свадьбы принца Генриха изображают чуть ли ни мужчиной 40 лет. А на деле перед вами 14-летний мальчик. Можете себе представить? Кстати, посредине стоит Папа римский Климент VII - двоюродный дедушка Екатерины. Справа - сама Екатерина Медичи в возрасте 14 лет.


Фрагмент картины "Свадьба Екатерины Медичи с герцогом Генрихом Орлеанским" кисти Jacopo Chimenti, 1600. Холст, масло, Florenz, Galleria degli Uffizi. Источник.

Свадьба по своему богатству и убранству затмила тогда все предыдущие в Европе. Климент VII хотел любой ценой закрыть рты тем, кто называл Екатерину дочерью бакалейщика.

"Свадьба Екатерины Медичи с герцогом Генрихом Орлеанским" кисти Francesco Bianchi Bonavita (1603–1658), 1627. Холст, масло. Находится в частной коллекции. Продано Sotheby’s, 21. April 1993, Lot 31. Источник

По свидетельствам источника [7] платья и украшения на свадьбу подбирала одна из самых важных персон эпохи Возрождения - „La prima donna del mondo“ - Изабелла д’Эсте, которая была музой Леонардо да Винчи, самой известной покровительницей искусств того времени и славилась своим превосходным вкусом.


Слева: Isabella d’Este, рисунок Леонардо да Винчи (1499), по центру: Mona Lisa in Prado (скорее всего копия), справа: Mona Lisa in Louvre (1502–06) [10]

Обратите внимание на серьги в ушах Екатерины на фрагменте ниже. Это были настоящие серьги из жемчуга необычной вытянутой формы. Если вы помните, обычно природа создаёт жемчуг шарообразной формы. Позже Екатерина подарила их своей невестке - красавице Марии Стюарт. После казни последней серьги стала носить её палач - никто иная, как Елизавета I. Вот вам и "дочь бакалейщика", которая даже в таких мелочах оказывала своё влияние на европейские королевские дома того времени.


Фрагмент картины "Свадьба Екатерины Медичи с герцогом Генрихом Орлеанским" кисти Jacopo Chimenti, 1600. Холст, масло, Florenz, Galleria degli Uffizi. Источник.

Итак, свадьба была более, чем помпезной. И как будто убранства и драгоценностей было мало, всего несколько лет спустя на коронование молодого Генриха II (он же Анри II на французский манер) в качестве подарка молодая пара получила нечто совершенно необычное - ликантропа (волка-оборотня). [11] Придворные не могли поверить своим глазам. Никому ещё не доводилось увидеть верфольфа живьём, хотя о нём существовало столько легенд! Любопытство сменилось ужасом. Ведь в ближайшее полнолуние это существо могло превратиться в монстра и разорвать всех на куски.[12]


Слева: Лукас Кранах Старший, "Атака вервольфа", гравюра на дереве, около 1512 года. Справа: Кадр с изображением оборотня из телесериала «Мрачные тени», 1969 год

Ликантропа поймали на одном из испанских островов и привезли в подарок молодой королевской чете в клетке, закованным в кандалы. Сейчас нам может показаться странным, что кто-то со страхами и предрассудками 16 века мог обрадоваться подарку в виде оборотня. Я уже молчу о том, насколько бесчеловечными были условия содержания предполагаемого верфольфа. Но свежеиспечённые король и королева действительно обрадовались, потому что это был воистину королевский подарок - диковинная, экзотическая "штука", которой не было ни у кого!


Кадр из фильма «Человек-волк» (англ. The Wolfman) с участием Энтони Хопкинса, 2010 год. Ремейк классического фильма 1941 года.

На маленькое волосатое существо натравили полк врачей, к удивлению которых волк оказался всего лишь маленьким волчонком 12 лет и не проявлял ни малейшей агрессии, даже умел говорить.[11] К тому же имел скорее жалкий и запуганный вид. Хотя тут же была выдвинута версия, что когда он вырастет - весь двор хлебнёт горя с оборотнем. Поначалу "детёнышу" кидали сырое мясо, которое он поедал прикованным к стенам холодной темницы. Но когда "подарок" в очередной раз вывели на смотрины Екатерине и Генриху, подняли и вопрос, что же теперь делать с этим малолетним обортнем: держать как зверя и выставлять напоказ в кунсткамерах Европы или же относиться, как к человеку.


Слева: Портрет Екатерины Медичи, справа портрет Генриха II кисти François Clouet, 1559.

Генрих слыл человеком мыслящим и образованным. Поэтому, к ужасу молодой и уже тогда нелюбимой супруги, он решился на эксперимент и приказал относиться к маленькому оборотню как к полноценному человеку и сделать из него учёного мужа. Мальца отмыли, причесали, стали кормить нормальной, горячей едой, а не ошмётками сырого мяса, одели как придворного юношу и поручили его образование придворным учителям.


Кадр из фильма Universum History, Gonsalvus - Die wahre Geschichte von 'Die Schöne und das Biest', 2013г.

К счастью мальчик оказался чрезвычайно способным и вырос прекрасно образованным мужчиной с хорошими манерами и изысканным вкусом. Изначально "зверёныша" звали Педро Гонсалес. Но по велению Генриха II мальчика переименовали на латинский манер - Петрус Гонсальвус (Petrus Gonsalvus). Видимо для того, чтобы подчеркнуть его статус учёного мужа. [13] Существуют свидетельства, что Педро, вопреки своей внешности верфольфа, слыл при дворе человеком вежливым, умным, образованным и порядочным. У него был дворянский титул и довольно широкий круг обязанностей человека с прекрасным образованием. Ему так же доверяли управление малыми хозяйствами и бухгалтерию.


Фрагмент портрета Петруса Гонсальвуса

Однако со скорой смертью покровителя Генриха II резко изменилась и судьба Педро. Екатерина не была намерена терпеть этого зверя в своём окружении. Но прекрасно понимала его диковинность и экзотическую ценность. Поэтому решила устроить свою маленькую "ферму" и размножать верфольфов для продажи или подарков редких волосатых детёнышей по всей Европе. Невесту было приказано найти самую красивую, крепкую и плодовитую, чтобы она возбуждала Гонсальвуса. Как говорят в фильме [11]: "Мы же не хотим, чтобы из-за уродства невесты монстр не захотел размножаться". По свидетельствам этого же фильма выбором невесты Екатерина занималась самолично (не было у тётки интернета - развлекалась, как могла). Красавица-невеста якобы до последнего не знала, за кого её выдают замуж, а возражать самой королеве не решилась. При этом упала на свадьбе в обморок.

Я думаю, что это глупости. Тогдашний королевский двор был маленькой деревней - все и всё обо всех знали. Думаю, что Педро побаивались, но были прекрасно осведомлены и о его добром нраве, и о его манерах, и о его состоятельности, благодаря покровительству самого короля. Невеста знала, на что идёт, и её семья понимали задолго до свадьбы, кому отдают дочь. Просто выбора у них не было. В итоге около 1573 года "чудовище" Петрус Гонсальвус женился на придворной красавице Екатерине Риффелин (Catherine Raffelin).

285.jpg
Girolamo Macchietti, Portrait of a Young Woman with a Bouquet, 1570

Кстати, на некоторых сайтах я встретила историю создания костюмов к новому фильму "Красавица и чудовище". И там как раз становится понятным, что дизайнер по костюмам Энн Хоулд-Вард (Ann Hould-Ward) вдохновилась портретом настоящей красавицы при создании костюмов к фильму. [18]



Хотя в интервью [18] она говорит, что руководствовалась только костюмами 18 века, с начала которого и известна сказка о "Красавице и чудовище". Об этом я так же рассказываю ниже.


Энн Хоулд-Вард в мастерской при мюзикле "Красавица и чудовище". Источник.

К разочарованию многих придворных, первая брачная ночь красавицы и чудовища прошла без особых происшествий, а через год у них появился первый ребёнок. К огромному облегчению Екатерины Риффелин, и к расстройству Екатерины Медичи, малышка была здоровенькой и розовощёкой - без волос по всему телу. То же самое "приключилось" и со вторым ребёнком - никакой волосатости и признаков ликантропии. Медичи рвала и метала.


Кадр из фильма 2017 года "Красавица и чудовище". В главных ролях Эмма Уотсон и Дэн Стивенс.

Однако, всё-таки из 7х детей Гонсальвусов четверо родились "волками" или как их ещё называли детьми-обезьянками. "Обезьянок" у Екатерины и Педро отобрали и раздарили, как котят, по различным дворам Евпропы.[11] Известны только крупицы о судьбе Антонины в ранние годы (та самая, чей портрет висит в покоях Медичи в Блуа). Что произошло с другими детьми - страшно подумать. Семья Гонсальвус не была рабами, но и свободными их назвать было трудно. Малышей стали передавать от двора ко двору как живой аттракцион. Людьми их, естественно, никто не считал. Каждый правитель Европы, который не мог заполучить подобную диковинку себе, заказывал портреты волосатых детей или красавицы с чудовищем.


Кадр из фильма режиссёра Юлиана Романа Пёльслерс (Julian Roman Pölslers) "Die Schöne und das Biest - die wahre Geschichte" в сотрудничестве с каналами ORF, ARTE и epo-film при поддержке Smithsonian Networks USA и BMUKK [14]

Естественно, были и извращенцы, которые хотели плотских утех и развлечений с волосатыми людьми-зверьками, а если не могли получить их, то просили портреты детей-обезьянок в обнажённом виде. Волосы дыбом становятся от одной мысли о том, через что прошла эта семья и особенно дети. Малышей считали некой живой игрушкой, с которой можно забавно провести время. Просто в голове не укладывается.


Кадр из фильма режиссёра Юлиана Романа Пёльслерс (Julian Roman Pölslers) "Die Schöne und das Biest - die wahre Geschichte" в сотрудничестве с каналами ORF, ARTE и epo-film при поддержке Smithsonian Networks USA и BMUKK [14]

Хочется мрачно пошутить, что сейчас бы за этих детей как минимум организация по защите прав животных вступилась. Потому что о нормальной жизни людей с гипертрихозом (лат. hypertrichosis от др.-греч. "чрезмерная волосатость") - а именно так называется это редкое генетическое заболевание - говорить не приходится. Этой болезнью страдает по свидетелству источника [11] не больше 50 человек по всему миру, поэтому особыми исследованиями в этом направлении никто не занимается. А жизнь с такими внешними данными до сих пор сложно назвать нормальной.


Источник

В то же время по свидетельству источника [16] дети-обезьянки или дети-волки семьи Гонсальвус росли с родителями в Фонтенбло, где Генрих II им выдал часть парка, чтобы семье никто не мешал. Это как минимум странно, потому что источник [11] утверждает, что женитьба красавицы и чудовища произошла после смерти Генриха. И эта версия по всей видимости более правдоподобная, потому что в момент свадьбы в 1573 году Генрих был уже много лет как мёртв (он погиб в 1559 году). А сама Антония, более известная под именем Тойнина Гонсальвус (Tognina Gonsalvus) жила при дворе Маргариты Пармской (итал. Margherita d'Austria, Margherita di Parma; 1522- 1586), которая сыграла большую роль в истории Нидерландов и даже была некоторое время губернатором объединённых земель как внебрачная дочь Карла V.


Фрагмент портрета Маргариты Пармской кисти Антониса Мора, 1562, Берлинская картинная галерея. Источник.

С Антонии Гонсальвус было сделано очень много портретов, которые рассылались Маргаритой Пармской как подарки знатным особям Европы. О судьбе девочки многие знали именно благодаря картине, на которой она держит в руках свиток с историей своей жизни, где упоминаются имена родителей, место и год рождения. Портрет Антонии приписывают кисти художницы Лавинии Фонтаны (итал. Lavinia Fontana, 1552-1614).


Слева: автопортрет Лавинии Фонтаны 1577 года, портрет кисти Лавинии девочки-обезьянки Антонии Гонсальвус, 1585, находится в музее Блуа в покоях Екатерины Медичи

И хотя подобные истории о союзах красавиц и чудовищ были известны ещё с Античности, именно история родителей Антонии - Педро и Екатерины - была на слуху и передавалась из поколения в поколение. Причём сам Педро вёл записи, из которых следовало, что у него были внуки. Только история умалчивает, была ли у них печальная наследственность и что с ними произошло в дальнейшей жизни. По этой причине я уже заказала и жду из библиотеки книгу Roberto Zapperi: Der wilde Mann von Teneriffa. Die wundersame Geschichte des Pedro Gonzalez und seiner Kinder. C.H. Beck, München 2004 - "Дикий человек с Тенерифы: Необычная история Педро Гонсалеса и его детей". Вероятно с должным доступом к архивам королевского дома в Фонтенбло и других знатных семей можно было найти следы потомков настоящих красавицы и чудовища.

И только в 18 веке историю Екатерины и Педро записала и приукрасила французская писательница Габриэль-Сюзанн Барбо де Вильнёв (фр. Gabrielle-Suzanne Barbot de Villeneuve, 1695-1755)[19], увековечив тем самым героев моего рассказа в сказке "Красавица и животное" (оригинальное название "La Belle et la Bête").

К сожалению Гугл первым делом находит изображения однофамилиц писательницы или других женщин-писательниц той эпохи. Например, в качестве портрета Габриэль в Гугле красуется изображение другой талантливой писательницы - Софьи Фёдоровны Ростопчиной, в браке графини де Сегю́р. Я не ручаюсь за то, что портрет ниже действительно изображает Габриэль, но его хотя бы показывали в документации [11]. Будем надеяться, что у них было больше информации, чем у меня.


Слева: Фрагмент работы Louis Carrogis Carmontelle "Madame de Villeneuve", 1759, Musée Condé. Справа: титульный лист книги Contes de Madame de Villeneuve.


Beauty and the Beast as depicted in an 1875 illustration by the British artist and writer Walter Crane.

Сейчас уже известно, что позже эту сказку, без указания авторства, переняла, сократила и несколько переписала другая французская писательница Жанна-Мари Лепренс де Бомон (фр. Jeanne-Marie Leprince de Beaumont, 1711-1780). И как это часто бывает, именно плагиат - более короткий и удобоваримый - получил более широкое распространение. Сказку стали передавать из уст в уста и рассказывать детям на ночь, причём искренне считать, что у неё "слова и музыка" - народные. Так её записал со слов народа и сделал своей и Аксаков с его "Аленьким цветочком". И можно сколько угодно говорить, что Аксаков создал новое, самобытное языковое произведение, факт остаётся фактом, что все упомянутые выше сказочники и рассказчики - умышленно или нет - воспользовались плодами трудов Габриэль-Сюзанн Барбо де Вильнёв. Upd. И возможно плодами трудов Шарля Перро (фр. Charles Perrault, 1628-1703).


Слева портрет Сергея Аксакова кисти Ивана Крамского, справа иллюстрация к книге "Аленький цветочек" 1992 года авторства художника иллюстратора Бориса Диодорова

Настоящие красавица и чудовище закончили свои дни в Италии в местечке Каподимонте. "Чудовище" даже не получил записи в тамошних церковных книгах о смерти. Я надеюсь, что его не догадались похоронить на кладбище для животных. Хотя, думаю, что Педро уже было всё равно. Судя по всему, умер он несколькими годами раньше своей жены, а прожили оба достаточно долгую жизнь. [11]


Иллюстрация Йориса Хёфнагеля (Joris Hoefnagel), из книги "Animalia Rationalia et Insecta (Ignis)", акварель, гуашь и золото: 14.3 x 18.4 cm, National Gallery of Art Washington, около 1580.

Теперь же напоминание о печальной истории их жизни хранят стены Блуа в виде портрета их маленькой дочери Антонии. Хотя, судя по всему, семья Гонсальвусов там никогда не бывала. Но ведь именно Екатерина Медичи, которая встретила в замке Блуа свой последний час, решила "разводить" подарочных людей-обезьянок и сделала жизнь Педро, Екатерины и их детей невыносимой и унизительной. Теперь портрет "девочки-обезьянки", чьей судьбой так беспощадно распорядилась королева, висит у её смертного одра. Может быть в знак прощения. А может быть как укор и наказание безутешному духу королевы, который вот уже как сотни лет мечется в стенах загадочного Блуа.

Blois, France
Замок Блуа, вид на фасад крыла Франциска I

Blois, France
Крыши Блуа

Blois, France
Мост в Блуа

Источники
-------------------------
[1] Blois
[2] О Блуа на Википедии
[3] Екатерина Медичи
[4] Варфоломеевская ночь
[5] Ludwig XII
[6] Франциск I
[7] Caterina de’ Medici
[8] Климент VII
[9] Leo X
[10] Isabella d’Este
[11] Die Schöne und das Biest - die wahre Geschichte
[12] Ликантропия
[13] Pedro Gonsalvus
[14] Wolfsmenschen: "Ich bleibe anders"
[15] Гипертрихоз
[16] Tognina Gonsalvus
[17] Лавиния Фонтана
[18] Q&A with Beauty and the Beast Costume Designer Ann Hould-Ward
[19] Жанна-Мари Лепренс де Бомон
[20] Аленький цветочек
[21] Аксаков, Сергей Тимофеевич

Recent Posts from This Journal

Comments

conjure
Jun. 20th, 2018 12:45 pm (UTC)
Если вам интересно, я как минимум нашла имя итальянского сказочника, у которого подобная история была записана уже в 16 веке: Джова́нни Франче́ско Страпаро́ла (итал. Giovanni Francesco Straparola).
ksvitlana
Jun. 20th, 2018 02:40 pm (UTC)
спасибо! интересно очень. Возможно, история Гонсальвусов привела к наложению романтического сюжета на народный рассказ, а до этого это был просто ужастик, и красавицу съедали или вроде того :) Перро же сказки записывал со всеми ужасами и подробностями, а у француженок в произведениях уже любовь, доброта и милосердие.

Profile

conjure
{ Natalie Ratkovski}
www.floaty.de

Latest Month

September 2019
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by yoksel