{ Natalie Ratkovski} (conjure) wrote,
{ Natalie Ratkovski}
conjure

Category:

Делфтский фарфор, Тюльпаномания и другие страсти по синему

В моё последнее посещение Рейксмюсеум (нидерл. Rijksmuseum) — художественного музея в Амстердаме, который по праву считается одним из самых посещаемых художественных музеев мира, я обратила внимание на странные вазы в витринах. На первый взгляд они выглядели как экзотическая керамика из Азии, которую можно так часто увидеть на картинах старых мастеров нидерландской живописи 17 века. Ведь, как я уже говорила в статье о лесном (голландском) стекле, нидерландцы Золотого века были непревзойдёнными мастерами торговли и добычи ресурсов.

Только выглядели эти вазы на первый взгляд несколько странно: было не совсем понятно, для чего нужна ваза, в которую нельзя поставить весь букет целиком. Учитывая то, что в Нидерландах такую вазу можно встретить чуть ли ни в каждом сувенирном магазине, первая мысль у меня была не самая добрая. Как будто это одна из тех вещей, которые в современном хозяйстве можно смело назвать обесценивающим "пылесборник". Но вы наверняка уже догадываетесь, что не всё так просто с этими вазами.

Rijksmuseum, Amsterdam


Тюльпанная лихорадка
Я уже многократно упоминала в своих рассказах такое понятие как «Тюльпанная лихорадка», вернее «Тюльпаномания»[4]. Речь о первом серьёзном провале в истории биржи в 17 веке в Нидерландах, когда лопнул мыльный пузырь торгов редких сортов тюльпанных луковиц. За необычные тюльпаны, купленные по 20-кратной цене до обвала, на следующий день не дали ни гроша. Виновником этого события считают лабильную человеческую психику. Исторические торги проходили в голландском Алкмаре (нидерл. Alkmaar) - на родине нашего современника художника Германа де Фриса (Herman de Vries, 1931). Тюльпоманию ещё иногда называют чёрной пятницей Алкмара.[3] (Подробнее об этом в посте о Тюльпаномании часть I & часть II).


Кадр из фильма «Тюльпанная лихорадка», 2017 год

Нидерланды в 17 веке переживали "Золотой век" и были магнитом для охотников за богатством, торговцев, учёных, художников и вольнодумцев со всей Европы. Правительство молодого государства предоставляло большие религиозные свободы своим гражданам, потрясающие возможности для образования и огромное поле для заработка хороших денег.[5] Как следствие, у молодой нидерландской республики выросла не только численность населения, но и благосостояние. Даже рядовые граждане Нидерландов могли позволить себе люксус: богатые украшения, дорогую одежду, ткани и бумагу, редкие пигменты, фарфоровую утварь, а так же экзотические цветы - тюльпаны. Ведь до обвала тюльпанной биржи в феврале 1637 года в Алкмаре они были символом неслыханного богатства и продавались исключительно поштучно. Причём стоили они так много, что нидерландские богачки украшали себя тюльпанами вместо золота и драгоценностей.[3] Тюльпанной лихорадкой были охвачены почти все граждане Нидерландов. Для сравнения, предполагаемому учителю Рембрандта — Якобу ван Сваненбургу (нидерл. Jacob van Swanenburgh, 1571-1638) для того, чтобы заработать один гульден, нужно было написать три тюльпана. [10] На бирже в Алкмаре некоторые луковицы продавались по цене до 6000 гульденов, что действительно превосходило по своей стоимости и золото, и бриллианты. Тюльпаны выращивали, чтобы продавать и торговать на бирже. Они пользовались спросом у многочисленных художников и их хотели видеть в своих домах богатые горожане.


Jacob Marrel, AN OVERTURNED VASE OF FLOWERS RESTING ON A LEDGE, 1669, oil on canvas, 35.5x43.3cm Репродукция отсюда.

Кстати, помните, что я уже рассказывала, что особенной популярностью пользовались пламенные тюльпаны? И что многие поколения селекционеров сломали себе голову над проблемой их размножения. Никто не мог понять, почему иногда из одной и той же луковицы на будущий год вырастал совсем другой цветок. В ход пускались всевозможные ухищрения от связывания двух половинок различных луковиц до подкрашиваний и алхимии.[3] Секрет непредсказуемости разгадали только в 20 веке. Причиной прекрасной пламенной окраски была и есть болезнь растений, которую вызывает Мозаичный вирус.


Фото отсюда


Достойная оправа для экзотических цветов - специальная ваза
В 17 веке никто ещё не знал о существовании мозаичного вируса, а для прекрасных, дорогих и экзотических цветов, тем более если их лепестки украшали языки пламени, нужна была достойная оправа. Ею и стали специальные вазы для тюльпанов, придуманные нидерландскими мастерами. Я выше говорю как раз, что цветы были такими дорогими и редкими, что их продавали исключительно поштучно. Новомодные вазы позволяли богатым горожанам выгодно демонстрировать свой достаток в виде экзотических тюльпанов.


Делфтская ваза для тюльпанов. Вторая половина 17 века. Источник.


The iconic tulip vase (Photo credit: LM Flower Fashion) via

Тюльпаны в специальных вазах в работе нашего современника - испанского художника Хосе Эскофета (исп. Jose Escofet, 1930)

Хосе Эскофет, 1988-1991г. Источник.

Эти специальные вазы для тюльпанов имели самые необычные формы. Но их основной отличительной чертой была отдельная выемка для каждого стебля. Причём если в этих вазах не было цветов, они сами по себе служили прекрасным украшением интерьера. У знати большим спросом пользовались весьма дорогостоящие вазы-пирамиды. По фото плохо понятно, но все полочки вазы-пирамиды разбираются и собираются, как детская игрушечная пирамидка. Каждый "слой" представляет из себя самостоятельную вазу.

Здесь это огромная напольная пирамида. Её размер как раз хорошо считывается по стоящему рядом мужчине.
Rijksmuseum, Amsterdam

И вот такие небольшие пирамиды, которые служили украшением интерьеров.
Rijksmuseum, Amsterdam

Если вам интересно, как подобная ваза выглядит в разобранном виде, в прекрасном блоге Марты Стюарт есть целый репортаж о том, как правильно составлять композиции из тюльпанов с помощью таких пирамид: Arranging Tulips on Facebook [10]. Там очень много фото, загляните, не пожалеете.

Вот здесь вазу как раз разбирают по слоям и показывают детям, как это работает.

Источник

А здесь авторы и готовая композиция с цветами.

Источник

Как я уже упомянула выше, первые подобные вазы для тюльпанов придумали голландцы, но по ряду причин были сначала вынуждены производить товары в Китае. Однако такая ситуация продлилась недолго, потому что за дело взялись голландские мастера керамики из города Делфт - родины Яна Вермеера (Johannes Vermeer van Delft, 1632—1675).

Делфтский синий
Сине-белая изящная китайская керамика пользовалась огромной популярностью у знати. Однако из-за сложностей производства и трудностей перевоздки цены на неё были просто заоблачными.


Деталь работы Виллема Кальфа (Willem Kalf), Натюрморт с серебряным чайником, 1656, находится в Рейксмюсеум в Амстердаме. Источник.

Нежнейший китайский фарфор был намного тоньше и изящнее тех керамических вещей, которые производились в самой Голландии или по соседству.

Still life with Ewer and Basin, fruit, Nautilus Cup and other object, Willem Kalf, c. 1600. Museum Thyssen, Madrid. Источник.

По свидетельству музея искусства и ремесла в Гамбурге [11] у китайцев был достаточно хитрый процесс производства, выработанный веками. Ещё до обжига изделия из глины расписывали оксидом кобальта - как раз тем самым прекрасным синим. Поверх филигранного рисунка наносили прозрачную свинцовую глазурь и только потом отправляли предметы на обжиг так, чтобы узоры сплавлялись под высокой температурой одновременно с поверхностью глины и с самой глазурью. Свинцовая глазурь так же делала цвета на посуде особенно сочной и яркой.[15]


Пример изделия из фарфора с синей росписью. Источник.

Для того, чтобы удовлетворить быстро растущий спрос на сине-белую посуду, делфтские мастера керамики стояли перед довольно тяжёлой задачей. Им нужно было попытаться повторить процесс производства китайского фарфора, хотя он содержал слишком много неизвестных: каким был точный химический состав, какова была температура обжига и пр. Решению производить более дешёвую сине-белую керамику на Родине последовала череда экспериментов. В процессе выяснилось, что популярную китайскую посуду производили из каолина - специальной белой глины, которая водилась в то время только в отдалённых горных регионах Китая. Слово 'каолин' происходит от китайского gāo lĭng = высокие горы. Речь о глине из местечка Гаолинг в юго-восточной провинции Китая Цзянси, где впервые и был обнаружен каолин, известный так же как "фарфоровая глина".[13]


Залежи белой фарфоровой глины в Китае. Old limestone and kaolin quarry to produce china clay and porcelain. Источник.

Голландским мастерам пришлось поднапрячься, чтобы придумать достойную альтернативу. Так на свет появилась сине-белая голландская керамика, которая очень походила на китайскую, но отличалась по своему составу. Голландцы придумали покрывать обычную глину белой цинковой глазурью, а синюю роспись просто имитировали по белой глазури. Да, делфтская керамика была намного толще китайской, но была не менее прочной и к тому же красивой. Позже голландские мастера сочетали ориентальные мотивы росписи с типично голландскими - мельницами, кораблями и прочим.

По фото ниже как раз видно, что обычную керамику просто подкрашивали. В ней нет сквозного белого, если можно так выразиться, как в китайском фарфоре из каолина.


Источник.

Делфтскую керамику стали звать Делфтской синей (нидерл. Delfts blauw). Расхожее название на русском - Делфтский фарфор [16]. На мой взгляд этот перевод сильно вводит в заблуждение, потому что речь здесь идёт всего лишь об имитации фарфора - о фаянсе, который расписывали белой и синей глазурью и лишь имитировали внешний вид китайского фарфора. И только когда каолин - фарфоровую глину нашли в 18 веке и на территории Европы, Делфтским синим стали называть любую посуду с сине-белой росписью: и фаянсовую, и фарфоровую, причём даже если её больше не производили в Делфте. На мой взгляд просто стоит запомнить, что расхожее название на языке производителя - Делфтская синяя или Делфтский синий (Delfts blauw или Delfts blue) или в крайнем случае называть это добро Делфтской керамикой, но никак не фарфором!

Кстати, обратите ещё раз внимание на первую фотографию в этом посте. Тюльпанные вазы на ней расписаны синим и красным. Цветная роспись была так же весьма характерна для делфтских мастеров, потому что им не нужно было придерживаться многовековой традиции китайского фарфора и можно было экспериментировать с самыми разнообразными цветами глазурей, потому что они использовали метод многоразового обжига при низких температурах. Сначала обжигались глиняные сосуды сами по себе, потом покрывались белой глазурью в качестве грунтовки и расписывались синей глазурью поверх белого. Всё это добро обжигалось. Для позолоты была уже дополнительная ступень обжига. Возможным это было как раз потому, что фаянсовая посуда более толстая, чем фарфоровая - можно было экспериментировать.

Rijksmuseum, Amsterdam

Популярность делфтской керамики
После женитьбы Вильгельма III, принца Оранского (нидерл. Willem Hendrik, Prins van Oranje; 1650 — 1702) на королеве Марии II, Стюарт (англ. Mary II; 1662 — 1694) молодожёны отправились в Гаагу. Там Мария просто влюбилась в голландский ориентальный "фарфор" и заказала у делфтских мастеров целую серию ваз и всевозможных керамических изделий для своих дворцов как в Нидерландах, так и в Англии. Именно королева Мария II была огромной поклонницей цветов в интерьере и насчитывала в своей коллекции керамики самое большое количество экзотических ваз, про которые мы уже знаем, что они тюльпанные. И хотя брак был неудачным и бездетным, голландцы полюбили Марию. А она словно в благодарность позаботилась о том, чтобы Делфтский синий был модным во всех уважающих себя дворянских и знатных домах. [5]

Вот здесь я как раз сфотографировала керамические бюсты Вильгельма и Марии, выполненные в стиле Делфтской синей керамики.

Rijksmuseum, Amsterdam

Не в последнюю очередь благодаря Марии на свет стали появляться самые причудливые объекты - от шкатулок и декора до известных нам со времён Петра I голландских плиток для камина и кухни.

Rijksmuseum, Amsterdam

Rijksmuseum, Amsterdam

Даже скрипка из керамики
Rijksmuseum, Amsterdam

Здесь как раз на заднем плане видно, что плитки были не всегда маленькими, как мавританские из Испании, но и массивными, как картины.

Rijksmuseum, Amsterdam

Фарфоровая лихорадка
Особенная любовь знати к сине-белой делфтской керамике привела к тому, что её стали производить не только в Делфте, но и по всей Европе, в том числе в Англии и во Франции. В 18 веке некоторые мастерские уже даже подделывали логотип делфтских мастеров, а изделия было действительно довольно сложно отличить - где оригинал, а где высококачественная подделка. К слову, в самом Делфте было сразу несколько керамических мастерских. Сейчас осталась только одна Royal Delft, которая производит тюльпанные вазы с разбросом цен от 25 до 5000 евро [18]. Зато Делфтский "фарфор" по праву считается национальным достоянием Нидерландов и неотделимой частью истории развития этой прекрасной страны.


Источник.


Источник.

Так что вот такие они непростые эти вазы, в которые не поставишь целый букет, но обнаружишь целый пласт истории развития Европы.

--------------------
Источники

[1] Rijksmuseum Amsterdam на Википедии
[2] Rijksmuseum Amsterdam, сайт музея
[3] Документальный фильм немецкого телеканала Phoenix «Тюльпанная лихорадка»
[4] Тюльпомания
[5] Holländische Malerei
[6] Триллер «Тюльпанная лихорадка», вдохновленный аукционом старых мастеров
[7] Tulpenmosaikvirus
[8] JOSE ESCOFET
[9] Kunsthandwerk
[10] Arranging Tulips on Facebook
[11] Мuseum für Kunst und Gewerbe Hamburg
[12] Delfter Blau
[13] Каолин в русскоязычной Википедии, Kaolin в немецкой Википедии
[14] 5 Dinge, die Sie über Delfter Blau noch nicht wussten
[15] Bleiglasur
[16] Делфтский фарфор
[17] Вильгельм III Оранский
[18] Royal Delft


Tags: amsterdam, design, exhibition, insta, Нидерланды, истории, керамика, мои статьи, разные культуры, удивительное рядом, художнику на заметку
Subscribe

Posts from This Journal “мои статьи” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 25 comments