?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Наверняка многие из вас уже слышали, что толчком для развития пленэрной живописи, а именно импрессионизма, стало изобретение некой маленькой штучки. Той самой, без которой сейчас трудно представить быт любого современного человека, не только художника. Речь конечно же о тюбике для хранения и более удобного использования пастозных смесей.

Именно металлический тюбик произвел в своё время переворот в области хранения самых различных средств - от зубной пасты и крема до масляной, акриловой, гуашевой и акварельной краски. Существуют даже мнения, что если бы ни тюбик с удобным закручивающимся колпачком, то не было бы на свете ни знаменитых кувшинок Моне, ни прекрасных танцев в парке Ренуара, ни буйных ландшафтов Сезанна.[1]


Пьер Огюст Ренуар, «Бал в Мулен де ла Галетт», 1876. Находится в Париже в Музее де Орсе.

Я не соглашусь с этим, потому что во-первых, несколько поколений художников работали задолго до импрессионистов на пленэре и как-то обходились без того, чтобы выдавливать краску из тюбиков. Заблуждение про взаимосвязь тюбиков с импрессионизмом скорее всего берёт свои корни в довольно эмоциональном и известном высказывании Ренуара (Пьер Огюст Ренуар, фр. Pierre-Auguste Renoir, 1841-1919): «Без тюбика для краски не было бы ни Сезанна, ни Мане, ни, может быть, импрессионизма».[7] К моей радости в интернете есть ещё люди, которые так же, как и я сама, не доверяют копи-пейстной информации (в том числе и в Википедии) и возмущаются подобному преуменьшению заслуг импрессионистов до размеров тюбика с краской.[2] Как бы там ни было, сложно отрицать, что именно появление тюбиков для краски революционировало процесс работы над картинами и облегчило жизнь художника, в том числе и в условиях пленэра.

Изобретение это сравнительно молодое - ему 177 лет. Его автором стал наш коллега-художник, которому надоело каждый раз заготавливать смеси для живописи и чахнуть над ними, как царь Кощей над златом. Ведь пигменты, масла и наполнители стоили слишком больших денег, чтобы разбрасываться ими по палитрам и баночкам, а процесс изготовления смеси, пригодной для живописи, был и остаётся достаточно трудоёмким. Речь об американском художнике Джоне Гоффе Рэнде (амер. John Goffe Rand, 1801-1873). Именно он вошёл в историю не как достаточно талантливый портретист, а как изобретатель очень удобной для художников вещи - тюбика для красок.


Слева автопортрет Джона Гоффа Рэнда, масло по дереву. Находится в музее Smithsonian American Art Museum. Репродукция отсюда. Справа вверху - история развития тюбиков производителя красок Winsor & Newton (фото отсюда), справа внизу - технология наполнения тюбиков краской этого же производителя (фото отсюда).

Представьте только, что прежде чем приступить к работе, художнику нужно было создать для каждого оттенка собственной палитры свежую пастозную смесь краски из пигментов и масел (в основном использовали льняное). Для этого пигменты нужно тщательно растирать, следить за точными пропорциями для нужной интенсивности цвета и так далее. Процесс этот был и остаётся достаточно времязатратным. При этом смеси можно было хранить только ограниченное время и заготавливать лишь небольшими порциями. Кстати, это информация для размышления для всех тех, кто думает, что художники писали только с приходом музы. Там могла любая муза усохнуть, пока подготовишься к работе.


Фото отсюда


Фото отсюда

Рэнд, как и многие другие художники, бился достаточно долго над тем, чтобы многократно использовать заготовленные краски в подготовленных для них ёмкостях, пока не придумал хранить их в плотно закрывающихся свинцовых трубках без доступа воздуха. 11 сентября 1841 года он запатентировал своё изобретение и приложил к нему следующее описание: «Моё изобретение - метод хранения красок и других жидкостей, посредством наполнения их в металлическую трубку. Она может изменять свою форму посредством простого сжатия так, чтобы смесь выступала из сосуда через отверстие с закручивающимся колпачком. Таким образом жидкость можно выдавливать из тюбика и герметично закрывать».[9]


Слева автопортрет Джона Гоффа Рэнда, масло по дереву. Находится в музее Smithsonian American Art Museum. Репродукция отсюда. Справа патент тюбика. Archives of American Art, Smithsonian Institution. Изображение отсюда.


Знаменитая лондонская компания Winsor & Newton, красками которой сейчас работают художники во всём мире, купила патент на изготовление тюбиков в том же 1841 году. Тюбики с маслом, а позже с гуашью и акварелью, тут же пополнили палитру продукции компании. С огромным успехом между прочим. Ведь многие художники были впечатлены новообретенной свободой легко хранить и транспоритровать краски, причём не только в условиях пленэра, но и в мастерской.


John Singer Sargent, An Out-of-Doors Study, 1889

Кстати, обратите внимание на фото ниже под названием "История развития тюбиков...". У самого Уильяма Винзора - учёного и соучредителя фирмы "Winsor & Newton" - уже была идея подобного сосуда для хранения красок до изобретения Рэнда. Проблема была в том, что тюбики Винзора были скорее шприцами и как минимум для транспортировки были совершенно непригодными. Любопытно, что на странице W&N упорно нигде не стоит имя Рэнда как изобретателя тюбика, но рядом с металлическим тюбиком красуется имя Винзора:"... is patented by William Winsor" [10]. На мой взгляд это большой минус W&N, что они не указывают имя настоящего изобретателя тюбика для краски. Осадочек остаётся, когда видишь такое у одного из мировых лидеров по изготовлению материалов для художников.


История развития тюбиков компании Winsor & Newton 1840-1911. Фото отсюда.


Уильям Тёрнер, "Дождь, пар и скорость", 1844 г. По свидетельству компании Winsor&Newton картина была написана с помощью масла в тюбиках их же изготовления. [10]

Но как же на пленэре работал тот же Джон Констэбль (англ. John Constable, 1776-1837) до изобретения тюбика? Ведь ещё мнение Констэбля о технологиях живописи расходились с установками, сложившимися в художественных кругах того времени. Например, большинство художников лондонской Королевской академии считали, что необходимо отдавать предпочтение воображению и отдавать должное работам старых мастеров, а не самой природе. Из писем Констэбля известно, как его угнетало подобное положение вещей: «Когда я сажусь писать этюд с натуры, первое, что я делаю, стараюсь забыть все те картины, которые я видел ранее». (Оригинальный текст: «When I sit down to make a sketch from nature, the first thing I try to do is to forget that I have ever seen a picture»).[12]


John Constable, Wivenhoe Park, 1816. National Gallery of Art, Washington

Констэбль создавал для своих картин большое количество предварительных этюдов с натуры (в том числе и маслом), для того чтобы добиться наиболее подходящего композиционного решения. Они имели очень свободный и энергичный мазок и считаются сейчас революционными для конца 18 начала 19 века. Лично я смотрю на этюды Констэбля, как на репродукции ниже, и понимаю, что идеи развития пейзажной живописи в совершенно новом направлении не только в Париже витали в воздухе.


John Constable, Seascape Study with Rain Cloud, c.1824. Royal Academy of Arts, London

Но как же именно ещё Констэбль и другие "пленэристы" работали маслом с натуры и транспортировали его? Для этого достаточно присмотреться к трём первым объектам на фото "История развития тюбиков...". Пастозные смеси для живописи транспортировали для большей надёжности в эластичных мочевых пузырях. Стеклянные склянки обычно не выдерживали трудностей перевозки и бились. Поэтому в основном в ход шли очищенные и вымытые свинные мочевые пузыри. Их наполняли красками так же, как наполняют до сих пор фаршем для колбасы. Для транспортировки мочевые пузыри, наполненные смесями, завязывали или запаивали сургучом. Естественно, когда такой пузырь раскрывался, краску нужно было использовать в достаточно короткие сроки до её полного высыхания.


Здесь слева высушенные свинные мочевые пузыри, справа колбаса, наполненная в один из таких пузырей. Фотографии отсюда.

О том, что прочность и эластичность мочевых пузырей ценилась у людей как в хозяйстве, так и для игры, известно ещё из записей средневековья. Хотя я думаю, что использовали их уже задолго до первых письменных упоминаний. Кстати, первые детские мячи были тоже ни чем иным, как наполненными мочевыми пузырями животных.


Слева фрагмент картины У. Тэйта (1748–1806) «Дети со свиным пузырём». Справа фрагмент картины Ф. Гойя. «Дети, надувающие бычий пузырь», 1778

Современному художнику можно использовать металлические тюбики и для хранения собственных смесей своей палитры. Причём не обязательно начинать каждый раз с льняного масла и пигментов. Достаточно наполнять тюбики индивидуальными замесами, используя краски фабричного производства. Более подробно можно узнать об этом здесь.


Фото отсюда


Фото отсюда

Так что в следующий раз, когда вы возьмёте в руки тюбик зубной пасты, крема для рук или удобный и долго хранимый тюбик с краской, помните, что это чудо придумал и создал художник. А именно Джон Гофф Рэнд.

-------------------
Источники
[1] Never Underestimate the Power of a Paint Tube
[2] Shame on you, Smithsonian: paint tubes did not determine Impressionism
[3] Ренуар, Пьер Огюст
[4] Smithsonian American Art Museum
[5] John Goffe Rand — inventor of the collapsible tube
[6] Inside the Winsor & Newton Paint Factory
[7] Die Erfindung der Ölfarben-Tube
[8] A real squeeze: Paint in tubes
[9] John G. Rand erhält Patent für die verschließbare Bleitube
[10] Winsor & Newton timeline
[11] John Goffe Rand — inventor of the collapsible tube
[12] John Constable

Comments

dobrulitto
Jan. 31st, 2018 06:12 am (UTC)
Благодарю за интересную статью!

Profile

conjure
{ Natalie Ratkovski}
www.floaty.de

Latest Month

September 2019
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by yoksel