{Natalie Ratkovski} (conjure) wrote,
{Natalie Ratkovski}
conjure

Category:

Фотогеничность, агрессия и умение вызвать симпатию

В очередной раз поняла, что фотогеничность совершенно никак не связана с характером, внутренней сотканностью и даже внешними данными человека. Слишком многое зависит от самого фотографа и его техники. Ведь как бывает? В живом общении от человека просто сердце замирает - настолько он обаятельный, с тонкими чертами лица и ясным умом. Но на плёнке всё тухнет и гибнет, как будто его подменили. А какой-нибудь отпетый подлец и мошенник получается на снимке обаятельнейшей милашкой.

При этом почему-то принято считать, что по фото можно распознать, добрый человек или злой. Ведь если он хороший, то этого и фото не испортит. А между тем это большое заблуждение. Хотя бы потому, что всевозможные психологические тесты уже давно доказали, что восприятие изображений - вещь, сильно подверженная влиянию извне. Например, вот такая классика жанра. Участникам опыта подсовывают фото какого-нибудь милейшего дяденьки и намекают, что на самом деле он насильник и убийца. От этой "наводки" народ приходит в такой ужас и начинает так стараться найти в чертах лица совершенно невинного человека признаки психического расстройства, что даже формулирует совершенно чёткие обоснования, почему за вон ту родинку на носу его надо было ещё 10 лет назад отправить в места весьма отдалённые. Современная пропаганда в виде журналистов и телевизионщиков очень активно использует эту находку психологов 60х.

Кстати о восприятии. У меня недавно случилась дискуссия с одним человеком, который любит снимать людей (клиентов) крупным планом и искренне не понимает, почему подобные кадры могут кому-то казаться отталкивающими и восприниматься крайне негативно. Я уж молчу о том, что когда человек сам очень юн, ему трудно понять, что снятый близко ребёнок с его нежной и трогательной кожей - это мило. А взрослый, умудрённый опытом человек с грузом бессонных ночей на усталых веках - это совсем другое. Вообще морщины и плохая кожа - это отдельная тема. Или думаете актёры дураки, что купаются в гриме и наносят его на себя строительным мастерком? Потому что смотреть на обвисшую, усталую кожу лица совершенно посторонних людей местами так же "приятно", как на дряблую попу.

Поэтому, как правило, любой профессиональный и опытный фотограф или оператор учитывает не только "скульптуру" лица отдельно взятого человека, но и особенности восприятия изображений. Красиво сфотографировать взрослого человека - это целое искусство, которому много кому из современных, в том числе и модных фотографов, не помешало бы поучиться. Но что такое эта фотогеничность? Может это вообще миф и фотографу просто нужно более трепетно относиться к своим моделям и понимать, как показать человека более выгодно?

Исследовательская команда California Institute of Technology (Caltech) в Пасадене задалась как раз именно этим вопросом - что такое фотогеничность и по каким критериям зритель решает, насколько приятен ему тот или иной человек на фото.

Результат был неожиданным.

До недавнего времени считалось, что решающими факторами восприятия являются выражение на лице человека и особенности его построения. Например, соотношение ширины и высоты лица, расстояние между глазами и их размер (люди с маленькими и близко посаженными глазами выглядят в основном отталкивающе), а так же степень миловидности (детскости). Но оказалось, что любая ощущаемая гармония теряет всякий смысл, когда человек оказывается слишком близко от линзы и попадает под огрешное влияние её окружностей. Другими словами, чем ближе фотокамера находилась от лица фотографируемого, тем больше НЕдоверия и негативных эмоций испытывали зрители! Большинство исследуемых так же отмечали, что персоны, снятые крупным планом, казались им к тому же глупыми и лишёнными всякой компетентности.


Фото отсюда

Какая там школа Станиславского "подумайте о любимом и ваши глаза наполнятся негой". Сколько угодно наполняйте их негой, всё будет мимо, если камера слишком близко.

Причиной подобного негативного восприятия оказались лёгкие перспективые искажения лица на плоскости, которые многие люди регистрируют чисто интуитивно. Тысячи лет эволюции научили многих из нас за десятую долю секунды определять в первые мгновения знакомства степень привлекательности, компетентности или доброжелательности человека, а так же возможную угрозу. Другое дело, что многие из нас игнорируют свои природные позывы, за что потом горько расплачиваются.

Упомянутая выше команда исследователей Caltech протестировала восприятие более 900 персон - как в лабораторных условиях, так и в интернете. Всем участникам показывали по 2 снимка 40 различных людей. Обе фотографии одного и того же человека отличались только расстоянием фотокамеры к объекту съёмки - 45 и 135 см. Всё остальное - размер лица, освещение и пр. оставались неизменными. Участники теста должны были отметить, насколько люди на снимках кажутся им привлекательными, компетентными или вызывающими доверие. Так же многих из них просили указать, готовы ли они кому-то из товарищей доверить некую сумму денег и если да, то какую.

Подавляющее большинство участников теста отметили, что именно люди, сфотографированные слишком близко, вызывали скорее негативные эмоции - отталкивали. Основная отличительная черта "плохих" снимков была в том, что нос выглядел слишком большим, а уши слишком маленькими. Это вызывало когнитивный диссонанс у зрителей, потому что у людей на фото элементарно нарушалась привычная гармония построения головы.

Ещё одна причина негативного восприятия крупных планов в том, что большинство зрителей чувствуют себя неуютно. Как будто тот, кого видно так близко, вторгается без видимого разрешения в интимную зону наблюдателя. Ведь каждый из нас окружен невидимыми кольцами дистанций, на которые мы готовы подпусить только избранных. Посторонний человек, вторгающийся в интимную зону комфорта, воспринимается, увы, как агрессор. А как мы реагируем на опасность? Правильно, включаем программу самосохранения, стараемся оттолкнуть от себя неприятного человека, оказываемся в состоянии страха и ответной агрессии. Всё это оказывает огромное влияние на оценку опасности, с которой мы сталкиваемся. Автоматически такой человек для нас дрянь - неприятный, некрасивый и подлый.

И теперь представьте, что всё это мы проживаем за доли секунды и часто совершенно не понимаем, почему в восторге от одного снимка и в ужОсе от другого. И теперь представьте, что лично вас берётся фотографировать человек, который понятия не имеет о подобном эффекте и искренне считает, что вы просто дурак и ничего не понимаете в колбасных обрезках. Без комментариев, как говорится.

По всей видимости крупные планы лица имитируют для нас неприятную ситуацию вторжения постороннего человека в нашу астральную интимную зону.

Поэтому я счЕтаю, что как минимум фотографы и киношники просто обязаны знать о таком негативном эффекте и воздерживаться из соображений профессиональной этики от снимков людей (клиентов) крупным планом! Разве только их зовут Серджо Леоне или Тарнатино, и они снимают агрессивный итало-вестерн о диком, диком Западе.


Кадры из фильма Серждо Леоне "Однажды на Диком Западе" (ориг. название "Once upon a time in the West")

-----------------
Источники:
Зоны и уровни общения
Nahaufnahme des Gesichts macht misstrauisch
Als der Wilde Westen in Italien war
Почему одни люди фотогеничны, а другие нет?
Tags: film, insta, photographers, помоги себе сам, правила хорошего тона
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 9 comments