{Natalie Ratkovski} (conjure) wrote,
{Natalie Ratkovski}
conjure

Category:

Кто такой Тео фон Брокхузен

Часто случается так, что пока ты проживаешь какой-то этап жизни, он кажется надрывным и утомительным. А потом оглядываешься назад и понимаешь, что всё было так хорошо, солнечно и полезно для здоровья ума и тела. Типичный пример такого этапа - студенчество. Кажется, что так выматывают все эти бесконечные экзамены и подготовки, трудности с преподавателями и сокурсниками, бессонные ночи и тонны материала. А потом проходит всего каких-то 10 лет, и ты понимаешь, что это было сложное, но такое прекрасное время! Начала я так издалека вот почему.

Студенткой у меня было 4 долгих семестра по истории Модернизма. В Германии почти во всех вузах собственная система образования, отличная от других. Есть какие-то более менее общие рамки для всех вузов страны, но внутри заведения всё очень сильно зависит от обучающего и управляющего состава, если выражаться сухим языком. Так, в каких-то вузах принято формировать группы студентов, как в России и на постсоветском пространстве. Там ученики проходят все 4-5 лет обучения вместе, ведомые заготовленной программой образования. А где-то, как в вузе г. Дортмунд, в котором училась я, студенту просто выдают список всех предметов с пометкой, сколько семестров обязательны к посещению того или иного курса. За планирование и выполнение учебного графика студент сам в ответе. Например, типографика - 2 семестра, ИЗО - 2 семестра, живопись - 4 семестра и так далее. Можно было за один семест походить к разным преподавателям по типографике и "набрать" свои 2 семестра за один срок, а можно было действительно год ходить к одному и тому же преподавателю. Причём были предметы, обязательные к посещению на базовом курсе обучения (так называемый Grundstudium продолжительностью порядка 4-5 семестров) и на основном (Hauptstudium тоже порядка 4-5 семестров). Так, у меня была типографика для начинающих на базовом курсе, а потом ещё 2 семестра типографики для продвинутых, как бЭ, на основном курсе. То же самое с историей искусства. Кстати, посещать лекции основного курса можно было только после того, как были сданы экзамены на базовом курсе. Повторюсь, как именно, в какие дни и к каким профессорам ходить студенту, чтобы отработать весь список, было предоставлено только на его, студента, усмотрение. Иногда это был тот ещё квест, составить для себя план бегов по кабинетам на весь семестр. Многие сокурсники, точнее коллеги по неопределённости, отсеялись за время учёбы, потому что элементарно не смогли самоорганизоваться.

Для меня же подобная система обученя была настоящим подарком. Я могла учиться и работать. То есть планировать свой семестр так, чтобы быть положенный для студента максимум часов (20 часов - 2.5 рабочих дня) на работе в офисе и параллельно с этим посещать продуманную на семестр норму предметов. Благо мой тогдашний шеф относился с пониманием к моему рабочему графику, который менялся от семестра к семестру. В России меня очень напрягала обязаловка к посещению всех-всех предметов. Учиться на очном и работать было чем-то нереальным. А тут я могла к тому же выбирать, на что тратить силы - брать или нет дополнительные предметы, которые потом даже в аттестат не вошли толком или вошли лишь как пометка "зачёт".

Так вот история Модернизма. Она у меня была 4 семестра у строгого и внимательного профессора Цэнкера. Его все страшно боялись, потому что он, якобы, всех валил на экзамене. А я обожала его лекции! И экзамен я у него, конечно же, прекрасно сдала. Он всегда что-то интересное, жизненное рассказывал о художниках и их работах. Только благодаря ему я поняла, что искусство никто и ни в какое время не отделял от народа. Вот оно - рядом! Или что различные эпохи в истории искусства не имели чётких границ и не начинались одна после другой. Многие стили и направления мирно существовали параллельно и никого не трогали. Как и сейчас, впрочем. В итоге целых 4 семестра (2 года) я жевала только историю Модернизма и была уверена, что сосчитала за это время каждую косточку на теле каждого отдельно взятого художника этой эпохи. Но нет. Оказалось, что чуть ли ни еженедельно я узнаю о каких-то новых для меня художниках, о которых прямо как будто стыдно было не знать! Так случилось и с немецким постимпрессионистом Тео фон Брокхузен (Theo von Brockhusen, 1882-1919).


Theo von Brockhusen, "Цветущие деревья в Баумгартенбрюке", холст, масло, 96 x 116 cm, 1916г. Репродукция работы отсюда: www.artnet.de

Считается, что очень большое влияние на творчество фон Брокхузена оказал немецкий художник и график Макс Либерманн (Max Liebermann, 1847-1935). Например, под впечатлением от работ Либерманна на свет появилась серия работ Тео фон Брокхузена с бельгийскими и нидерладскими пляжными мотивами. Северное море - это наше всё, как говорится.


Theo von Brockhusen, "Пляж в Кнокке" (* бельгийский курортный городок), холст, масло, 80,7 x 90,5 cm, 1908г. Репродукция работы отсюда: www.lempertz.com

Ниже работа Макса Либерманна (Здесь можно увидеть ещё несколько "морских": Max Liebermann am Meer)

Max Liebermann, "Пляж в Нордвийк", холст, масло, 65,3 x 61 cm, 1911. Репродукция работы отсюда: www.dandy-club.com


Theo von Brockhusen, "Терраса ресторана в Баумгартенбрюке, озеро Швилов", холст, масло, 72,3 x 92,2 cm. Репродукция работы отсюда: www.lempertz.com


Theo von Brockhusen, "Тачки купальщиков на пляже Северного моря", холст, масло, 64,5 x 80,5cm. Репродукция работы отсюда: www.lempertz.com


Theo von Brockhusen, "Парусники в Ниупорте", холст, масло, 80,3 x 96,2 cm. Репродукция работы отсюда: www.lempertz.com

В 1909 после свадьбы с Хильдегард Боте (Hildegart Bothe), Брокхузен отправился повтортно в Париж. Думаю, что вы тоже сразу отметили, что влияние Ван Гога на творчество Брокхузена было даже куда более ощутимым, чем Макса Либерманна. Действительно, после свадьбы Тео погружается в творчество Ван Гога (Vincent Willem van Gogh 1853-1890), которого в то время уже не было в живых, но слава которого гремела посмертно по всей Европе. Фон Брокзузен изучает манеру письма Ван Гога и даже частично перенимает её, разбирается с методом смешения красок, построением композиции и мотивами. Считается, что именно под влиянием Ван Гога у Тео появились интенсивные, светящиеся, энергетичные работы. Так на свет появилась серия работ, написанных на просторах сегодняшней немецкой земли Бранденбург (нем. Brandenburg, столица — город Потсдам), отличающихся своим свечением от прежних работ фон Брокхузена.


Theo von Brockhusen, "Вид на Ланген (Брандендбург)", холст, масло, 81,5 x 100 cm, примерно 1909г. Репродукция работы отсюда: www.mutualart.com


Theo von Brockhusen, "Цветущие деревья в Баумгартенбрюке", холст, масло, 96 x 116 cm, 1916г. Репродукция работы отсюда: www.artnet.de


Theo von Brockhusen, "Крестьянские дома", холст, масло, 57 x 72,5 cm, 1918г. Репродукция работы отсюда: www.lempertz.com

Смотришь на работы Тео и понимаешь, что проваливаешься в них. Совершенное ощущение присутствия. Правда же?

Весной 1913 Брокхузен отправился как стипендиат Виллы Романа на шесть месяцев во Флоренцию. Если вы впервые слышите это название, просто коротко поясню, что Palazzo Villa Romana во Флоренции был в 1905 куплен скульптором и художником Максом Клингером (Max Klinger). Этот дом стал надежным "портом" для художников немецкого содружества DKB (Deutschen Künstlerbund). Там можно было останавливаться и работать всем немецким художникам. И именно в 1905 году была учреждена и премия "Villa-Romana", которая считается самой старой и престижной премией Германии. Сейчас управление фондом находится в Дюссельдорфе, и молодые, талантливые художники числом от 3-5 человек могут обратиться в этот фонд за поддержкой, если они хотят пожить и поработать некоторое время в мастерских Villa Romana. (Так что вперёд и с песней ;-))

Итак, Брокхузен получил в своё время знаменитую премию и отправился во Флоренцию. Как говорят некоторые источники, именно тогда на знаменитом флорентийском мосту Веккьо (Понте-Веккьо, итал. Ponte Vecchio - Старый мост), который в те времена ещё не ломился от тяжести туристов, Тео обнаружил такую перспективную точку, с которой можно было отобразить точное течение реки Арно с наиболее точными архитектурными пропорциями других мостов через Арно.


Понте-Веккьо, итал. Ponte Vecchio - Старый мост Фото отсюда: de.wikipedia.org

Когда я стояла на этом мосту во Флоренции, то серьёзно сомневалась в своём ментальном здоровье. Какой только чёрт дёрнул меня потащить семью на Пасху во Флоренцию?! У меня было такое чувство, что меня занесли и вынесли с этого моста как в московском метро в час пик. К сожалению мне было там совсем не до рисунков. Спасибо, что целыми остались.


Theo von Brockhusen, "Мост через Арно во Флоренции", холст, масло, 70 x 90,5 cm, 1913г. Репродукция работы отсюда: www.lempertz.com

Другие варианты мостов через Арно руки Тео фон Брокхузена





Вот эта работа прямо в тему "Летние фрукты" для проекта "Sketch Flash Mob", правда же? Меня завораживает какая-то просто нереальная энергетика в работах Тео. Всё словно движется и дышит!
Theo von Brockhusen
Theo von Brockhusen, "Вид из Виллы Романа на Флоренцию", холст, масло, 150 x 190 cm, 1913г. Репродукция работы отсюда: www.mutualart.com

Надеюсь, что работы этого художника увлекли вас так же, как и меня. А если хотите ещё, здесь можно посмотреть целую россыпь работ, которые он создал за свою слишком короткую жизнь - ему исполнилось всего 37, когда он ушёл.

И да, век живи - век учись ;-)

-------------------
Источники:
Theo von Brockhusen (Wikipedia)
Theo von Brockhusen (Lempertz)
Theo von Brockhusen (Artnet)
Theo von Brockhusen (Mutualart)
Villa Romana
Max Liebermann am Meer
Theo von Brockhusen (1882-1919): Ein Maler zwischen Impressionismus und Expressionismus

Tags: art & artists, insta, Германия, знаменитые люди, мои статьи, об учёбе, художественные техники, художнику на заметку
Subscribe

Posts from This Journal “art & artists” Tag

  • Откуда взялась богема

    Слово «богема» появилось в обиходе с выходом романа Анри Мюрже ( фр. Henri Murger, 1822-1861) «Сцены из жизни богемы» ( фр. Scènes de la vie…

  • Был ли Ян Вермеер художником?

    Если верить современникам и самому мастеру — нет. По официальным документам гильдии художников города Дельфт, в котором родился и умер Ян Вермеер (…

  • Сlose-up: Ковры на столах в работах художников

    Close-up или «клоуз-ап» – термин для изображений, максимально приближенных к зрителю. В этой рубрике я рассказываю об интересных деталях в…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 12 comments