{Natalie Ratkovski} (conjure) wrote,
{Natalie Ratkovski}
conjure

Categories:

О критике и возобновлении рубрики "Прошу совета"

Всем героям моей новой книги с рабочим названием "Поговори с художником" я задала вопрос о критике - нужна ли она, когда она продуктивная, а когда напротив - выбивает из колеи и лишает радости творчества.

Любопытно, что почти все художники, дизайнеры или модельеры "старой гвардии" вдохновенно рассказывали о том, что им недостаёт критики, и её обязательно должно быть много, чтобы человек развивался. При ближайшем рассмотрении оказалось, что и под словом 'критика', и под тем, как её получать, каждый понимал что-то своё.

Во-первых, оказалось, что больше критики желали все те, кто отключён по каким-то причинам от сетевой социальной жизни. Иногда плотный рабочий и жизненный график диктует свои условия, когда просто не остаётся жизненных сил на активность в интернете. Иногда в силу возраста люди оказываются вне сетевых обсуждений их творчества, потому что понятия не имеют, что такое ЖЖ, Фейсбук, Инстаграм и прочее. Спасибо, если хотя бы письмо какое по электронной почте отправить могут. Поэтому часто случается так, что единственные критические голоса, какие они слышат в адрес своего творчества - редкие заметки о них в газете по поводу новой выставки или свеже выпущенной книги. В крайнем случае замечания галериста или артдиректора, чаще замечания домашних. Глубочайший офлайн и аналог, как я недавно услышала в одной передаче. Старогвардейцы не знают, что такое shitstorm, они освобожденны от обязанности выслушивать почти ежедневные замечания о себе и своих работах от каждого пробегающего мимо случайного человека. Можно даже позавидовать их сложившейся информационной блокаде. Логично, что им хочется больше критики. Вот только какой?

Им правда нужно, чтобы какой-то совершенно посторонний человек пришёл и написал:"У вас тут в работе две ошибки. Ищите!"? Или:"Следите за анатомией, у вас рука съехала". Или:"Не втыкает". Или нужны ли им проявления откровенной копролалии - циничная и нецензурная брань при обсуждении работ? Конечно же ничего подобного никто из них не хотел. На самом деле все желали совсем другого, а имменно фидбека (feedback) - обратной связи, которая никак не связана с порою хамскими высказываниями о промахах в работе с переходом на личность художника. Понимаете, куда я клоню?

Критика, о которой так много говорится и пишется, и о которой так горячо мечталось героям моей книги, - на самом деле должна быть обратной связью с другими людьми, будь то друзья, почитатели, потребители или противники. Было бы приятно, если бы она содержала в равной степени не только замечания, но и похвалу, а так же предложения по улучшению, почтительное отношение к труду и личности человека без желания возвыситься за его счёт. Вы можете возразить, что желающих высказывать подобную конструктивную критику - единицы. Кому охота тратить столько времени? Но тогда зачем вообще высказываться? На мой взгляд именно полная, конструктивная критика с оценкой положительных и отрицательных сторон позволяет не только автору, но и комментатору вынести что-то для себя и выйти на новую ступень развития.

Я уверена, что большинство художников сами видят недостатки или как минимум догадываются о них, а вот хорошие стороны и находки задвигают. Что само по себе нонсенс. Ведь что же получается? Что в процессе нас интересует только то, что получается плохо, а хорошее как будто само собой далось? Как бы ни так! Поэтому так важно отмечать хорошие стороны в работе. Именно они продвигают художника и дают веру в себя.

Так же нельзя забывать, что то, как именно высказываются замечания и предложения - форма послания, имеет такое же значение, как его содержание.

Высказаться о недостатках и ругать в разы проще, чем провести полный анализ. Пережитки эволюции, если хотите. Так же, как мы в первую очередь взвешиваем ситуацию вокруг себя на предмет потенциальной опасности, при созерцании каждой новой работы, будь то иллюстрация, книга или фильм, в первую очередь срабатывает ментальный эхолот на предмет недостатков. У некоторых, правда, происходит некая зацикленность на недочётах, и люди перестают наслаждаться жизнью, потому что во всём ищут и находят только плохое. Но это уже другой разговор, собственно. Сегодня речь пойдёт о том, как высказывать и воспринимать критику правильно. Я подготовила серию постов об этом с ссылками на компетентные источники, с которыми работала, и хочу возобновить рубрику "Прошу совета". Но пока слово вам.

Как, какими словами и в каких ситуациях, на ваш взгляд должна высказываться критика так, чтобы она действительно помогала развиваться. Когда, на ваш взгляд, стоит отказаться от критики и что именно испытываете вы, когда говорите кому-то другому о недостатках в их работе?

Marine Oberhausen

Tags: помоги себе сам, проект прошу совета, спрошу у вас
Subscribe

  • Искусство критики: Правило построения предложений

    Как я уже говорила ранее, под словом критика каждый подразумевает что-то своё. Но если подробно распросить человека, какую критику он хотел бы…

  • Рубрика "Прошу совета"

    На моей встрече с читателями в Москве прозвучала просьба возобновить ежемесячные постинги "Прошу совета". Слушаюсь и повинуюсь, тем более их…

  • Эксперимент "Прошу совета"

    С лета этого года мы уже несколько раз проводили эксперимент "Прошу похвалы". Там можно было показывать свои работы, которые можно было ТОЛЬКО…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 19 comments

  • Искусство критики: Правило построения предложений

    Как я уже говорила ранее, под словом критика каждый подразумевает что-то своё. Но если подробно распросить человека, какую критику он хотел бы…

  • Рубрика "Прошу совета"

    На моей встрече с читателями в Москве прозвучала просьба возобновить ежемесячные постинги "Прошу совета". Слушаюсь и повинуюсь, тем более их…

  • Эксперимент "Прошу совета"

    С лета этого года мы уже несколько раз проводили эксперимент "Прошу похвалы". Там можно было показывать свои работы, которые можно было ТОЛЬКО…