{Natalie Ratkovski} (conjure) wrote,
{Natalie Ratkovski}
conjure

Categories:

Хокусай, искусство ксилографии и Выходные в Милане

Прошедшие выходные у меня были потрясающе красивые и приятные - с друзьями в Швейцарии и Италии. Специально для нас, рисующих маньяков, выпал прекрасный снег, ударил мороз, небо окунулось в невероятно звонкий синий, а архитектурные кружева стали настолько румяными, что мне даже пригодились цветные и пастельные карандаши розовых оттенков. Как же я раньше просто проходила мимо!? Не могу нарадоваться своему давнему решению рисовать больше и больше с натуры. Могу без преувеличения сказать, что смотрю на мир совсем другими глазами и с всё нарастающей жадностью - настолько хочется всё это пропустить через себя, поймать, отобразить. И да, очень сочувствую тем, кто всё ещё рисует только по фотографиям (тем более по чужим ;-))

Воскресенье у нас прошло в Милане. А всё благодаря Хокусаю и товарищам. Потому что сейчас и до конца января там идёт потрясающая выставка "Hokusai, Hiroshige & Utamaro". Пока ехали туда, читали в машине о них. Невероятно, что даже спустя почти 200 лет, у художников были и остаются одни и те же проблемы с наработкой навыков, заказами, творческими тупиками и депрессиями, прорывами, горестями и радостями. На самой выставке меня ждало одно открытие за другим. Например, я не знала, что принты Хокусая не только напечатаны тушью, но и содержат тиснение. Иногда волны, узоры на одежде героев иллюстраций, перья птиц или облака для большей графичности просто выдавлены или вдавлены на бумаге. Такое почти невидимое прикосновение художника к бумаге, которое тем не менее дополняет композицию и усиливает радость восприятия! Это что-то невероятное. Ни одна картинГа в интернете не может передать той красоты, которая присутствует в этих работах в реальности.

Когда я вышла с выставки, у меня просто кружилась голова. В основном от переизбытка потрясающих эмоций. Я не ожидала, что там будет собрано ТАКОЕ количество работ. Немецкие сайты, вещавшие о выставке, говорили о порядке 200 принтах - не больше. Но на деле там было настолько много всего, включая невероятно интересный фильм об искусстве ксилографии (искусстве гравюры по дереву), что эмоции просто зашкаливали! Жаль, что фотографировать там запрещено. И жаль, что после залов с работами Хокусая и Хирошиге у меня наступило сильнейшее графическое пересыщение, и на прекрасных женщин Утамаро (направление Bijin-ga) я уже смотрела, как в тумане (при этом блаженно улыбалась в полуообморочном состоянии).

Думаю, что это не будет слишком большим преувеличением сказать, что на свете нет практически ни одного художника-современника, которые не попали бы под влияние художников Ukio-e (художники бренного, «плывущего» мира, мира мимолётных наслаждений и любви). Композиционные и цветовые решения японских ксилографов до сих пор сопровождают абсолютно каждого из нас в повседневной жизни. Когда я поняла, что даже мельчайшие детали вроде волосков, ресниц и узоров на платьях в довольно маленьких иллюстрациях (часто не больше примерно А4-А3 формата), тоже предварительно вырезаны ножом по доске - просто страшно становилось, сколько труда, любви и терпения было вложено в абсолютно каждую работу.



Работали художники по вишнёвому дереву - оно мягкое, поддатливое в работе. Использовали для печати для каждого отдельного цвета до десятка досок, вырезанных по первоначальному рисунку. Сначала покрывали поверхность специальным клеем. Чтобы перенести рисунок, прикладывали к липкой поверхности доски зеркально рисунок тушью на рисовой бумаге. После этого мочили поверхность и скатывали осторожно верхний бумажный слой так, чтобы на проклеенной доске оставались только тёмные контуры. А потом по этим контурам уже резали доску - делали своего рода деревянный штемпель с возвышениями в районе контуров и углублениями там, где краска не должна отпечатываться на бумаге. Кстати, печатали тушью на водяной основе. Как известно, один из самых устойчивых пигментов - синий. И он до сих пор прямо "горит" в принтах Хокусая и Хирошиге, как будто его только вчера нанесли на лист рисовой бумаги, а не почти 200 лет назад.

Для нанесения цвета на доски использовали специальные щётки из конского волоса, которые кропотливо собирали в пучок, а потом обтирали в специальную закруглённую форму об овечью кожу, натянутую на специальную форму. Первым печатали контур рисунка светло-чёрной тушью, потом переходили ко всем остальным цветам. Пронзительно-чёрным, для изображения волос, например, печатали уже в самую последнюю очередь.

Поразительно, что даже для печати изобретательные японцы придумали специальный круглый ручной пресс - бичёвка из натуральных волокон, приклеенная по кругу на некую плоскую, круглую основу, которую обтягивали тканью (с ручкой для удобства из той же ткани) и лёгким нажатием на обратную сторону бумаги или поглаживаниями продавливали краску на лист. Я нашла на Ютюбе ролик, по которому можно понять, как происходил процесс печати. Там на первых минутах фильма в левом верхнем углу как раз лежит у руки мастера такой пресс, обтянутый тканью. С 1:14 он как раз начинает работать им. А на 1:38 наносит тушь щёткой из конского волоса, о которой я говорю выше. Обратите внимание, что для каждого цвета у мастера отдельная доска. Каждая из них содержит части исходного рисунка.



В общем очень советую сходить на эту выставку, если есть такая возможность. Только билеты купите заранее на сайте выставки, а то будете стоять в очереди через всю площадь до самого собора ;-)

Tags: art & artists, exhibition, travel, разные культуры, художественные техники, художнику на заметку
Subscribe

  • Новогодние флажки своими руками

    Давние читатели моего блога наверняка ещё помнят, что я нежно люблю работу с бумагой. По тегам детская вечеринка или papercutting у меня можно…

  • Бумажные иллюстрации Морганы Воллес

    Думаю, что многие давние читатели моего блога ещё помнят, что я весьма неравнодушна к работе с бумагой, к бумажным иллюстрациями и всевозможным…

  • Детский праздник Nr.9

    Давние читатели моего блога наверняка ещё помнят, что почти каждый год я делюсь идеями оформления детского Дня рождения. В этом году снова подошло…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 11 comments

  • Новогодние флажки своими руками

    Давние читатели моего блога наверняка ещё помнят, что я нежно люблю работу с бумагой. По тегам детская вечеринка или papercutting у меня можно…

  • Бумажные иллюстрации Морганы Воллес

    Думаю, что многие давние читатели моего блога ещё помнят, что я весьма неравнодушна к работе с бумагой, к бумажным иллюстрациями и всевозможным…

  • Детский праздник Nr.9

    Давние читатели моего блога наверняка ещё помнят, что почти каждый год я делюсь идеями оформления детского Дня рождения. В этом году снова подошло…