?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Дега и Родá

Потянула сегодня семью на выставку "Degas & Rodin" в Вупперталь. Её рекламами обклеены все окрестности. Но меня выставка очень разочаровала. Сейчас напишу злую рецензию, увы. Немецкие блоги друг у друга только текст копипастят и обливают мёдом то, что даже своими глазами на видели.

Я не знала, что Дега и Роден при жизни дружили. И тем более, что их уже тогда якобы сравнивали. Кто их должен был сравнивать и где? Роден ещё при жизни получил признание и выставлялся в Салоне. Дега тогда никто толком не знал. Похоже, что на выставке их знакомство и дружба скорее притянуты за уши. По слухам, которые видимо придуманы организаторами выставки, товарищи вращались в одних и тех же кругах. Особенно по части проституток (они же танцовщицы). Конечно же Париж всегда был большой деревней. Чего уж там. Ну явно же они друзьями были... Якобы. Письмо одно единственное вот есть (точнее его фрагмент), где Дега пишет:"Здравствуй моя дорогая лошадь дорогой Роден!" Рекламный гек насчёт дружбы, как мне думается.

Выставка сама по себе организована из рук вон плохо. Темно и тесно, как в сенях. Какой-либо сравнительный концепт, который все так нахваливают, элементарно НЕ считывается. Тускло освещены только скульптуры Родена (часто современные отлитые копии, а не оригиналы). Картины и эскизы размещены во мгле - хочешь всматривайся, а хочешь иди. Охранники кидаются церберами на посетителей. Меня заставили сдать в гардероб небольшую дамскую сумку, в которой даже блокнота с собой не было! А то вдруг я скульптуру Родена в неё заверну или картину какую с размаху собью. При этом делегации скучающих пенсионеров носили за собой по залу стульчики размером раз в 5 больше моей сумки, которыми убить кого случайно можно было. Да и бронзовую скульптуру можно было запросто помять таким стульчиком при соответствующем темпераменте.

Вообще мы там были единственными людьми с ребёнком, и за нами прямо по пятам ходили. Немцы не любят детей! Особенно чужих. И особенно сильно это понимаешь после дружелюбных и любвеобильных испанцев и их отношения к мелким. Ну и там же ужОс на выставке - письки и сиськи в рисунках есть! Что мы за родители такие!? Изверги, привели ребёнка на Дега и Родена. Как сказали в фильме к выставке, Роден был большим поклонником порнографичного. Смешно и неловко за них. Люди, которые сами не лепят и не рисуют, видимо даже на мгновение представить не могут, что у художников совсем иное отношение к телу. А именно нормальное, а не извращённо-моралистическое. А все туда же - искусство "тупым" массам объяснять и ярлыки развешивать.

Вообще мне ещё никогда в жизни не делали столько замечаний на выставках, как на этой. Смотрительниц набирали из гвардии советских буфетчиц и школьных уборщиц - не иначе. Надо было слышать и видеть, как ко мне подбежали отбирать телефон с воплями:"Запрещенооооо!", когда я на ступеньках к выставочному залу хотела сфотографировать общий вид. И это вместо простого человеческого:"Извините, но у нас нельзя фотографировать." Я спокойно не дала выхватить у себя телефон (ещё чего не хватало) и вежливо спросила:"А где стоит, что тут нельзя делать снимки?" Действительно, нигде нет ни табличек, ни предупреждений. Ответ был ржачный:"В интернете у нас стоит!" Маразм крепчал. Но увы - это чужая "вечеринка", надо было слушаться.

Вспомнила, как на прошлой неделе мне писала подруга:"Стою в Третьяковке, нафотала для тебя текстур на айпад. Падала носом в картины и мысленно обсуждала с тобой рабочие моменты". А тут и обсудить нечего. Приходилось приглядываться на расстоянии 20-30см, чем вообще работа создана. Потому что письменными пояснениями к работам никто не стал себя утруждать. А освещение такое никудышнее, что фантазии некоторых зрителей было где разгуляться. Повеселили две девицы перед крупноформатными пастельными танцовщицами Дега:"Видишь вот эти желтые крапушки на платье? Это он с размаху кистью так и брызгал!" И показывает энергично, как будто свечу держала, пока Дега брызгал. Если что, там даже штрихи мелками были видны при ближайшем рассмотрении. Видно прямо было, как художник быстро точки жирным жёлтым пастельным мелком оставлял, а не брызгал чем бы то ни было. Когда сам работаешь пастелью, знаешь, как это делается и как это потом выглядит. Ничего и придумывать не надо.

Последней каплей стала некая экскурсовод, которую я случайно подслушала - деваться некуда было в этих крохотных залах. Она показывала на эскиз Дега, в котором он отрезал справа мешающую фигуру, а слева и сверху доклеил кусок бумажки, и говорила своей группе слушателей:"А это - художественный приём модернизма, когда художник не побоялся сделать коллаж..." Приехали. Что может быть хуже псевдо-эксперта, вещающего с "кафедры", без малейшего представления о техниках работы художника? Да композицию он просто более выгодную искал! Формат правильный подбирал. Там элементарно пространства, воздуха, фигурам слева и сверху не хватало. Вот и доклеил Дега кусок бумажки. Во все времена художники целые куски полотнам доклеивали, на только бумажку в эскизе. Нормальный житейский худприём. При чем тут коллаж? Ну вот ей богу, хочется грязно выругаться.

Очень жаль, что нельзя было спокойно насладиться работами Дега. Как я уже написала выше, весь свет отдали скульптурам, а картины бесполезным декоративным фоником шли.

Рядом в помещении шла выставка какого-то знаменитого американского фотографа - певца алкоголиков и гопников. Якобы певца простого народа. Из вредности имя его не запомнила.

Про простой народ - это из серии, когда на древнейшую женскую профессию говорят проститутка, а не акушерка. Так и здесь. Простой народ - это не тот, который вкалывает, а который пьяный под забором с гармошкой тусуется. И тут я поняла, что меня уже просто подбешивает все это добро. Мне хватило скульптуры Родена "Мужик со сломаным носом". Она была прекрасна, не спорю. Могу представить, что уродца было куда интереснее лепить, чем гладкую куколку. Не зря же ещё Микеланджело этим баловался. Но смотреть на фото упившихся в сосиску американских гопников - уже выбило мои пробки. Пройдись пешком от центра к вокзалу - ещё и не такого увидишь. Без помпезности выставочного зала. Мне противно и скучно на это смотреть, да ещё за деньги.

Может быть такое искусство имеет место быть и кому-то нужно - не спорю. Но мой запас нервов оказался в этот день сильно ограниченным. Соберётесь на эту выставку в Вуппертале - лучше разберитесь обратно. Поваляйтесь на диване. Целее будете.


Posts from This Journal by “exhibition” Tag

Comments

( 34 comments — Leave a comment )
foxilatus
Nov. 27th, 2016 09:21 pm (UTC)
Обидно. Пару лет назад в Вашингтоне была похожая совместная выставка Дега, но с другим художником - Мэри Кэссеет. До сих пор остается одной их моих любимых, я раз пять или семь точно ходила. И подбор работ, и организация, и залы, и вообще все было прекрасным.
http://www.nga.gov/content/ngaweb/exhibitions/2014/degas-cassatt.html

Edited at 2016-11-27 09:24 pm (UTC)
conjure
Nov. 27th, 2016 09:31 pm (UTC)
Мне тоже было дико обидно, что работы таких людей как будто через мясорубку пропустили. Тем более я их почти все в родных залах видела и знаю, как они обычно смотрятся.
(Deleted comment)
conjure
Nov. 27th, 2016 09:38 pm (UTC)
УжОс. Я тоже просто в осадок выпала от комментариев экскурсовода.
(Deleted comment)
(no subject) - conjure - Nov. 27th, 2016 10:09 pm (UTC) - Expand
guenterr
Nov. 27th, 2016 10:01 pm (UTC)
Во Фра в музее Städel 24.11 началась выставка Geschlechterkampf... анонсировали и Климта и Ренуара (соответственно 1 и 2 работы - на самом деле), понравился Franz von Stuck и то, что показывают несколько закольцованных отрывков из немых фильмов. Работа-символ выставки - это что-то... В общем, я, как примитивный потребитель искусства, остался в недоумении :) Да, в последнем номере Cicero есть статья-анонс, по прочтении коей я запутался окончательно.
PS: Понял одно - на такие выставки нужно ходить подготовленным, на эту, в частности - по греческой мифологии...

Edited at 2016-11-27 10:04 pm (UTC)
conjure
Nov. 27th, 2016 10:07 pm (UTC)
Ну и у Климта, и у Ренуара борьба полов протекала совершено однозначно - в постели 🙊
(no subject) - guenterr - Nov. 27th, 2016 10:15 pm (UTC) - Expand
(no subject) - conjure - Nov. 27th, 2016 10:39 pm (UTC) - Expand
(no subject) - guenterr - Nov. 27th, 2016 10:47 pm (UTC) - Expand
(no subject) - conjure - Nov. 27th, 2016 10:56 pm (UTC) - Expand
che_ryab
Nov. 27th, 2016 11:53 pm (UTC)
Действительно, осадочек остается даже от описания выставки. Жаль, что вам не удалось в полной мере насладиться ею.
Больше всего опечалили комментарии экскурсовода - они же наоборот должны объяснять приемы художников как вы - про композицию и банально недостающие сантиметры, а они дезинформируют =\ Вот и запомнится людям Дега-коллажист.
conjure
Nov. 28th, 2016 07:35 am (UTC)
Если честно, я первым делом вдруг подумала, насколько вообще можно верить всем объясняющим - живьём, в книгах или в документальных фильмах? Сколько там вообще правды говорится, а сколько отсебятины несётся - по незнанию или для красного словца.

В фильме к выставке есть фрагмент, когда пересказывают разговор двух солидных галеристов - современников Дега:
- Роден самый значимый скульптур нашего времени!
- Нет, нет, коллега! Позвольте! Дега самый значимый!

Как будто Дега и Роден прямо конкурентами были. Забыли только, что при жизни Дега выставил одну единственную работу - 14-летнюю танцовщицу, которую разнесли в пух и прах. После этого он ни разу не показывал свои пластичные работы. Все остальные скульптуры Дега были отлиты много позже после его смерти по восковым прототипам. То есть при жизни никто даже не догадывался, что у него ещё и объекты были, не только рисунки пастелью или работы маслом.

А в это время Роден уже целые бульвары и театры Парижа и Брюсселя своими скульптурами украшал. На Мировой выставке у него отдельный павильон с его скульптурами был.

В общем грустно все это. И грустно, что у художников больше не спрашивают о методах работы, а несут откровенную ахинею.
agatalana
Nov. 28th, 2016 01:22 pm (UTC)
Офигительно. Наверное, это - приобщают к искусству массы, пытаются от интернетов оторвать?

А как не вспомнить...

На последние полушки
Покупая безделушки,
Чтоб свалить их в Петербурге
В ящик старого стола, -

У поддельных ваз этрусских
Я нашел двух бравых русских,
Зычно спорящих друг с другом,
Тыча в бронзу пятерней:

"Эти вазы, милый Филя,
Ионического стиля!"
- "Брось, Петруша! Стиль дорийский
Слишком явно в них сквозит..."

Я взглянул: лицо у Фили
Было пробкового стиля,
А из галстука Петруши
Бил в глаза армейский стиль.
kaschka
Nov. 28th, 2016 03:55 pm (UTC)
Ну очень понравился ваш обзор выставки и рецензия великолепная. Люблю искренние чувства!!!
yolka
Nov. 29th, 2016 06:47 am (UTC)
О, вот я собиралась, причём с детьми. Но странно, что Вы пишете про обнажёнку и детей - мне казалось, вот как раз на это немцам пофиг, они же чуть что, голые ходят! У нас половина соседей перед окнами голые расхаживают, и эти все сауны и термы textilfrei, где тоже с детьми можно..
conjure
Nov. 29th, 2016 07:26 am (UTC)
Это не просто обнаженка - они объявили Родена порнографистом, потому что там рисунки и скульптуры женщин с раздвинутыми ногами, и активно обсуждается тема проституции. Для меня лично вульва и вагина такие же части тела, как все остальное, и ребёнка так же воспитываю. А проститутки во все времена служили моделями художникам.

Я сначала подумала, что надо бы дать выставке второй шанс, но вспомнила этот полумрак в помещениях, и всякая охота отпала. Но это моё мнение. Вдруг у вас будут ровно противоположные ощущения. Выставка в основном Родену посвящена, но если вы были в его музее в Париже, то в Вуппертале делать нечего.

(no subject) - yolka - Nov. 29th, 2016 07:30 am (UTC) - Expand
(no subject) - conjure - Nov. 29th, 2016 07:38 am (UTC) - Expand
(no subject) - yolka - Nov. 29th, 2016 07:57 am (UTC) - Expand
(no subject) - conjure - Nov. 29th, 2016 07:49 am (UTC) - Expand
(no subject) - yolka - Nov. 29th, 2016 08:03 am (UTC) - Expand
i_trava
Nov. 29th, 2016 07:30 pm (UTC)
Натали, а вы раньше в этом музее были? До этой выставки?
Я почему спрашиваю. У меня такой опыт с музеями: раньше я жила во Франкфурте и практически ни одной выставки не пропускала в Städel и Schirn, и успела привыкнуть к приятной, интеллигентной даже, я бы сказала, дружественной атмосфере. Каждый поход туда был для меня радостным, даже если выставка в итоге оказывалась не в моем вкусе, никогда не оставалось горького осадка. А сейчас я в Баварии, и Мюнхен меня неприятно удивил. Ну в Пинакотеках ладно, там тишь гладь, там я и раньше была, или в том же Lenbachhaus все ок, а вот в Kunsthalle der Hypo-Kulturstiftung я впервые побывала лет 7 назад, и потом еще много раз, потому что у них иногда интересные темы. В первый раз я, избалованная, как оказалось, Франкфуртом, шла на Выставку Мухи, она, кстати, с технической точки зрения была хороша: и свет, и грамотная развеска, и т.д., и вообще очень крупная выставка была. Но еще на ступеньках, у входа непосредственно на второй этаж, где была выставка, торчал контролер, странный какой-то агрессивный дядька, который даже из процедуры проверки билетов смог устроить скандал. Я настолько не привыкла к такому в музеях-галереях, что в первые секунды не могла поверить, что такое вообще возможно. Как оказалось дальше, дядька этот не был исключением, вездесущие тетьки и дядьки, норовящие вцепиться в горло всем, кто осмеливался приблизиться к бархатным лентам, охраняющим картины, постоянные визги и ругань. Но самым гадостным была экскурсовод, которая вещала примерно такую же муть как та, ваша, про Дега. Я быстро смылась и благополучно осматривала все без этого "специалиста". Потом, в самом конце, я все ж таки отправилась к инфо-стойке узнать, откуда такой чудесный мастер вещать о прекрасном. Оказалось эта какая-та тетька из Volkshochschule! И кто она по образованию-тайна покрытая мрякой! Билеты при этом нормально так стоили, т.е. обычная такая цена. Огромная, серьезная выставка, видимо саму выставку не они собирали, и такое вот горе вместо экскурсовода. И у них это почти всегда так, т.е. вот такие экскурсии и недружелюбные служители музея.
conjure
Nov. 29th, 2016 08:05 pm (UTC)
Я уже бывала в этом музее, но когда пожаловалась в гардеробной на грубое обращение, мне сказали, что в этом году охраной и досмотром выставки занимается какая-то частная фирма, которая к самому музею отношения не имеет.

Такой дяденька, как вы описываете, встретился нам на выставке индустриального дизайна в Дюссельдорфе. Он выгнал меня с двухлетним ребенком на улицу с оскорблениями, потому что деть захотел пить! Я потом пожаловалась на него в администрации, но сомневаюсь, что были последствия. Вообще такие товарищи все впечатление от выставки портят.
(no subject) - i_trava - Nov. 29th, 2016 08:10 pm (UTC) - Expand
(no subject) - conjure - Nov. 29th, 2016 08:20 pm (UTC) - Expand
sevencats
Dec. 1st, 2016 09:52 am (UTC)
В Третьяковке запрещено фотографировать. Но если эту информацию тоже можно не заметить, то о том, что нельзя падать носом в картины, как казалось, должен знать "каждый интеллигентный человек"... оказывается, нет. У меня дочь работает там экскурсоводом,голос и нервы убивает, чтоб люди соблюдали элементарные правила поведения в музее – толпы там немыслимые порой, смотрители не справляются. А люди ведут себя примерно так: улыбнутся, отойдут на шаг от картины, уберут телефон, она отвернется – и они снова носом и телефоном туда… в текстуру, видимо.

Показала дочери вашу цитату, «порадовала»).
conjure
Dec. 1st, 2016 12:32 pm (UTC)
Я очень рада за вас и вашу дочь, что вам есть чему порадоваться. Думаю, что любому идиоту понятно, что в буквальном смысле слова носом там никто не лежал. Тем более художник, который сам рисует и знает цену работе. И, насколько я знаю свою подругу, - она не тот человек, чтобы тайком что-то делать, забегая за угол. Значит никто ничего не сказал. К тому же, видимо, в вашу голову не может проникнуть простая мысль, что фотографировать картины - вещь необходимая не только для самого музея в качестве рекламы, но и для художников - для элементарного обучения. Запрет на фото со вспышкой - логичен. Но полный запрет - полный бред. Потому что нет больше возможности поучиться у мастеров посредством копирования. Сочувствия у меня ни вы, ни ваша бедная надрывающаяся дочь в данном случае совершенно не вызываете.
(no subject) - sevencats - Dec. 1st, 2016 03:24 pm (UTC) - Expand
(no subject) - conjure - Dec. 1st, 2016 04:46 pm (UTC) - Expand
(no subject) - sevencats - Dec. 1st, 2016 08:41 pm (UTC) - Expand
(no subject) - conjure - Dec. 2nd, 2016 10:04 am (UTC) - Expand
elizavetalisa
Dec. 1st, 2016 02:59 pm (UTC)
Ох, экскурсоводы это что-то!
Ездила с мужем на выставку картин Фриды Кало и случайно (из-за толкучки) услышала, как экскурсовод объясняла красные нити в картине "Больница Генри Форда". Рассказывала она, что это национальный приём, которым пользовались все-все мексиканцы в ретабло. И всё. Ну хоть бы почитала тот же каталог, что был в продаже на выставке. Я начала рассказывать мужу, что это за нити, ругая девушку. Смотрю, а люди уже меня слушают ) Смутилась и ушла )

В Пушкинский музей ездили специально на выстаку Босха. Меня не пустили с маленьким рюкзаком, когда спокойно пускали женщин с сумками больше моего рюкзака раза в три. Напали на меня, мол я украду или собью им что-нибудь. Пришлось распихивать вещи (самое важное, что в гардеробе не оставить) по карманам и ходить как плюшкин. Настроение было окончательно испорчено, когда поняли, что привезли всего одну работу Босха. Хоть бы написали об этом где-нибудь. Но думаю я всё-равно бы поехала смотреть =)
( 34 comments — Leave a comment )

Profile

conjure
{ Natalie Ratkovski}
www.floaty.de

Latest Month

July 2018
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by yoksel