{Natalie Ratkovski} (conjure) wrote,
{Natalie Ratkovski}
conjure

Categories:

О сценическом образе художника

В моей новой книге с рабочим названием "Поговори с художником" есть глава о пользе и вреде блогов и о том, как художники подают себя, какой сценический образ себе придумывают и насколько потом последовательно придерживаются его. И поступать ли по велению ума, если речь заходит о профессии, или по велению сердца.

С тех пор, как я стала обращать внимание на то, что некоторые люди в реальной жизни сильно отличаются от того сценического образа, который они искусственно создают, поняла что внутренне осуждаю их и ничего не могу с этим поделать. С другой стороны постоянно спрашиваю себя, почему я, собственно, так категорична? Ведь никого же не смущает, что актёры в реальной жизни не имеют ничего общего с теми персонажами, которых они проживают на сцене или перед камерой. Там у них работа, за которую платят, а тут жизнь. Так а почему художнику нельзя? Художник - такая же творческая профессия, как актёр. Или нет?

Например, я знакома с человеком, который в жизни очень раздражительный, вспыльчивый. Но если посмотреть на его блог и на то, как он презентирует свои работы - ни за что не поверишь, что у человека там шквал эмоций в реальной жизни и склонность к резкости и даже физической грубости. Потому что работы тюк-тюк-тюк разложены аккуратненькими рядочками - ворсинка к ворсинке. И только нетерпеливые, резкие мазки выдают истинный характер человека. Это сколько же жизненной энергии надо тратить на то, чтобы маскировать свою истинную суть. Страшно подумать. Но кто сейчас приглядывается к этим мазкам? А ухоженность блога подкупает! Ну и потом, как ему быть? Показывать всем своим видом, что он неадекватный? Работе это не поможет.

Или человек приходит на пленэр с готовой работой, вытюканной по фотографии в ателье. Но для фотографии в блог садится картинно позировать с готовой работой. Как будто он вот тут с натуры на коленке сел и выдал сразу уровень. И я понимаю, что раздражаюсь на таких товарищей, потому что сама честно показываю, что в полевых условиях за 20 минут получилось так-то, а дома в ателье уже нормально работалось. Но разве меня кто-то об этом просит? Да и задачи у меня другие. Но потом неосведомлённый народ заглядывает в блог и говорит, мол, вы посмотрите, какой уровень человек выдаёт и так всегда! А всегда там совсем другое, которое человек спокойно никому вообще не показывает - имеет полное право.

Или вот был у меня такой случай, когда я и две другие художницы рисовали по морозу и снегу некую скульптуру. Туристы толкали нас со всех сторон, музыка какая-то противная орала, но я единственная закончила рисунок от и до тут же на месте. Поймала и пропорции, и отражения, и атмосферу. Остальные не успели за отведённое время или были слишком раздражены ситуацией, чтобы спокойно завершить набросок. Позже они исправили и завершили свои рисунки дома по фотографии. Сделали хорошие, полноценные работы. И когда наши результаты стали в один ряд, сложилось такое впечатление, что я единственная выполнила зарисовку небрежно. Во всяком случае мой рисунок с натуры, пусть и правильный-красивый, всего двумя карандашами проигрывал работам, детально проработанным в цвете. Но никто ведь не оговаривал "правила игры". Ну да, все теперь думают, что мы работали одновременно с натуры, вместе мёрзли и страдали, и такой результат у всех разный вышел. Но я-то знаю, что я умею работать в экстремальных условиях и делаю это хорошо. А у других были другие задачи.

А как быть со случаями, когда человек в реальной жизни живёт в полнейшем хаосе на социальное пособие - ни работы, ни семьи, ни нормальной жизни. Но наружу товарищ рассказывает, что мега-успешный, весь из себя семьянин (хотя дети с ним даже не живут). Для восхищённой публики разгребается уголок стола, делается вкусная фоточка и выкладывается в интернет. На публике человек весь такой милый, организованный, трудится как пчёлка день и ночь. При этом у вас настоящая интересная жизнь. И вы действительно успешны, но вам постоянно ставят в пример товарища на социальном пособии. Потому что мало кому известно, что там полнейшая катастрофа в жизни. И только угрюмые, депрессивные работы с болезненно искажёнными пропорциями выдают истинное положение вещей. Но и тут ответ один - каждый сам выбирает себе дорогу. Кому-то лучше быть, а не казаться. А кому-то наоборот.

Можно подумать, что это только современные художники грешат двойной жизнью - на публике в интернете и отличной от неё реальной жизнью. Но нет. Присмотритесь к портретам каких-нибудь художников импрессионистов. Жара, пыль, а они стоят в чёрных костюмчиках с кистью в руке. При этом настолько неестественно выгибаются из-за мольберта на свою модель, что подзатыльник дать хочется:"Та сядь же ты прямо, ирод, и мольберт перед собой ровно поставь, как все нормальные люди!"

На фото слева Клод Моне за работой над своими знаменитыми кувшинками. В чёрном костюмчике, маслечком работает, ага. Или Камиль Писсаро (справа), который в полном обмундировании, включая шляпу, в ателье сидит и якобы ваяет. Умом же мы понимаем, что фотографии - постановочные. Нам продают образ, а не истинное положение вещей. Однако мы успешно игнорируем тот факт, что в жизни же явно всё иначе.



Но может так и надо? Видимо на этот вопрос каждому придётся ответить самостоятельно. Потому что всё равно каждый будет поступать так, как ему позволяет совесть. Для себя же я знаю точно, что тот день, когда я приду на тот же пленэр с готовой работой, вытюканной в ателье, и выдам её за сделанную на месте, со мной как с художником всё кончено. Пока я и без сценического образа достигла того, чего достигла. Но, возможно, этого можно было бы добиться куда легче и быстрее при должном подходе? Не знаю, но пробовать уже не хочу и не буду. А вам придётся самим решить, как быть ;-)


Слева Леонор Фини, справа Тамара де Лимпика

Tags: знаменитые люди, мысли, о моих книгах, помоги себе сам, художнику на заметку
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 53 comments