{Natalie Ratkovski} (conjure) wrote,
{Natalie Ratkovski}
conjure

Category:

Предметники против абстракционистов и концептуалистов

Подруга-художница собирается ехать на разведку на Art Monaco и ради этого приехать на целых несколько дней позже ко мне. Мы собирались поездить по разным замкам и порисовать их осеннее убранство. Я её эгоистично отговариваю - езжай, мол, сразу ко мне и дурью не майся. Потому что тут не нужна никакая разведка - современные выставки мирового масштаба не передумали. У них со времён Бойса пластинку заело, и концептуальное абстрактное искусство стало гвоздём программы. Увы, предметники сейчас как-то всё больше не в почёте.

Если заглянуть на такие показательные выставки мирового искусства, как Art Cologne, Art Basel, Art Miami, Venice Biennale, Documenta, то понимаешь довольно быстро, что предметное искусство сильно отошло на задний план. Оно есть, живёт, и встречаются отдельные успешные экземпляры, конечно, но концептуальное искусство одерживает верх и преобладает.

При этом я слежу за десятком блогов молодых художников-живописцев - выходцев русских, итальянских, английских, французских и американских художественных академий - и понимаю, что наше поколение хочет писать, лепить и рисовать так, как это делали старые мастера. Молодому поколению художников хочется владеть техникой акварели, живописи маслом, темперой, техникой рисунка углём, навыками академического рисунка и пр. И не потому, что предметное искусство якобы легче понять, и оно ближе к массам. Не зря же соцреализм прижился как в СССР, так и в фашистской Германии. Просто все наелись до чёртиков голого абстракционизма и концептуализма.

Как дизайнер я обожаю ходить по выставкам современного искусства - столько вдохновения! Так интересно подмечать, как же именно выкрутился тот или иной художник-концептуалист так, как не придумал выкрутиться никакой другой. Креатив, однако! Но как художник-иллюстратор я глубоко вздыхаю по не так далёкому 19 веку, когда все, кто звался художниками, действительно умели рисовать и понимали, что делают.

Сейчас в Германии я даже не знаю, где ещё учат классическим академическим живописи и рисунку. Могу только гадать,что в одной из старейших академий Дрездена по следам Каспар-Давид Фридриха и где-нибудь в Лейпциге, где ещё сильна восточно-немецкая школа живописи. Может быть в Берлине ещё где-то остались отголоски. Всё остальное как ни послушаешь - сплошной бред самовыражения без какой-либо солидной базы и "я так вижу". А народ тоскует - хочет учиться, да негде! Потому что востребованно сейчас совсем другое, а настоящему художественному ремеслу уже мало где учат.

Когда-то абстрактному и концептуальному искусству приходилось бороться за место под солнцем и оправдываться перед гильдиями академических "салонов", что на картине не просто "impressions" (впечатления), а живопись светом. Или что чувства и цвет важнее линии, поэтому там не глиной с размаху намазали, а паровоз идёт. При этом нельзя забывать, что все эти художники имели солидную академическую базу и пускались на эксперименты, имея за плечами серьёзные навыки художественных школ и академий. И это время такое было - зрелое для открытий и переворотов. И хорошо, что оно было - помогло так многое понять и осознать. А сейчас же всё иначе. Каждый думает, что может забахать себе абстрактную картинку, чтобы повесить над диваном - дайте только холст и кисти в руки. А то и без кистей обойдёмся - измажем попу краской и сядем сверху на холстик. А если нету попы - черепушку брюликами украсим или акулу в формалин окунём - тоже искусство.

Иногда мне кажется, что сейчас мы переживаем тот самый период, когда предметному искусству придётся отстаивать своё право на существование, как когда-то в 19 веке тем же импрессионистам, про которых говорили, что, цитата:"Их картины забыли написать"*.

А это "иллюстрации" к посту - молодая и весьма талантливая художница из России, которая сейчас живёт в Нью-Йорке. Типичный представитель нового поколения художников, которые хотят и могут писать так, как это делали мастера прошлого. Да, её работы не так монументальны и оригинальны, как придумки вроде обернуть в тряпочку весь Рейхстаг. Но это та ностальгия по мастерству и то изящество кисти, за которыми будущее, как мне кажется. (Если вам живопись не так интересна - всё равно посмотрите. На Машу можно на саму, как на картинку, любоваться.)





* Der Impressionismus: Die Künstler, die Werke, die Ausstellungen, die Sammler, die Fakten, die Skandale


Tags: art & artists, social media
Subscribe

Posts from This Journal “art & artists” Tag

  • Откуда взялась богема

    Слово «богема» появилось в обиходе с выходом романа Анри Мюрже ( фр. Henri Murger, 1822-1861) «Сцены из жизни богемы» ( фр. Scènes de la vie…

  • Был ли Ян Вермеер художником?

    Если верить современникам и самому мастеру — нет. По официальным документам гильдии художников города Дельфт, в котором родился и умер Ян Вермеер (…

  • Сlose-up: Ковры на столах в работах художников

    Close-up или «клоуз-ап» – термин для изображений, максимально приближенных к зрителю. В этой рубрике я рассказываю об интересных деталях в…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 25 comments