{Natalie Ratkovski} (conjure) wrote,
{Natalie Ratkovski}
conjure

Category:

Масло или акварель?

Upd. Хотелось бы подчеркнуть, что речь не о станковой, а о коммерческой деятельности художника.

В рецензии к книге "Как понять акварель" я уже упоминала один момент, когда автор рассказывает, почему якобы люди переходят от такого воздушного материала как акварель к плотному маслу. Дело якобы в том, что акварель требует предварительного обдумывания и планирования - важно понимать на несколько шагов вперёд, что за чем отображать или обходить цветом, а ошибки уже не спрячешь. В масле всё, якобы, просто - каждый неудачный штрих можно замазать новым. Мол, поэтому тот, кто не может совладать с акварелью, переходит на непрозрачные, кроющие материалы.

Я, к сожалению, не имею возможности проверить, что же там стояло в оригинальом тексте на английском, но вполне вероятно, что переводчик слишком категорично перевёл слова автора. Однако одно то, что тема "Масло или акварель" периодически всплывает в разговорах, говорит о том, что речь здесь о больной для художников теме.

Масло считается королевской дисциплиной у профессиональных художников. Потому что оно, как правило, требует бОльших материальных и временных затрат: художнику лучше иметь отдельную мастерскую из-за запахов и пачкающей краски, дороговизна материалов, длительное время просыхания, продолжительная поэтапная работа, хитрости различных техник письма маслом и так далее. Эти сложности часто способствуют тому, что живописцы пользуются бОльшим уважением коллег и окружения, чем художники, работающие в других изобразительных техниках, не требующих таких жертв. Акварель в плане "танцев с бубнами" весьма беспроблемный материал.

Обращали уже внимание, что именно акварельные блоги пользуются огромной популярностью на том же Инстаграме? Вы можете в реальной жизни ничего не знать о человеке - у него нет публикаций, громких выставок или элементарно блога, но с удивлением обнаружить, что на Инстаграме за его акварельным творчеством следят более 100 тыс. человек, активно "лайкают" (простите за это жутенькое слово) и общаются с человеком. Что же происходит? Акварель любят и уважают, но только ровно до тех пор, пока речь ни заходит о масле?

Я уже много раз рассказывала, что акварель очень сложный и многогранный материал. И что художников-акварелистов совершенно незаслуженно списывают в "просто графики". Одно то, что принято говорить, что акварелью не пишут, а рисуют - заставляет задуматься. Как художника-иллюстратора, увлечённого акварелью, меня достаточно долго мучила несправедливость по отношению к художникам-акварелистам. Чтобы овладеть техникой акварели нужны годы напряжённой работы, но при этом работы стоят в сравнении с работами маслом намного меньше.

В частных галереях часто можно наблюдать картину, что одинаковые по формату и содержанию работы одного и того же автора, выполненные маслом и акварелью отличаются в десятки раз в цене. Акварель воспринимается чуть ли ни эскизом к маслу. Мои собственные работы акварелью были проданы за время моей последней выставки в галерее "Clowns & Pferde" со значительной скидкой. До выставки я честно верила, что продам всё и ровно по той цене, какую запросила, потому что у меня была оригинальная и концептуальная идея, несколько месяцев напряжённой работы, изящная техника. Но в итоге я была вынуждена уступить покупателям, потому как поклонникам моего творчества пришлось дополнительно потратиться на должное обрамление и дорогостоящую защиту работы от воздействия ультрафиолета. Именно тогда я впервые задумалась над тем, чтобы сменить технику работ на продажу и снова вернуться к маслу, как когда мне было 18-20. И это при всей моей горячей любви к акварели.

Последней каплей для меня стал многосерийный документальный фильм о самых известных аукционах мира: Auction Series. Не помню точно, какой именно эпизод, но когда посмотрела фильм, с печалью поняла, что если хочу зарабатывать на жизнь не только иллюстрацией, но и живописью, то любимой акварельной техникой на больших форматах (а мои работы для галереи были размером 90x130см) придётся пожертвовать. В фильме даже одна из редких акварелей Тёрнера, найденная какими-то сложными манипуляциями, ушла на аукционе Christie's - одном из старейших аукционных домов Англии - в разы дешевле его же более потоковой работы маслом.

Так что выбор художника в пользу масла обусловлен не тем, что его, масло, легче контролировать, чем акварель, а большей выносливостью и долговечностью материала. Кстати, именно поэтому даже работы маслом по дереву ценятся в разы больше, чем работы маслом по холсту. Нужно так же понимать, что освоить акварель и масло - одинаково энергозатратно. И расходы на материалы у акварелистов часто даже выше. При этом отдача от работы маслом в разы больше, а результат долговечнее. Нужно смириться с тем, что состоятельные люди с удовольствием вкладывают деньги в искусство. Но одно из основных требований к нему совсем не оригинальность, как может показаться.

И раз я затронула тему масла. Вы знали, что уже существует огромное множество материалов для холстов - от традиционного льна до шёлка? И что уже давно изобрели масло, которое разбавляется просто водой (например, у компании Winsor&Newton это масло серии Artisian по цене ниже, чем акварель - Winsor & Newton Artisan). Для него не нужно никаких терпентинов или растворителей. Мечта художника - масло без диких химических запахов! Только лак для возможных корректур и финального закрепления работы всё же нужны. По словам производителя, эти краски имеют такой же блеск, как традиционные. Но на деле я уже от пары художников слышала, что они, краски этой серии, становятся чуть бледнее после высыхания. О холстах, Тинторетто, технике сухой кисти маслом по бумаге и прочих грунтах для рисования в следующий раз.

А ниже - просто "иллюстрация" для привлечения внимания. Промо одной из увлекательных передач о творческих людях канала Sky Arts. Я теперь фэн этого канала, да.



Tags: materials, social media, спрошу у вас
Subscribe

Posts from This Journal “materials” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 52 comments