{Natalie Ratkovski} (conjure) wrote,
{Natalie Ratkovski}
conjure

Category:

Талант вовремя остановиться

На одном из последних мастер-классов у меня спросили, как узнать, что зарисовка готова. Как и когда вовремя остановиться, чтобы оставить набросок лёгким, но точным? Вопрос, на который у меня не было однозначного ответа.

На первый взгляд, это настолько субъективная вещь, что прочувствовать её, особенно когда сильно увлекаешься, практически нет возможности. Можно останавливать себя усилием воли и приучаться в набросках оставлять некую прозрачность и недосказанность. Можно сохранять или усиливать рабочие линии. А ещё лучше, если есть таймер в виде других срочных дел и уже просто не до зарисовок: сдать заказ, ответить на срочные письма, приготовить ужин, забрать ребёнка из школы и так далее.

Подумалось так же, что останавливаться вовремя - это настоящий талант, который стоит развивать и о котором нужно всё-таки более глубоко подумать! В основном для того, чтобы осознанно выявить закономерности и придумать методы для последовательного использования навыка. Как вариант, можно присмотреться к каким-то ситуациям в повседневной жизни и подумать, как приложить эти методы к области набросков.


Порою мы не можем остановиться в своих порывах, когда человек нам небезразличен. Мы склонны защищать его и оберегать. При этом не замечаем, когда переходим границы чужих терпения и терпимости.

К примеру, одно дело просить черкнуть пару строк о том, как человек добрался в другой город или страну - вы же волнуетесь, всё ли в порядке. А другое дело, когда забота и тревога о человеке перерастает в контролфрикство и от друга или партнера требуется ежеминутный отчёт о местонахождении: добрался ли на работу, съел ли завёрнутую в платочек булочку, сидит ли уже в электричке домой и так далее. Кому-то такая опека будет в радость:"Боже, как он/она меня любит, что так волнуется! И как хорошо, что кто-то так переживает по моему поводу - готов ответить взаимными "переживаниями". А кому-то такое в нагрузку:"Да что за ерунда такая? Не без того, чтобы поинтересоваться, но я взрослый человек, не надо меня каждую секунду контролировать и поучать!"

Когда остановиться? Там, где золотая середина у конкретно взятых отношений. Не будешь интересоваться совсем - сойдёшь за безраличного, эгоцентричного негодяя. Будешь интересоваться и переживать слишком много и часто - рискуешь попасть в контролфрики и оттолкнуть от себя человека.

Или, встречает вас некто и говорит:"Было бы здорово, если бы товарищ N испёк для нас 100 пирогов до следующей недели". Вы быстро прокручиваете в голове, что прошлый раз эти пироги досталось печь вам, и вы знаете не понаслышке, насколько это хлопотно и затратно, и не готовы, чтобы кто-то втиснул вашего друга в такое же положение. Поэтому начинаете объяснять собеседнику, насколько сложная это работа - испечь 100 пирогов, и что она должна вообще-то оплачиваться. И если на то пошло, есть профессиональные пекарни, которые с большой радостью испекут эти 100 пирогов хоть до завтра. Вы же не церковная мышь - решайте эту проблему честно, а не за чужой счёт. В это время в разговор включается сам N и говорит:"Да прям там! Всего 100 пирогов? Да не вопрос! Испеку с удовольствием! Мне не в тягу."

Тут вы понимаете, что остались сидеть на своей (непрошенной) попытке помочь, при этом оказались в совершенно круглых, как колобок, дураках. Во-первых, вы-то говорили о своём опыте. А человека N возмутило, что вы как будто ответили за него. Вдруг ему понравилась возможность такой работы, и он тоже хочет попробовать свои силы, а вы тут развыступались в роли непрошенного эксперта? Во-вторых, у собеседника остался осадок. Складывается картина, что N любезный, отзывчивый и, не забываем, явно же компетентный человек, раз берётся за такое сложное задание и не ропщет, а вы - брюзжащее, алчное, ушлое существо. Явно же не умеете печь, поэтому вам было так трудно. Ну и что, что в отличие от пока неопытного в этом вопросе N вы имели шанс понять что к чему. Например, что печь хорошие пироги - напряжённая работа, которая должна и может кормить. Может N не нужны никакие доходы, в отличие от вас. У него может "дядя у сторожа живёт на гуталиновой фабрике… У него этого гуталина — ну просто завались!" Дайте N самому попробовать и решить, нравится ему это или нет.

Когда надо было остановиться? Когда разговор стал затрагивать возможности другого человека, за которые он сам в ответе. Это его личное время, его ресурсы, его, а не ваша проблема, и ему её решать. Здесь даже золотую середину нащупывать не надо, а просто не перешагивать границы. Дать человеку возможность проявиться самостоятельно, а не перенимать роль (непрошенной) опеки, и, что дополнительно неприятно, подставлять себя под удар и спрашивать, почему вместо благодарности получил с размаху по морде лица.

Вопрос теперь только в том, как эти знания о закономерностях своевременной остановки переложить на область набросков и зарисовок? :-)

Что-то такое там было с границами, помните?

Я предлагаю ставить для себя в зарисовке конкретные задачи - очерчивать чёткие границы. Задача может звучать так: хочу передать особенность архитектурного строения в контрасте с соседними. И остановиться ровно тогда, когда уже удалось поймать всё запланированное. Или можно поставить перед собой задачу красиво передать свет. Как только поймал свет - свободен. Можно и многоплановые задачи ставить: поймать особенность и передать свет. И как только задача достигнута - спрыгивать с этого поезда, а не ждать внутреннего чувства пресыщения. Оно может так и не наступить.

А у вас какие примеры жизненных ситуаций, и как ваши прозрения можно приложить к выше описанной проблематике в зарисовках, чтобы знать когда лучше остановиться?

Drawing from life

Tags: artbook & sketchbook, помоги себе сам, художнику на заметку
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 12 comments