{Natalie Ratkovski} (conjure) wrote,
{Natalie Ratkovski}
conjure

Categories:

Небольшие советы: как использовать рисунки с натуры в работе

В конце июля у меня прошёл иллюстраторский пленэр в немецком Хертене. В отчётном посте я обещала показать один из набросков, сделанный мною в перерывах между обучением участников и рассказать, каким образом я использовала его для полноценной акварельной работы.

Сразу скажу, что способов перенсти эскиз на чистовик достаточно много - профколлеги могут только подтвердить мои слова. Например, можно разбить изобразжение на клетки и перерисовать его в масштабе на чистый лист. Можно просто перерисовать, опираясь на собственный набросок. Ведь композиция и пропорции уже найдены. Можно, если набросок сделан на отдельном листе, а не в блокноте, перенести его с помощью светового стола или просто с помощью окна. А можно сделать своего рода копировальную бумажку с помощью простой кальки. У иллюстраторов есть ещё один похожий метод с обычным тонким листом бумаги вместо кальки и называется "сделать картон". Когда используешь кальку по своей собственной зарисовке, можно к тому же какие-то ошибки сразу исправить. Получается, что калька - как новый, более аккуратный слой в фотошопе. Ведь рисование с натуры в живых условиях часто связано не только с удовольствием от работы, но и с некоторыми неудобствами.

Например, недавно узнала*, что Клод Моне писал свои огромные полотна маслом с натуры под открытым воздухом. Мольберт такого размера в условиях пленэра - вещь из области фантастики. Поэтому он просто выкапывал небольшой ров, закреплял в нем холст и писал полотна, стоя в углублении "окопа". Или что всё те же импрессионисты, отличительной чертой которых была живопись на пленэре, а не в студийных условиях, обязательно работали под зонтом нейтрального цвета. И не потому, что они боялись сгореть (хотя именно это произошло со мной в июле этого года в Провансе), а потому что на ярком солнце даже тёмные оттенки цветов выглядели очень ярко. В домашних условиях - при обычном комнатном освещении - оказывалось, что работы тёмные и невзрачные.

Во время моего пленэра для иллюстраторов в Хертене участники рисовали по моему заданию вот этот вид. Я тоже быстро набросала его, насколько позволяло время. Для таких случаев у меня в блокноте заранее подготовлены листы - загрунтованные разным цветом. Мой блокнот размера 17x24cm (128 листов) - самый обычный с простейшей акварельной бумагой (к слову, одно название, что она акварельная), какие можно найти на Gerstaecker. В развёрнутом состоянии образует почти лист А4. Я этим активно пользуюсь.
Drawing from life in Herten

В итоге получилась вот такая акварельная работа небольшого формата (чуть больше А4).
Drawing from life in Herten


Cначала я приложила кальку к своему развороту в скетчбуке и обвела контуры простым автоматическим карандашом. На фото уже не видно (позже всё стёрла для красоты - я храню такие копии для истории), но обратную сторону кальки с перенсённым на неё рисунком я заштриховала плоской стороной толстого графитового стержня для набросков. Можно так же нанести штриховку достаточно мягким простым карандашом 4B-6B. Приложила кальку заштрихованной стороной к чистому листу, поверх обвела рисунок ещё раз красным тонким автоматическим карандашом(чтобы второй контур отличался от первого).

Drawing from life in Herten

Здесь ещё раз поближе, чтобы было видно, что снята копия 1:1.
Drawing from life in Herten

В процессе повторного обвода контуров заштрихованная сторона кальки с рисунком отпечаталсь при нажиме на чистом листе слегка заметными карандашными линиями. Как раз то, что нужно для акварели. При желании можно всё ещё слегка поправить рисунок или усилить линии.

Так что всё достаточно просто. Именно так многие акварелисты оттачивают технику акварельного рисунка. Набросок уже есть, можно пользоваться готовой копией в карандаше, чтобы каждый раз не искать пропорции и композицию. Можно даже выходить на повторный пленэр с уже заготовленными карандашными рисунками и рисовать или писать себе спокойно нюансы освещения в разное время суток, не заморачиваясь на повторный поиск пророрций и контуров.


Все посты из серии "Небольшие советы" можно найти у меня в журнале по тегу small tips.

* речь о трёхсерийном фильме производства BBC "The Impressionists"

Tags: artbook & sketchbook, film, materials, plein-air, watercolor, художнику на заметку
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments