{Natalie Ratkovski} (conjure) wrote,
{Natalie Ratkovski}
conjure

Categories:

Итоги иллюстраторского пленэра в немецком Хертене

Недавно я уже коротко рассказывала, насколько душевным и продуктивным был мой последний в этом году мастер-класс по городскому пленэру для иллюстраторов. Даже показывала, какие работы удалось сделать параллельно с обучением. Группа у нас подобралась такая ладная, что можно было подумать, я составляла профили совместимости для мастер-класса :-)

Начну, пожалуй, с того, что прогноз погоды на оба дня мастер-класса обещал проливной дождь с грозой! Перед мастер-классом я каждый день заглядывала в сводки и мысленно падала в обморок. Потом вставала из обморока и уговаривала подруг, чтобы они мне наколдовали хорошую погоду. Они ещё и не такое умеют! :-) И как они постарались, умнички! Никакого дождя - сплошное лето! У меня, как обычно, был план Б на случай непогоды, но это была бы уже если не совсем другая, то сильно видоизменённая программа мастер-класса. А это было бы нечестно. Я так не играю. Ко всему прочему прямо накануне мероприятия случилось несчастье в торговом центре в Мюнхене. Полиция полностью закрыла многомиллионный город, все были в шоке и трауре. А у меня к тому же одна художница из Мюнхена на мастер-класс летела и слала мне взолнованные письма, что не знает как быть, и хоть бы не опоздать. Я её успокаивала, что Хертен-Вестерхольт - очень маленькое и укромное местечко, и нас там будет сложно потерять. Как сказала в своём отзыве одна из участниц мастер-класса Алёна Григоренко:"Место, не затоптанное туристами".

Herten, Germany

My plen-air workshop for illustrators in Herten


Собрались, все такие взволнованные. Я ведь как обычно всех домашним заданием предварительно помучила. Кто-то переживал, потому что двоечник и не сделал, как следует, а кто-то переживал, потому что сделал так много, что запыхался :-)

Заставила, как обычно, всех представиться. Причём ни как-нибудь. Многие художники делают ошибку, когда представляются и начинают речь с:"Вообще-то я... мама троих детей, верстальщик, продавец мороженого, сапожник (подставьте нужное)". А я говорю, что вообще-то нет! Если человек начал рисовать, причём настолько серьёзно, что решил тратить деньги на повышение собственного мастерства, прошёл отбор на сложный курс, сделал не менее сложную домашку из трёх заданий и приехал на иллюстраторский пленэр за тридевять земель - он как минимум начинающий художник, а никакой ни "вообще-то сапожник". Вот так и надо говорить о себе, если искусство вам дорого и наполняет жизнь смыслом, когда у вас спрашивают, кто вы, даже если своё основное время вы "менеджер" большой семьи или подмётки латаете:"Я - художник!"

Раздала папки участников с инструкциями и разными штучками, как в Драхенбурге (не удивляйтесь те, кто был у меня в Амстердаме и папку не получил - у нас там был совсем другой формат мероприятия) и тут же отправила участников в бой!

Ниже в рассказе присмотритесь внимательно к фотографиям первого и второго дня - какая там разница в лицах и позах! Первый день у всех был стресс и стандартное "как страшно и ничего не получается". А на второй день все так разрисовались, что прямо светились изнутри! Как же было жаль расставаться!

Для начала у нас были 2 ракурса - один попроще, другой посложнее. Кто-то сразу посложнее задачу выбрал. Кто-то в процессе передумал и пошёл рисовать более простые формы. Главное тут было начать и не отступать!
My plen-air workshop for illustrators in Herten

Пока разбирала фотографии, снова поймала себя на том, что сижу и улыбаюсь, как Чеширский кот - настолько приятно было снова окунуться в атмосферу тех дней.

Оля с Фабрисио вон как воодушевлённо взялись за дело
My plen-air workshop for illustrators in Herten

Лена ещё немного не влилась в струю - это именно она летела с 4х утра из Мюнхена в Дюссельдорф и добиралась на перекладных в Хертен. Зато как она потом разрисуется!
My plen-air workshop for illustrators in Herten

Оля выполняет первое задание - поиск формата для своего рисунка. Чтобы найти мотив и выбрать формат, есть очень простая техника. Когда владеешь ею, становится море по колено!
My plen-air workshop for illustrators in Herten

Олины первые и очень уверенные наброски скетчером - это голубой карандаш, который якобы не виден при сканировании. На деле он виден, но убрать его легче, а делать эскизы приятно - он не даёт такой грязи при поиске мотива, как обычный простой карандаш, хотя по паутине голубых линий всё равно нужно уточнять рисунок тонко отточенным простым карандашом.

My plen-air workshop for illustrators in Herten

Слева Фабрисио, справа Лена. Здесь я им показывала, за что проще и быстрее зацепиться, когда ищешь мотив для рисунка. Я и места для рисования выбирала так, чтобы можно было легко разобраться с геометрией форм.

My plen-air workshop for illustrators in Herten

После обеда пришли ко второй точке. Тут уже вообще солнышко! Все прочли мой рассказ о пленэре в Провансе и быстренько прихватили с собой шляпы и рубашки, закрывающие руки от нежелательного загара. Кстати, справа на фото Оля рисует домики. Когда она закончила рисунок - хотела сделать пару фотографий, но работу унесло ветром прямо в воду! Спасти её, к сожалению, не удалось. "Это пленэр, детка!" И как же меня порадовало то, что она только чуть-чуть погрустила и стала рисовать новый - ещё более клёвый набросок!
My plen-air workshop for illustrators in Herten

Алёна в тени спряталась и рисует те же домики.
My plen-air workshop for illustrators in Herten

Лена уже вон как разогналась, рисует второй набросок!
My plen-air workshop for illustrators in Herten

Не удержусь, покажу эту милую жадную связку карандашей в руках! Процесс пошёл! Кстати, я на мастер-классах никому не навязываю свою изобразительную технику - поэтому советую всем везти свои материалы и работать в привычной технике. Однако рассказываю, что и как делаю сама. В основном для того, чтобы люди могли пропустить новые знания через себя и украсить свою собственную технику свежими находками.

My plen-air workshop for illustrators in Herten

Оля как раз ещё работает над упавшим позже в воду рисунком. До чего же приятно работать с такими счастливыми людьми! :-)
My plen-air workshop for illustrators in Herten

Впереди нас ждал ужин и разбор полётов первого дня. Приятно было услышать, кому и какой совет помог. Это, как я понимаю, ещё один из плюсов небольшой, но продуктивной группы. Я уже говорила, что даже загорелась идеей собирать теперь только маленькие группы по 4-6 человека - настолько мне понравилось работать в уютной компании. Пришла к выводу, что нужно просто проводить мастер-классы чаще и предлагать их разного уровня сложности, раз есть желающие. Чтобы люди могли попробовать свои силы в разных условиях и вынести для себя максимум полезного.

Повторюсь, что в этот раз у меня была небольшая группа по сравнению с предыдущими мастер-классами. Я первый раз попросила при подаче заявки прислать несколько своих работ, чтобы убедиться, что уровень мастерства человека соотвествует сложности предстоящих задач. К моему большому сожалению пришлось отклонить двоих совсем начинающих художников - им было бы очень трудно на мастер-классе в Хертене. Девушки, я надеюсь, что вы попробуете свои силы в более облегчённом варианте моих мероприятий. Я считаю, что это было как минимум честно, потому что человек, который пока слабо рисует и совсем не имеет опыта пленэрного рисования, очень комплексует в группе более опытных художников. Я с радостью поделюсь с вами знаниями в более спокойных, менее напряжённых условиях, до которых вы тоже ещё созреете - быстрее, чем кажется!

Мне хочется поддержать начинающих художников более интенсивно, но в итоге нельзя забывать о равновесии. У моих занятий схема такая схема обучения, что я разбираюсь с затруднениями или достижениями с каждым отдельно взятым участником, делаю "обходы" каждые 10-15 минут и строго заглядываю через плечо. К мслове о "строго" :-) Было любопытно узнать, что меня, оказываются, считали очень строгой. Вот что пишет Алёна Григоренко:"Учитывая некую строгость постов conjure, я была внутренне готова, к определённой критике. Но Наташа оказалась исключительно деликатным преподавателем. Все ее замечания делались в такой приятной форме, что хотелось не бросаться защищать свою нетленку, а пойти и побыстому всё аккуратно исправить."

Я ниже даю ссылки на отзывы участников, можете сами посмотреть, что о мероприятии пишут участники. Скажу только в своё оправдание, что часто пытаюсь как можно точнее выразить мысль - я люблю растекаться мыслью по древу, обрезаю и переписываю, а в итоге, оказывается, "звучу" строго. Хотя справедливости ради нужно признаться, что я достаточно требовательный человек и преподаватель. Так что не расслабляться! (Кто ещё домашку не прислал, а?)

Второй день порадовал потрясающей летней погодой! Я приехала к месту за час до начала мероприятия. Достала свой завтрак и стала умиротворённо рисовать вприкуску с булочкой, как вдруг возле меня остановился мужчина на велосипеде и с густым сочувтсвие в голосе сказал:"Ох, милая, не успели вчера дорисовать, да?" Местечко там уютное, поэтому нас там быстро заметили и опознавали по мольбертам и стульчикам :-)

Утро было вот таким - насыщенным фиолетово-синими тенями!
My plen-air workshop for illustrators in Herten

Я стояла и тихо радовалась, что работа складывалась так хорошо - без надрывов! Это сразу отражается во всём. Хочется всех и всё обнять.
My plen-air workshop for illustrators in Herten

Это уже чуть позже, когда подтянулись участники мастер-класса. Наше рисовальное добро, как на выставке
My plen-air workshop for illustrators in Herten

Посмотрите на это счастливое лицо :-)
My plen-air workshop for illustrators in Herten

Во второй день мы вернулись к первой точке предыдущего дня и рисовали по вчерашним эскизам. Потому что именно так и можно бороться с быстро убегающим светом - возвращаться каждый день к одному и тому же месту и рисовать его в разное время суток. Поэтому у импрессионистов, которые, как известно, отличались своей любовью к пленэру, так много картин одного и того же места в разное время суток или даже года.

Оля на фото ниже перешла уже от эскиза к акварели
My plen-air workshop for illustrators in Herten

Работает очень сосредоточенно
My plen-air workshop for illustrators in Herten

А посмотрите на Лену! Человек проснулся с головной болью после предыдущего дня разъездов, волнений и работы.
My plen-air workshop for illustrators in Herten

Вот почему к нам, художникам, постоянно пристают на пленэре. Мы светимся изнутри и вибрируем от радости, когда работаем :-)
My plen-air workshop for illustrators in Herten

Кстати об убегающем свете. На фото справа - 9 утра. А слева с Леной в кадре уже ближе к обеду. Обратите внимание, как с белого домика убежали все красивые тени! Вот так и живём. Это пленэр, детка!
My plen-air workshop for illustrators in Herten

Фабрисио и Алёна снова рисуют свой вчерашний мост
My plen-air workshop for illustrators in Herten

Алёна завершила одну акварельку и тут же взялась повторить её, чтобы закрепить навыки. Вот это я понимаю! Это по-нашему!
My plen-air workshop for illustrators in Herten

У Оли тоже прогресс, хотя ей самой в этот момент он ещё не виден
My plen-air workshop for illustrators in Herten

После обеда и долгой интересной беседы мы отправились к новой точке для набросков с натуры, которой не было в 1й день. На мой взгляд очень важно отрываться от монотонного и не рисовать без конца одно и то же (хотя на следующий день лучше вернуться, как я уже говорила). Потому что за время слишком продолжительной работы глаз замыливается. А когда меняешь место - меняются и задачи. Мозг сразу по-другому включается в работу, и руки становятся послушнее.

My plen-air workshop for illustrators in Herten

Процесс пошёл :-) Кстати, всё происходило уже куда быстрее, чем в первый день. Сразу и с пропорциями разобрались, и сетку научились строить, в которую с лёгкостью вписываются любые архитектурные конструкции.
My plen-air workshop for illustrators in Herten

Фабрисио вон уже порисовал с одной точки, сейчас пойдёт к другой. Кстати, Фабрисио русским не владел. Это было новым для меня, что мастер-класс я вела на двух языках. Пришлось, конечно, и все инструкции перевести на немецкий. Думала, что будет очень сложно - постоянно переводить свои же слова на другой язык. Но оказалось очень просто и даже интересно и весело.
My plen-air workshop for illustrators in Herten

Работают, как пчёлки
My plen-air workshop for illustrators in Herten

Это мы тут как раз вот этот вид рисовали


Как же хорошо, когда пленэр удаётся таким вот солнечным и тёплым
My plen-air workshop for illustrators in Herten

Фабрисио выполняет третье задание - работа ограниченной палитрой
My plen-air workshop for illustrators in Herten

А мимо плавают утки! Оля позже выяснила, что это не простые утки, а египетские, и решила их включить в финальный рисунок домашнего после мастер-классного задания. Интересно, откуда они взялись в Хертене?
My plen-air workshop for illustrators in Herten

И вот уже и второй день мастер-класса пролетел и подходит к концу. Вечереет. Впереди у нас ещё ужин с разбором полётов, но рисуют все с таким жаром, что я никого не бью по рукам и не говорю:"Сеанс окончен!"
My plen-air workshop for illustrators in Herten

Спасибо большое, что вы были на этом мастер-классе! Спасибо за атмосферу и ваш талант!
My plen-air workshop for illustrators in Herten

Для себя я поняла, что если группы будут уютными, а нагрузка на таких мастер-классах разбита по разным уровням сложности, у участников будет выбор побывать на мероприятиях разной, в том числе и возрастающей нагрузки.

Могу только сказать, что на конец года всё же планирую ещё мастер-классы для иллюстраторов в закрытых помещениях с возможностью пленэрных вылазок. Что, как и когда - опубликую позже. А пока спасибо большое за внимание!

А здесь вы можете прочесть отзывы участников:

Алёна Григоренко:"Мне очень понравилось, что Наташа четко объясняет, почему так происходит, а не просто "добавь сюда серо-буро-малиновый - будет хорошо", а "будет хорошо, потому что..." Волшебство, проверенное алгеброй, мой любимый вариант." (http://ilnome.livejournal.com/2842.html)

Лена Седельникова:"Места для зарисовок были заранее подобраны, организация просто на высоте, и всё это один человек, и организатор, и преподаватель! Конечно, я была немного в стрессе, взяла не тот блокнот, не тот карандаш… Хорошо, что и тут у Натальи был один приём, позволяющий снизить накал требований к себе и начать делать." (http://curioza.livejournal.com/1946.html) Кстати, у Лены там подробно показаны все эскизы, рисунки и наработки, включая финальное домашнее задание.

Tags: plein-air, work shop
Subscribe

Posts from This Journal “work shop” Tag

  • Онлайн-практики с Lectoroom в январе 2019

    У меня хорошая новость для всех, кто ждал моих онлайн мастер-классов по городскому скетчингу и живописному рисунку. Им быть, и они состоятся уже…

  • Прямой эфир в Инстаграме

    Всем привет! 24 апреля в 12:00 по московскому времени я планирую провести свой первый прямой эфир в Инстаграме. Речь пойдёт о том, что вы, читатели…

  • Мастер-класс для иллюстраторов в Минске

    Уважаемые читатели моего блога! Спешу сообщить вам, что с 28-29 апреля в Минске в творческом пространстве "Кто такой Джон Голт" пройдёт мой…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 24 comments