{Natalie Ratkovski} (conjure) wrote,
{Natalie Ratkovski}
conjure

Categories:

Истории с городского пленэра

Может вы ещё помните мою прошлогоднюю серию постов о рисовании с натуры и рассказы о том, как мне приходится периодически отбиваться от любопытных и назойливых, когда я мирно сижу перед каким-то строением и рисую его. Участники моих мастер-классов не дадут соврать - они видели своими глазами, как ко мне постоянно подходят люди, заговаривают, что-то спрашивают или просто висят носом в рисунке. Биг факинг мэйджик.

Помните, может, я рассказывала, что когда студенткой ездила на поездах - машины не было - я знала всех юродивых в радиусе 100 км. Они приходили ко мне на остановках и молча стояли рядом, подсаживались в поезде - безошибочно находили меня в любом вагоне! Я с детства научилась не бояться таких людей - я их уже тогда притягивала, как магнит. Но всё равно я каждый раз удивлялась - ну почему опять ко мне? У моей средней сестрицы (нас трое, если что) есть такой же дар - притягивать психически лабильных людей. Но она сделала его своей своей профессией и выучилась на социального педагога. Успех, короче :-) А что мне делать с этой примочкой я же в зоопарке - я пока не знаю.

Любопытно, что люди, которые падают ко мне носом в рисунок, на юродивых уже не похожи. Но, видимо, вид у меня такой расслабленный и располагающий к беседе, что у людей возникает потребность перешагнуть невидимый барьер зоны личного пространства и потрогать за руку или за плечо, запросто заговорить с незнакомым человеком - со мной то есть. Я серьёзно подумываю, а не садиться ли рисовать в наушниках с непроницаемым видом - не обязательно, чтобы там была музыка. Просто такая визуальная заслонка от людей, которым очень хочется пристать к работающему художнику. Муж подшучивает всегда, что меня одну никуда нельзя отпускать - я тут же найду себе приключение. Вернее приключение тут же найдёт меня!

Но реально, если идти рисовать с семьёй - это мероприятие не для слабонервных. Особенно меня "радуют" походы к реке с покрывалом и провиантом. Всех покормишь, подашь, раздашь, уберёшь, усядешься - свет ушел, дождь пошёл, домой пора и так далее. Или наконец-то сидишь рисуешь, а у ребёнка вдруг новые желания появляются: а можно я туда-а-а-а вон сбегаю, ничего что там трава по самые уши, клещи, обрыв в реку и течение? А-А-А-А-А! Но они привыкают потихоньку - вчера вот гуляли и сидели, как зайчики, пока я рисовала. Пришлось даже звать, мол, пойдёмте - я уже готова.

А вообще как же я завидую мужчинам-художникам прошлого (прямо густой чёрной завистью). Деньги у них у всех были вопреки утверждениям, какие они беднюсики. Если присмотреться к полотнам, какой там слой краски - а материалы всегда дорого стоили (намного дороже, чем сейчас), сразу всё становится ясно и про их путешествия, пардон, скитания, и про бедность. У каждого, почти у каждого был кто-то, кто создавал художнику все условия для работы. У нас открыли новый телеканал - Sky Arts и там нон-стопом показывают документальные и художественные фильмы о художниках. В одном из фильмов об импрессионистах (кстати, буквально сегодня ночью шёл фильм BBC) был рассказ о Моне, как он настолько любил рисовать воду, что построил себе ателье прямо на лодке, плавал вместе с женой по рекам и писал воду и речную жизнь. Мадам Моне сидела ему послушной моделькой, наливала чаю, кормила пирогами и стирала вещи. Моне был настоящим денди, любил белые одёжки и кружева. Жена делала всё, чтобы ему было хорошо.

Это как раз картина Эдуарда Мане, которая показывает Клода Моне за рисованием в его лодке-мастерской. (Monet Painting in his Studio Boat, 1874 by Edouard Manet - источник).
Monet Painting in his Studio Boat, 1874 by Edouard Manet

Эх, попробовал бы этот Моне быть художником, но вкалывать и одновременно хлопотать о нуждах семьи (и так стопИтьсот раз на день). Посмотрела бы я на его продуктивность, смог бы он сделать хотя бы долю того, что успевают женщины-художницы. Хотя вот, у меня одна очень успешная подруга-художница пока была беременной нарисовала практически лёжа в постели целую выставку и сейчас с маленьким ребёнком ваяет шедевры и реально очень хорошо зарабатывает своим искусством. Я у неё спросила, как она так умудряется. Она тут же призналась, что дома палец о палец не ударяет: ни готовит, ни стирает, ни убирает, а за ребёнком смотрят муж, мама или няня. Вот всё и сходится. Просто у неё своя модель "мадам Моне" - ничего сверхестественного. Но я отвлеклась.

В замке Де Хаар, когда я присела порисовать башенки с натуры, специально выбирала себе такое место, чтобы в тени и никто не ходил. Там даже дорожки какого-то нехоженного вида были. Но людей стало тянуть как магнитом в мой угол парка. Причём пока муж сидел рядом - никто ко мне совался.

Drawing from life in Castle de Haar

Стоило ему только отойти, чего я опять только не слышала: и вау - как прекрасно, и вау - зачем это нужно. Один мальчик лет 10-11 стоял минт 5 за моей спиной, а потом так искренне спрашивает у меня:"У вас что, фотоаппарата нетуууу???" Удивление было таким искренним, что я прыснула со смеху, хотя знаю, что над детьми нельзя смеяться.

А вообще представьте себе ситуацию. Я приехала в замок погулять с семьёй. И хотя мои мальчики уже знают, что я не удержусь и сяду рисовать, меня всё равно мучают угрызения совести - они же ждут! Я понимаю, что на сложный объект, который я вижу впервые, мне потребуется как минимум 30 минут для очень подробного рисунка, какими я сейчас увлекаюсь. Плюс ещё если работа цветом - может и целый час уйти. А если увлечься и полезть за акварельной бумагой... За этот час семья просто изводится - они молчат, но я это прекрасно понимаю.

Сначала, сына всячески развлекал муж - покемонов собирали, бегали - кто быстрее, а потом ребёнку надоело, он выклянчил у папы запретный телефон и сел со мной рядом вот так. Ровно на 10 минут. Потом мужчины пошли на солнышко греться, а меня оставили одну во тьме за рисунком.
Drawing from life in Castle de Haar

Сидели, котеги, и жалобно смотрели в мою сторону. Ребёнок периодически прибегал и говорил:"Мама, сколько времени тебе ещё нужно - мы уже явно проголодались". Пепел на мою голову - мы действительно не обедали в тот день, потому что были в дороге, а потом сразу накинулись на замок - надо было поторопиться!

Что тени движутся и свет меняется - это вообще отдельная песня, из-за которой нужно торопиться. В общем как ни крути, художнику нужно постоянно спешить! А тут какие-то люди, которые выражают своё восхищение или протест, отвлекают, заговаривают, выражают соболезнования. Ну отчего так? Отчего никому не придёт в голову подойти к бабушке на соседней лавочке и похлопать её по плечу и что-то спросить. А почему к художнику можно вот так запросто?

Так вот, сижу я, быстро-быстро рисую. Нервно кошусь в сторону ребёнка и мужа - переживаю, что они уже так долго ждут. Начинаю злиться, что линии стали разъежаться, сумка с колен сползает, на которой блокнот лежит, попа затекла... И тут ко мне подходит пожилая пара. Теребят меня за плечо (я их не видела, потому что была носом в рисунке). Вздрагиваю от неожиданности, а они мне:"Девушка, вы не сфотографируете нас на фоне башенок, которые вы рисуете?" Сказать, что я обалдела - ничего не сказать. Я должна всё отложить в сторону, чтобы сфотать их?

Во-первых, видели на моих фото выше, какая там тёмная тень? Дураку же понятно, что парочка получится только тёмными силуэтами на фоне яркого замка, особенно если учесть, что они мне телефон протянули в качестве фотоаппарата. Во-вторых, я что - как самая незанятая выгляжу?

Мысленно закипаю, но вежливо откладываю в сторону тяжеленную сумку с колен, на которой рисовала. Уже привычка выработалась - чтобы не украли или кошелёк не вынули, пока я увлечённо рисую. Из сумки вываливается бутылка с водой. Из пенала, который лежал рядом, рассыпаются карандаши. Из самого блокнота калька вырывается улететь. Из пленэрных неудобств очень быстро вырастает хаос, если затронуть этот карточный домик - за считанные секунды всё разваливается. Сгребаю всё поспешно в кучку. Вижу на горизонте на лавочке, как муж вопросительно разводит руками:"Что там у вас происходит?" Затёкшие ноги не слушаются. Парочка стоит и терпеливо ждёт, пока я всё брошу, чтобы сфотографировать их. Отлично, да? В это время мимо проходит куча совершенно свободных, расслабленных людей.

Фотаю. Делаю сразу несколько кадров, но на всех получаются люди-чёрные силуэты. Дело уже к закату ведь! И тут они мне вместо спасибо, что я всё бросила и начала решать их проблемы:"Девушка, фото плохие получились! Нас тут совсем не видно" Но тут я не выдержала и сказала им очень решительно, что фотографироваться им лучше воооон там, на солнышке и "нагло" вернулась к набросанной куче из своих материалов. Парочка обиженно отползла от меня, посылая мне глазами гром и молнии. Я начинаю снова гнездиться, чтобы закончить работу - 10 минут потеряны! Ну вот скажите мне, почему они ко мне пришли? Не видно было, что я работаю? Слишком умиротворённый вид у нас художников когда мы рисуем? И ещё всё время злюсь на себя - ну почему я не сказала им сразу решительно, что извините, но мне некогда? Это тот случай, когда хорошее воспитание в убыток человеку?

В итоге получилось вот так. Фото с того места, где рисовала. Мужчины, окончательно проголодавшись за почти час моего отсутствия (с перерывами на работу фотографом и говорящим попугаем), обиженно сказали:"Только потом не говори людям, что это была "быстрая зарисовка", рррр. Мы тебя почти час ждали и, заметь, не мешали! Так и запишите, пожалуйста!" :-)
Drawing from life in Castle de Haar

Финальная версия такая. Я чуть-чуть добавила цвета строениям и сделала фото разворота при нормальном дневном освещении - чтобы видно было, что фон грунтованной странички на самом деле светлый, серо-голубой, а не синий, как на фото в тени.
Drawing from life in Castle de Haar

Так что вот такие истории. А у вас что? Был уже какой-нибудь похожий сюр, когда краска течёт, свет уходит, семья ждёт, кошка орёт, а кто-то просит вас погулять с их собачкой или подержать кастрюльку с супом, пока они обуваются - вы же всё равно ничем не заняты :-)? (Кстати, вспомнила в посте "Хитпарад предрассудков", как одна девушка написала о маме, мол, я ей говорю, что 3 проекта одновременно делаю и не помню, когда спала, а она мне - раз ты всё равно ничего не делаешь, свяжи мне салфетку" :-))

Tags: artbook & sketchbook, plein-air, истории
Subscribe

Posts from This Journal “plein-air” Tag

  • Весна в Хузуме

    Я уже многократно писала у себя в блоге о родине известного немецкого писателя - Теодора Шторма. Хузум - один из небольших живописных городков…

  • Cиреневая весна декабристки

    Друзья назвали меня декабристкой, когда весной прошлого года я опрометчиво согласилась следовать за мужем вокруг Боденского озера. Он поехал на…

  • Sketch flash mob 2018: Результаты по теме "Лето" (Nr. 208)

    Сегодня заканчивается 21я неделя проекта "Рисовальный флешмоб 2018", который приглашает к участию всех поклонников рисунка с натуры живыми…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 40 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →