{Natalie Ratkovski} (conjure) wrote,
{Natalie Ratkovski}
conjure

Category:

Такая разная акварель

В предыдущем посте "Слово начинающему художнику" довольно часто поднимался вопрос работы с акварелью. Акварель, к моей огромной радости, переживает сейчас свой самый блестящий comeback. У меня много мыслей по этому поводу, поэтому я их вынесла в отдельный пост.

С акварелью меня связывают уже довольно долгие годы противоречивых отношений. Спасибо мамуле, что впервые я соприкоснулась с этим материалом в возрасте порядка 4-5 лет. В 6 лет меня определили в художественную школу, в которую я ходила с большим удовольствием "аж" до 6 класса. Акварель там была почти единственным и постоянным спутником учеников. Потом был довольно продолжительный перерыв, и к акварели я вернулась в нежные 18 лет, когда иллюстрировала свою первую коммерческую детскую книгу - сказку по физике - для корифеев домашнего обучения Ольги Ленонидовны Соболевой и Василия Валентиновича Агафонова (metodika.ru). Причём использовала акварель совершеннго иначе - предельно декоративно с большим количеством белил, что сильно отличалось от того, чему меня учили. Но и за это она меня простила.

Перерывы в работе акварелью случались периодически, но каждый раз я возвращалась к ней и как будто влюблялась заново. Вопреки расхожему мнению, что акварелью даже дети могут рисовать (якобы поэтому её предпочитают в школе - из-за простоты), акварель - очень сложный и капризный материал. Не удивительно, что так многие не могут совладать с ней, но упорно держатся за мысль, что если даже дети умеют, значит всё куда проще, чем кажется. А они НЕ умеют, на самом деле. Акварель удобна своей компактностью и отсутствием запаха - поэтому её приварили к школьному образованию. В немецких школах, к примеру, водится ещё большая дикость - плакатная гуашь "Пеликан" в кюветах, и делай с ней, что хочешь - одно, простите, какаЖка получается. У моего ребёнка трояк по рисованию в школе, хотя дома он потрясающие вещи ваяет! А всё потому, что в школе его заставляют рисовать плохорастворимой плакатной гуашью на бумаге принтерного качества каких-то клоунов и тюльпанчики по шаблону. Без комментариев, как говорится. Деть даже как-то принёс двойку по рисованию, потому что взялся перечить учительнице. Мол, акварелью (в тот день была акварель по программе) нужно на правильной плотной бумаге рисовать (мама так научила, да), и он не собирается стараться на бумажке из принтера. "Садись два!" - сказала учительница. Пришлось выдать ему с собой блокнот вменяемой акварельной бумаги в школу. Из него он за весь год не потратил ни листика - так и протаскал в портфеле! Как оказалось, учительница просто запретила её использовать. Нужно быть как все и выполнять инструкции. Все не понимают (включая учительницу), и надо делать так, как НЕ понимают! Чего уж там. Школа, она такая колыбель нашей жизни - обхохочешься. Но вообще я не об этом.

Итак, акварель. Она - капризная дива, водохлёб и плутовка. Иногда она сдержанная, воспитанная леди. Иногда её несёт. Иногда она ранимая и меланхоличная. Она непредсказуемая, необузданная, но и скромная, кроткая, нежная. Она привередлива - любит только хорошие сорта бумаги, натуральные кисти, хорошие пигменты и только чистую воду. Она ожидает, что к ней будут относиться с любовью, терпением и почтением. Вы, наверное, заметили, что я уже которым предложением пытаюсь неуклюже признаться ей в любви :-) А всё потому, что вышла на новый виток понимания этого материала и что он для меня означает.

John Singer Sargent
John Singer Sargent - Escutcheon of Charles V of Spain, 1912, Watercolor and graphite on white wove paper, 12 x 18 in. (30.5 x 45.7 cm).


Ещё в прошлом году мне казалось, что я всё поняла про акварель. Казалось, что акварелью нужно, как это говорил акварелист Игорь Сава, к которому я попала в прошлом году на городской пленэр в Риме, жахать! То есть верх мастерства - это когда получается двумя штрихами передать форму, всё живописно, всё растекается, всё такое лёгкое жах-бах - готов шедевр! Хотя, конечно, никакого жах-бах там нет. Нужно много и упорно работать, чтобы вот так легко, несколькими росчерками, придать работе объём, глубину и не растерять атмосферу.

Ниже работы Игоря Сава




Я очень люблю и работы Игоря Сава, и работы Йозефа Збуквича, и работы ряда других художников, которые работают акварелью смело, размашисто, но в то же время крайне точно - ровно на той грани, когда работа начинает звенеть и сверкать. Но почему-то ни одна из размашистых манер изображения популярных на сегодняшний день акварелистов не прижилась у меня. Каждый раз, когда я пыталась рисовать так же, я вдруг замечала, что лично меня напрягают примерные формы и очертания домов - я люблю графическую точность. Причём я же понимаю, что такая манера работы акварелью часто продиктована пленэрными условиями. Времени ведь реально мало - свет уходит и постоянно меняется. Надо действовать очень быстро. Но реально часто художники и в студийных условиях так работают. Манера, стиль.

Ниже работы Йозефа Збуквича






Я поняла, что в общем-то в моих работах меня напрягают люди-зомби, как в акварелях Збуквича - мне нужны люди с лицами и эмоциями. Меня напрягают одни и те же придуманные цвета (ради узнаваемости палитры художника), в то время, как реальность везде разная. Да вообще много чего напрягает. И тут вдруг подумалось:"А чего это я такая влюблённая напряжённая?"

Выходит, мне нравится смотреть на работы размашистых художников, но совершенно не нравится, когда я сама работаю в подобной технике. У меня это примерно как с собачками. Они мне так нравятся - прямо ми-ми, но ходить с ними 10 раз в день на прогулку, мыть, чесать, клещей вытаскивать и выносить вонь из пасти - спасибо нет. Я, можно, со стороны полюбуюсь за лучшим другом человека?

Я поняла, что акварель - она элементарно откликается на темперамент художника. И что мне теперь, убиться веником, что я спокойный, рассудительный, но в то же время весёлый человек? Кто сказал, что только динамичное достойно внимания и почтения, что оно секси и вообще является верхом совершенства? Только потому, что это в сию секунду модно? Лично для меня стабильное, сочное и живое - секси. А всё остальное - "спасибо, я со стороны полюбуюсь" :-)

Второе прозрение случилось тогда, когда я поняла, что поставила отдельно взятую технику и желание овладеть ею над вещью куда более ценной. Я спросила себя, а хочу ли я быть чистой воды акварелистом и делать карьеру на этом? Ответ был отрицательным. Оказалось, что удачная работа, в которой мне удавалось передавать задуманное и улавливать атмосферу, была той самой более ценной вещью, которую я незаслуженно, под влиянием моды отодвинула на задний план.

Ведь если посмотреть на акварельные работы Вилльяма Тёрнера, Джона Сингер Сарджента, Шишкина, Левитана, Цорна - у них у всех такая разная акварель! И все они использовали её как средство, а не как цель.

У Сарджента акварель (на изображениях ниже), как масло - густо намазанная, экспрессивная, часто с белилами.
Сарджент

Вот ещё пара его работ






Но бывает и так - детально, полюбовно, и всё равно живо.


У Тёрнера (изображения ниже) вообще часто и молнии белым мелком по акварели прорисованы, и белила есть (привет пуристам), и вообще акварель иногда смотрится маслом, заботливо и тщательно втёртым в грунт.







А вот Шишкин. И никаких жах-бах - всё очень размеренно, но в то же время живо.


В общем вывод такой, что акварель у меня созрела своя - спокойная, многослойная, ограниченной палитрой. Мне не жаль доработать её иногда карандашами и белилами, а то и тушью могу, если просится. Мне нужно, чтобы задумка выходила правильно. А чем и как - вещи весьма второстепенные. Возможно некоторое время спустя я ещё что-нибудь выясню для себя про акварель, но пока вот так.



А что у вас? Какой у вас акварельный темперамент и чего вы ожидаете от своих акварельных навыков?

Tags: watercolor, спрошу у вас
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Кто я такая и о чём мой блог

    Меня зовут Натали Ратковски. Я художник-иллюстратор, дизайнер графики, автор и ведущий таких художественных проектов как "Рисовальный флешмоб",…

  • Что такое мужяснения?

    Пару месяцев назад я опубликовала две статьи — об Артуре Шопенгауэре и небольшое эссе с размышлениями по поводу несуществующих различий при оценке…

  • Откуда взялась богема

    Слово «богема» появилось в обиходе с выходом романа Анри Мюрже ( фр. Henri Murger, 1822-1861) «Сцены из жизни богемы» ( фр. Scènes de la vie…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 32 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →