?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Я уже пару раз упоминала, что решила посвятить этот год себе, поэтому приостановила все проекты вроде "Рисовального флешмоба", а так же отложила на следующий год новый книжный проект, подобный "Бесконечной книге". Посвятить год себе - это в смысле посвятить больше времени тем вещам, которыми давно хотела заняться более основательно. Например, ведение мастер-классов по рисунку с натуры и иллюстрации (нужно было разобраться, моё ли это вообще), больше путешествовать, чтобы более интенсивно порисовать архитектуру и ландшафты с натуры (в этом году я уже была в Бельгии, 2 раза в Провансе, в Лондоне, в Вене, в десятке немецких городов с замками, а по плану Хусум, Рим и может быть Ростов-на Дону). Так же я собиралась продумать более детально новую книгу с рабочим названием "Поговори с художником", для которой уже собраны все фотоматериалы и иллюстрации и записаны вживую интервью с десятком знаменитых художников и иллюстраторов. Нужно переструктурировать её, переписать целые пассажи, потому что о каких-то вещах за последние 2 года изменилось моё мнение, что-то переросло и трансформировалось - важно отразить это в книге, на мой взгляд. На дворе август, до конца года осталось уже не так долго, но надо признать, что я вошла во вкус и пока мне удаётся весьма успешно "крутить" все задуманные "тарелочки". Я молодец, правда же :-)? (Сам себя не похвалишь...)

Одной из таких "тарелочек" был последний в этом году пленэрный мастер-класс в Хертене. (Последний пленэрный, но не последний вообще. Я сейчас работаю над тем, чтобы найти подходящее помещение для иллюстраторских мастер-классов с возможностью пленэрных вылазок.) Сказать, что в Хертене всё прошло замечательно - ничего не сказать! Но всё равно не удержусь и добавлю, что я осталась очень довольна этим мастер-классом, и вынесла для себя в очередной раз много полезного.

Например, в этот раз у меня была довольно скромная группа. Во-первых, некоторые все-таки не смогли приехать из-за отпусков - разгар июля и всё такое. Во-вторых, я первый раз попросила людей прислать несколько своих работ, чтобы убедиться, что их уровень мастерства соотвествует сложности предстоящих задач и, к моему большому сожалению, отклонила двух людей. Я считаю, что это было как минимум честно. Да, я могла бы больше заработать, но как показал опыт предыдущих мастер-классов, это того не стоит - ни в моральном, ни в финансовом планах. Человек, который пока слабо рисует и совсем не имеет опыта пленэрного рисования, очень комплексует в группе более опытных художников. Хочется поддержать человека более интенсивно, потому что он часто не успевает за более продвинутыми участниками, но нужно сильно следить за тем, чтобы не было перевеса - что кто-то получит слишком много внимания, а кому-то его не достанется. Часто неопытных художников захлёстывает отчаяние и даже раздражение (ведь всё такое новое, сложное и неудобное!), и им приходится бороться не за качество рисунка или наслаждаться процессом, а с элементарными психологическими проблемами, которые возникают при столкновении с трудностями живого рисования в пленэрных условиях. В этот раз я твёрдо знала, что реально помогла людям сдвинуться с мёртвой точки, нащупать себя и свой стиль, научила, как работать самостоятельно или как минимум вдохновила на подвиги. Муж, который приехал поужинать с нами в конце первого дня (на велосипеде за 40км!), пошутил даже:"Ты что, их недостаточно мучила? :-) Чего это они и после ужина побежали сами рисовать?" Нет, я как раз всех хорошо мучила. Просто, не устану повторять, рисование с натуры - это своего рода наркотик. Чем больше и лучше получается, тем больше хочется бежать и делать.

Для себя я сделала вывод, что группы по 8-10 человек - это реально очень много для моего метода обучения, когда я делаю постоянные "обходы", наставляю каждого индивидуально и слежу, чтобы люди двигались дальше. На мой взгляд лучше набирать группу из 4-5 человек, просто делать МК чаще, чтобы на них могли приехать все желающие. Плюс - нужно обязательно предлагать раздельные мастер-классы для разного уровня мастерства, чтобы участники чувствовали себя комфортно и получали удовольствие от процесса.




С другой стороны, я всегда очень переживаю по поводу погоды. Что делать, если на голову начинает лить дождь? Нет, у нас, конечно, родилась коронная фраза:"Это пленэр, детка!", но всё-таки :-) Только часть участников моих МК из Германии. Часто люди прилетают из Украины, Израиля, России, Италии, Швейцарии, Франции и пр., то есть не живут за углом и не имеют возможности приехать на заменное мероприятие в хороший день. Пока погода меня очень баловала, но и мастер-классы были не так чтобы частым явлением: в этом году было пока только 3. То есть если я начну чаще делать именно пленэрные мастер-классы, то вероятность, что в какой-то день будет очень плохая погода, возрастает. Поэтому я ищу теперь такой вариант, чтобы у меня была крыша над головой с возможностью выйти на пару часов для пленэрного рисования и вернуться назад для доработки рисунков в спокойных условиях.

Зато в этот раз мне удалось самой порисовать. Обычно у меня руки просто не доходят до собственного блокнота, потому что всё время отдаётся сопровождению учеников. А в этот раз группа была маленькая - 5 человек вместе со мной, я делала "обход", раздавала советы и рекомендации и становилась рядом рисовать наряду со всеми. В первый день скромненько (пока притирались друг к другу и боролись с первым пленэрным стрессом времени было реально меньше)


А потом уже вот так. Из этого эскиза уже выросла полноценная акварельная работа (попозже покажу с парой комментариев, что и как создавалось).


И вот так. Хотя рисунок ниже я уже дома доводила до ума. На месте (см. первое фото) сделала с натуры контурный рисунок и разобралась цветными карандашами с ритмом цвета и тенями. Это очень облегчило работу дома. И потом когда рисунок на такой стадии готовности, прямо руки чешутся скорее доделать.


Любопытно было то, что на этом мастер-классе мне в первый раз абсолютно все участники дали отзыв о том, чему научились и что неожиданно для себя открыли. На предыдущих мастер-классах я сама спрашивала, и люди только в процессе рассказа вдруг осознавали, что, ой, да - вот это было хорошо, а вот это ещё лучше. Надеюсь, что народ в скором времени начнёт показывать свои работы. Слабых рисунков вообще не было! Разберу фотографии, покажу то, что успела украдкой из-за плеча сфотографировать ;-)

Posts from This Journal by “work shop” Tag

  • Онлайн-практики с Lectoroom в январе 2019

    У меня хорошая новость для всех, кто ждал моих онлайн мастер-классов по городскому скетчингу и живописному рисунку. Им быть, и они состоятся уже…

  • Прямой эфир в Инстаграме

    Всем привет! 24 апреля в 12:00 по московскому времени я планирую провести свой первый прямой эфир в Инстаграме. Речь пойдёт о том, что вы, читатели…

  • Мастер-класс для иллюстраторов в Минске

    Уважаемые читатели моего блога! Спешу сообщить вам, что с 28-29 апреля в Минске в творческом пространстве "Кто такой Джон Голт" пройдёт мой…

Comments

( 18 comments — Leave a comment )
nataly_maler_k
Aug. 1st, 2016 10:53 am (UTC)
Очень интересно! Как Вы столько успеваете - для меня загадка :) Надо к Вам на мастер-класс на эту тему.

А по основному сюжету поста, мне кажется, это очень правильно, оценивать предварительно уровень подготовленности. Ведь не может быть все и для всех универсально. Но на деле это, наверняка, морально непросто, представляю. Зато честно, да. И это очень важно! Сейчас еще мода какая-то на мастер-классы под девизом - прийти может любой и все получат гору полезного. Конечно, в определенных случаях такое возможно. Но вот чтобы всегда...сомнительно. Искренне восхищаюсь Вашим ответственным подходом!
И очень хочется посмотреть зарисовки участников, конечно. Как Вы сами успевали еще параллельно рисовать - это вообще фантастика.
А как реагировали люди на отказ в участии? Если это не закрытая информация, конечно.
conjure
Aug. 1st, 2016 11:14 am (UTC)
Надо же, а я как раз вашу поездку просматривала и улыбнулась, что сама буквально на прошлой неделе в замке Эльц была и поехала туда только потому, что передумала ехать в Брюгге :-)

Мне сложно судить, как люди реагировали на отказ. Ответы мне были вежливыми, но я понимаю, что им наверняка было обидно. С другой стороны я думаю, что через некоторое время обида эта пройдёт, потому что они элементарно потратят деньги на что-то, что их не расстроит и не огорчит. Потому что неуспевание и плохие результаты всегда огорчают. А они неизбежны, если человек не поспевает за программой.

По поводу успеваний дел - у меня муж в качестве мощной поддержки. Я не ропщу, когда он уезжает, и сама веду хозяйство, ребёнка и работаю, он поступает так же, когда я уезжаю :-) Мы регулярно взаимоподдерживаем друг друга.
guzpig
Aug. 1st, 2016 03:58 pm (UTC)
А можно, я как неуспевающий и неопытный участник, откомментирую? Мне кажется, всегда надо стараться попасть к лучшим, чтобы видеть в какую сторону двигаться. На что можно потратить деньги неопытному, но с "горящими глазами"? Скупить полмагазина материалов, а что потом с ними делать? Сходить на МК "попроще", где ты будешь делать что-то под диктовку, или за тебя порисуют, а смысл?
Многие расстраиваются, когда видят работы намного лучше своих, но ведь важно оценивать свой прогресс "вчера-сегодня". И еще немаловажно для мотивации новичков увидеть вживую, что мастера тоже ошибаются, что и у них бывают неудачные эскизы, и как с этим справиться и пойти дальше тоже можно научиться на примере.
А вот если мешают и тормозят остальных - это да, это достаточно серьезная причина для отказа, и тут уж обижаться не на что.
conjure
Aug. 1st, 2016 05:02 pm (UTC)
Поэтому я теперь буду нацеленно делать МК для людей с разным уровнем подготовки. "Под диктовку" там ничего не предусматривается, но уровень нагрузки будет разный. Например, в Амстердаме был очень сложный МК - разминка, 2 точки для рисования до обеда, 2 после. В общей сложности порядка 8 разных мест за 2 дня! Это очень много. И людям, даже опытным, было весьма тяжело. Новичкам совсем туго пришлось, но люди действительно выросли. Но там и структура МК была совсем другой, не такой, как у меня в Драхенбурге (это был самый сложный МК) или такой, как сейчас. Сейчас в Хертене было в общей сложности только 3 точки на 2 дня, и даже это было не так, чтобы легко, потому что к рисованию с натуры были иллюстраторские задания и спидскетчинг людей. То есть реально я теперь знаю, какую интересную программу продумывать для людей разной подготовки, чтобы им было трудно и увлекательно одновременно.
curioza
Aug. 2nd, 2016 08:26 am (UTC)
Иногда, стараясь попасть к лучшим, можно себя угробить:) Например, я совсем не рисовала на улице, поэтому боялась ехать на этот мастер-класс. Потому что как раз нужно быть готовым к тому, что ты будешь рисовать хуже, будет как бы регресс.

Сначала я долго возилась и гнездовалась, переживала, что все уже чего-то там рисуют, а я чемодан перебираю. Затем увидела, что у меня получается какая-то кривая мазня, поняла, что карандаш такой мне не подходит. Поддержка Натальи и мантры "я потом это всё доработаю, я смогу исправить всё карандашами, теперь я знаю какие материалы мне подходят", меня спасли от того, чтобы не бросить всё.

То есть прогресс будет виден позже. На этом мастер-классе, Натали, что очень важно, учила опираться на свою технику, подстраивать себя и свои умения к новым условиям. А если человек в своей технике не уверен, а на него ещё больший стресс наваливается, то ресурса выплыть может и не оказаться. Поэтому и нужна другая методика всего мастер-класса для начинающих.




conjure
Aug. 2nd, 2016 08:18 pm (UTC)
Ну у тебя уровень довольно высокий, а пробел с рисованием с натуры ты успешно заполнила продуктивным и качественнным. А вот новичкам было бы очень тяжело, и это нечестно и по отношению к ним требовать такого же "выхлопа", как от более опытных. Так что да, думаю над программой для потоков с разным уровнем мастерства, чтобы никого не обидеть и дать возможность поучиться.
guzpig
Aug. 3rd, 2016 08:41 pm (UTC)
Ну вот, а у меня, как показывает опыт, наоборот, именно в стрессовой ситуации получается результат. Даже если выдохся и не можешь продолжать, смотришь на более продвинутые работы и мотаешь на ус. Я посещала разные МК, где по итогам моя работа оказывалась лучшей и где я еле догоняла отстающих. И пользы, несомненно, в разы больше для себя я получила во втором случае.
А по поводу отказов - знаю ситуацию, когда одному участнику отказали исключительно по причине его несносного характера. Мне кажется, общее настроение компании тоже влияет на результат :)
nataly_maler_k
Aug. 1st, 2016 07:27 pm (UTC)
Эх, в Брюгге я бы еще с удовольствием...все-таки денек погулять, оказалось, маловато. Но лучше, чем ничего :) Эльц нас очаровал, правда ничуть не меньше понравился тот замок, который на фото с нашей машиной. Мы изначально его не планировали, просто, по дороге в Эльц увидели и решили заехать. И там оказалось так увлекательно бродить, больше всяких дворов осмотреть можно, а народу почти нет - видимо не особенно раскрученный, в отличие от Эльца. Хотя, как я понимаю, в Германии таких мест вообще великое множество - смотреть не пересмотреть.

Да, поддержка - очень важно! И здорово, когда она есть. Правда, я еще тут открыла для себя, что нужно учиться ей пользоваться. А то бывает "героически" пытаюсь все сама...пока до нервного срыва не догеройствуюсь. :)
shobushki
Aug. 1st, 2016 11:46 am (UTC)
очень интересно! Буду ждать пост про МК
kostuhina
Aug. 1st, 2016 02:31 pm (UTC)
Интересно посмотреть работы участников, ну и конечно, готовую работу по мотивам!)
karinka_irinka
Aug. 1st, 2016 04:29 pm (UTC)
Натали! Я восхищаюсь вашим подходом к жизни. К тому, как отвественно и продумано вы устраиваете свою жизнь: плэнеры, бизнес, отношения.
conjure
Aug. 1st, 2016 05:03 pm (UTC)
Надо же, я сама себя так совсем не ощущаю. Наоборот мне всегда кажется, что я какой-то балбес, который умеет вовремя собираться силами, когда надо :-)
karinka_irinka
Aug. 1st, 2016 06:47 pm (UTC)
Если вовремя, то почему балбес? Или это синдром самозванца? :))
conjure
Aug. 1st, 2016 08:46 pm (UTC)
Нет-нет, синдрома такого не было и нет к счастью - я знаю, что умею и что заслуживаю за это :-). Но я не из тех людей, кто последовательно и постоянно все-все планирует и размеренно идёт к цели. По-разному бывает - жизнь постоянно вносит свои коррективы. И в основном так: надо бросить силы - бросаю. Не надо - можно поберечь :-)
feruza
Aug. 1st, 2016 05:04 pm (UTC)
художники все же сверхчеловеки. восхищаюсь. всегда.
conjure
Aug. 1st, 2016 08:50 pm (UTC)
Дина, мне твои слова как бальзам на душу. И мне кажется, что художники действительно видят мир совсем другими глазами. Я вот очень довольна, что мне перепал такой талант от мамы.
busya
Aug. 1st, 2016 07:43 pm (UTC)
хотела бы я попасть на МК однажды! :)
conjure
Aug. 1st, 2016 08:51 pm (UTC)
Ну ты же знаешь, что я тебе всегда буду рада :-)
( 18 comments — Leave a comment )

Profile

conjure
{ Natalie Ratkovski}
www.floaty.de

Latest Month

March 2019
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31      

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by yoksel