{Natalie Ratkovski} (conjure) wrote,
{Natalie Ratkovski}
conjure

Category:

Магазин для художников Бёснер (Boesner)

Думаю, что многие уже слышали о таком портясающем немецком магазине для художников, как Boesner. Порядка 30 лет назад предприниматель Вольфганг Бёснер (Wolfgang Boesner ) открыл в немецком Бохуме первый магазинчик для художников. Вольфганг, экономист по образованию, в возрасте 30 лет ушёл с работы и перебрался в Бохум, чтобы стать художником. Видимо, ему как экономисту и как художнику были очень близки проблемы постоянного поиска хороших материалов для работы.

Я прожила в Бохуме больше 8 лет и когда узнала, что Бёснер открыл именно там свой первый филиал, зауважала этого человека ещё больше. Представьте себе унылый шахтёрский город. На плечах подобных городов в области Рура восстанавливалась после Первой- и Второй Мировых войн уничтоженная до основания Германия. Однако уже с конца 60х в регионе начали закрывать шахты. Область Рура, которая с конца 18 века превратилась из зелёного оазиса в один безликий, дымящийся котлован, притягивала к себе на протяжении нескольких столетий только рабочую, малообразованную публику. Если вы смотрели миядзаковский фильм «Принцесса Мононоке», город оттуда мог бы быть Бохумом. А когда закрылись шахты, регион просто накрыло безнадёгой: безработицей, бедностью и серостью, которые усугублялись плохим образованием и высоким уровнем преступности.

Не спасло даже то, что в те же 60е в Бохуме отстроили огромный Бохумский университет, чтобы привлечь как можно больше интеллектуалов в регион. Только вот план не сработал. К началу 80х, когда открылся первый Бёснер, ситуация в Бохуме скорее ухудшилась. Город затухал, как и Бохумский университет, который получил в народе весьма печальную славу и звался Selbstmord Uni (Университет самоубийц), потому что по всему региону там была самая высокая статистика суицида среди студентов. Многие утверждают, что этот миф родился только потому, что Бохумский университет ведёт подобные статистики чуть ли ни единственным в Германии. Для примера, начиная с 77 года, когда произошли первые громкие самоубийства, стартовали официальные расследования студенческого правительства (официальный орган управления при немецких университетах - ASTa ) по возросшему числу суицида среди студентов. Так как бюрократы университета отказались выдать официальные сведения, по показаниям студентов выяснилось, что в университете кончали жизнь самоубиством от 10-12 студентов в год! Может я была глуха к чужим проблемам, но я не припомню, чтобы во время моего обучения в многотысячном университете Таганрога покончил жизнь самоубийством хотя бы один человек.

Вот как бетонный колосс описывает радио-передача немецкого государственного канала WDR "Прзнаки времени" (нем. "Zeitzeichen"): "Слишком много серого, слишком много бетона ... как будто примёрзший на зелёных волнах пригорков Рура, возвышается словно неумалимая угроза Рурский университет Бохума. 13 зданий с балконами, на которые никто не ступает. Окна, которые никто не моет. Профессора, которых никто не знает. 19.600 студентов, которых никто не утешает." Печальная статистика возникает в прессе до сегодняшних дней. (Источник: bszonline.de )

Представили себе, что такое Бохум? Представили себе эту грусть-печаль тех лет? Потому что портрет Бохумского университета – это как портрет самого города. Когда я приехала туда в конце 98 года по так называемому распределению для переселенцев (выходцы из семьи русских немцев в конце 90х больше не могли сами выбирать место жительства - только по направлению), я почти месяц рыдала в подушку. Город бетонных призраков пугал и отталкивал. Культурный шок, как ни крути. Добровольно я бы ни за что на свете не приехала туда. И теперь представьте, что в такое место приходит некто, кто открывает первый магазин для... художников! Вот это смелость, начать продавать в таком городе не верёвки и мыло, которые наверняка бы пользовались спросом, а кисти и холсты. И ставка его была очень верной. Сейчас филиалы магазина Бёснер есть даже в Цюрихе и Париже, и их уже больше сорока. (В оправдание Бохума нужно заметить, что сейчас город всё же потихоньку восстаёт из пепла и много работает над собственным имиджем, как и описанный выше университет.)

Сейчас многим кажется само собой разумеющимся, что на свете полно специализированных магазинов для всевозможных профессий, не только для художников. При этом такая модель торговли - вообще-то сравнительно молодая модель бизнеса. У Вольфганга Бёснера была с самого начала идея создать именно такой магазин, который бы облегчил жизнь художника. Потому что такого места, чтобы художник мог найти всё - от глины и камня до акварели и карандашей в начале 80х даже в Германии ещё не существовало в природе. В итоге идея не только прижилась, но и расцвела настолько мощно, что без этого магазина сейчас нет ни одного художника в Германии.

Сейчас сеть этих магазинов превращается в целую организацию, сосредоточенную на работе с художниками. Так, Бёснер предлагает целую палитру всевозможных околохудожественных мероприятий - от чтений и демонстрационных выступлений, до мастер-классов, курсов и даже интервью. К примеру, сейчас у Бёснера появилась целая серия передач "Встреча с художником". Я прямо подпрыгнула, когда увидела это! Выходит, что я настолько метко попала в струю времени со своей новой книгой с рабочим названием "Поговори с художником"! Художникам явно надоело быть анонимными товарищами, которых можно встретить только на выставках. Вот, к примеру, один из фильмов. Признаться, я не поклонник подобного искусства эксперимента ради и тем более не отношусь к числу тех, кто восхищается продуктивностью подобных художников, но посмотреть всё равно интересно, плюс мастерская у человека шикарная.



От меня ближайший Бёснер почти в 50км езды, но я всё равно как минимум 1-2 раза в полгода бываю там. В Бохуме филиала Бёснера больше нет, но он есть в пригороде Бохума – в Виттене, куда Вольфганг Бёснер перевёз свой магазин после 3х лет существования. Именно магазин в Виттене до сих пор является ядром сети магазинов Бёснер. Кстати, именно туда езжу я (Бёснер в Дюссельдорфе меня не вдохновляет). Там до сих пор действует правило, что делать покупки в нём могут только люди, чья профессия связана с искусством (потому что цены ниже, чем в обычной торговле, а ассортимент больше). Для доказательства причастности, правда, достаточно всего лишь визитки, но всё-таки. А вот в Берлине есть уже как минимум 2 филиала, в которых я бывала, где открыли доступ к товарам для всех желающих без того, чтобы нужно было предъявлять клиентскую карту. И ещё интересно, что хотя Бёснер - сеть магазинов, у них нет единой клиентской карты. Например, у меня для магазинов в Виттене и в Дюссельдорфе две разные клиентские карты. Разница только в том, что на карточках стоят разные адреса магазинов. Мне приходят по два журнала от них, как и всякие особенные предложения или реклама - всё в двойном исполнении. Для примера, по клиентской карте магазина Desigual я закупаюсь со скидками даже в Испании, хотя получила её в Германии. Но может и Бёснер скоро дорастёт до настоящей глобализации. Той самой, что удобна постоянным клиентам магазина.

Это вот как раз фотографии филиала магазина Бёснер в Виттене.
Boesner Witten Herbede
Фотографии отсюда: www.kurse-witten.de

А вообще, хотите верьте, а хотите нет, но красота спасёт мир. Бёснер это доказывает каждый день на своём примере.

Tags: Германия, истории
Subscribe

Posts from This Journal “Германия” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 12 comments