{Natalie Ratkovski} (conjure) wrote,
{Natalie Ratkovski}
conjure

Categories:

Как я оформляла большой тираж пляжных полотенец

Ни до, ни после мастер-класса в Драхенбурге мне не удалось отдохнуть. Дело было в марте. Закончилось зимнее затишье, когда заказы падали количеством не больше одного штуки в месяц, и понеслось. Как раз, когда мне нужно было заниматься последними приготовлениями к мастер-классу в Кёнигсвинтере, хлопотать об устройстве и полной информационной программе, оформлять и рассылать, а так же формировать и печатать материалы для папки участников, я ещё дополнительно разбиралась с клиентом, что именно мы будем рисовать на огромный тираж... полотенец для пляжа! Когда я услышала количество - 2500, немного обалдела. Нет, у меня периодически случаются заказы, когда тираж книг, для которых я рисую обложки, переваливает далеко за 10 тыс., но полотенца, да вообще печать на махровой ткани - это же отдельная "песня". Печать на неравномерной тканевой поверхности полотенец или одеял иногда превращается в настоящую лотерею. Можно только предполагать, как оно будет на выходе, съест ли ткань линии и сольёт цвета, хотя строго придерживаешься инструкций типографии, или же всё обойдётся.

Если я работаю через посредника, а именно так и было в случае с пляжными полотенцами, то нагло сваливаю на него всю работу по поиску типографии. Поиски, сравнения, звонки и переписка - огромный кусок работы, про который часто думают, что его можно не оплачивать. Когда я работала в отделе маркетинга концерна, в котором проработала больше 10 лет, у нас было целое вспомогательное звено при отделе закупок, которое занималось только тем, что искало типографии, обсуждало условия и пр. Поэтому посреднику я всегда просто объясняю, что мне нужно знать и жду, когда он принесёт в клювике технические требования. К примеру, часто для печати огромных плакатов хватает картинки А4 формата с хорошим разрешением - 300-400dpi. Зачем же я буду рисовать работу в оригинале - 4x6м, скажем? Некоторые просят конкретное, например, для печати переносных банеров в местных типографиях часто просят файл в соотношении 1:4 или 1:2 с разрешением (качеством картинки) не больше 100dpi.

Так вышло и с полотенцами. Знаменитый производитель махровой продукции - фирма Möve, которая печатала в итоге полотенца с моей иллюстрацией, как раз попросила прислать работу в оригинальном размере - 80х180см. А вот требуемое качество картинки у них было всего 76 dpi. То есть по сути дела практически экранное. Рисую я обычно много крупнее - минимум 300 dpi, максимум 600. Потом когда уменьшаешь разрешение - особенно трясёшься, чтобы не пожухли контуры.

Для печати на полотенцах часто просят, чтобы контурные линии рисунков и линии шрифтов были толщиной не меньше 4мм. Представляете эту мощь - линия толщиной почти в полсантиметра?! В требуемом файле для печати вы реально эту толщину не видите, только в оригинале с большим разрешением. В типографии потом хитро пересчитывают файл для печати (увы, не знакома с точным процессом - знаю только со слов отвественного печатника) и уплотняют линии до нужного размера. Поэтому так важно, чтобы они уже в оригинале были толстенькие и обязательно НЕ сливались друг с другом.

Очень приятно, кстати, что здесь у типографий есть готовый набор весьма точных и подробных инструкций в формате pdf, которые заботливо присылают по имейлу. Многие даже прилагают для скачивания их цветовой профиль. Кстати, когда вы переводите в Фотошопе изображение из RGB в CMYK - обратите внимание и дотошно прочтите, что от вас хочет программа в всплывающем диалоге. Никогда не делайте перевод из одного цветового профиля в другой "просто автоматически". У каждой типографии свои требования. Чтобы печать вашего изображения получилась максимально близкой к задуманной - используйте правильные цветовые профили. Поинтересуйтесь у своей типографии, в каком цветовом профиле она работает. Ниже, кстати, очень хороший урок по цветоделению (там же и с цветовыми профилями подробно показано). Рекомендую.



Технические требования к печати на махровых полотенцах - это одно. Самое весёлое меня, как оказалось, ждало впереди.
Представьте себе очень солидную финансовую фирму. Выверенный дизайн, потрясающей красоты офис, люди в костюмах и непременно взаимовежливые. Так как полотенца готовились в подарок клиентам и дополняли имиджевую кампанию, меня попросили сделать "что-нибудь такое, что вам самой было бы приятно в руках держать и пользоваться", но чтобы с воздушными шарами, стимпанковскими автомобилями или девицами в очках (очень в моём духе, да). Сразу попросили 3 разных эскиза в заданной палитре и с заданным текстом + логотип. Спрошено - сделано!

В логотипе заказчика есть элегантный стеклянный шар красного цвета. Я вписала его в одном эскизе в воздушный шар, в другом в груз стимпанковского автомобиля, в третьем во фрахт стимпанковского самолёта. Заказчик дополнительно пожелал тучу воздушных шариков, цветов и конфетти (праздничный выпуск) и силуэтом обязательно город, в котором находится фирма.

Звучит немного как в юмористическом рассказе Алексея Березина: "сделайте 7 взаимно перпендикулярных красных линий, 2 из них зелёные и одну в форме котика". "Я же профи, я всё могу" ;-) Поэтому я всё учла, причём так, чтобы всё ещё оставалось стильно, со вкусом и мимо технических требований к печати не промазало.

Через неделю прилетает тревожное письмо. Во-первых, к поиску идей подключилось... начальство. Во-вторых, ни один из эскизов не прошёл их критических разборок. Хорошего не жди, когда высокопоставленные должностные лица, не имеющие отношения к дизайну, неожиданно начинают вмешиваться в процесс. Ответственный за проект прижух и только вежливо пересылал мне плоды мозгового штурма с робким:"Можете что-то из этого использовать?" В какой-то момент я вдруг поняла, почему посредник не сопротивляется, а покорно пересылает мне вещи вроде "давайте нарисуем фею на шаре" или "шар, который прибило волной к прекрасному берегу с пальмами (предложение главбуха, имейте в виду!)". Мне-то терять кроме заказа нечего. Я точно знаю, что это клиент, который следующий раз ещё через 10 лет придёт. (Последний заказ от них как раз 10 лет назад был :-)). С меня взятки гладки. Если нервотрёпка будет продолжаться - я как фриленсер никому НЕ обязана это терпеть. Я сразу по договору ставлю людей в известность, что мои эскизы - вещь оплачиваемая. Допустимое количество корректур - такое-то. Работа над иллюстрацией начинается только после 100% одобренного эскиза и так далее. Поэтому если вдруг работа прекращается на стадии разработок и набросков - я просто получаю оговоренную сумму, оставляя заказчику наработки, которые могут пригодиться для следующего иллюстратора. А вот посредник явно трясся за своё место и боялся прекословить начальству. Ситуация не из самых приятных.

Хорошо, что у меня есть опыт работы с людьми из подобных фирм. Сама в такой больше десятка лет проработала. Меня на моей старой фирме как раз очень любили за прямоту и честность. Сначала скрипели, а потом очень ценили это моё качество. Мне было всё равно, кто там кому угождать пытался. Если работа подписывалась моим именем, я не позволяла манипулировать собой, тем более подставлять, поэтому вполне аргументированно искала здоровые компромиссы и подробно объясняла, почему лучше не обращаться к тому или иному предложению, пусть даже главбуха.

Так, например, если фирма, связанная с финансами, дарит мне полотенце с феечками на шаре - можно сильно задуматься над тем, на что они намекают. Какое тут послание (а они все очень много думают о посланиях и символике в таких заказах!)? Что мне тут сказки рассказывают в вашей фирме? Я уж молчу об иконографии феечек... Гадалку и шар удалось отбить по тому же принципу - если речь о деньгах, нельзя гадать на "кофейной гуще". Да и вообще, где желаемый намёк на динамичность, техничность, прогресс? С шаром, прибитым волной к берегу, вообще всё просто оказалось - вы хотите промаяковать клиентам, что оставляете что-то на волю случая, как послание в бутылке или прибитый мусор? Но начальство всё не унималось. Более того, команда из 2х человек превратилась в шестерых! "А воз и ныне там!" Или как говорят немцы:"Слишком много поваров портят кашу!" (Zu viele Köche verderben den Brei.)

Ещё через 2 недели обсуждений и моего 8го, уже вообще-то внепланового эскиза (пошла на уступку старому клиенту), посредник переслал мне письмо, сформулированное практически в приказном тоне:"Мы решили, что будет так. Вверху надпись такая-то, посредине на всю высоту обнажённая женская рука в маникюре от локтя, в ладони шар (см. фото на нашем сайте - мы за узнаваемость!), внизу логотип, фоном градиентик".

Я начала честно переживать по поводу того, что всё - заказ сорвался. Стала размышлять, а понимают ли заказчикИ, что у них размер полотенца почти 2 метра? У некоторых потолки в доме только чуть-чуть больше! И вот на всё это благолепие нужно наваять голую руку в маникюре от локтя? Может волос для правды добавить - а чё, при таком увеличении их очень даже видно.

Но тут у меня есть одна очень хорошая привычка. Я допускаю, что люди так говорят не потому, что они тупые, а потому, что явно что-то упускают из вида! И исходя из этого я начинаю аккуратно спрашивать, что да как. Вдруг они действительно не учли, что рука будет гигантская и смотреться это будет не так, чтобы аппетитно? Заодно важно узнать, почему из "весёленького" и "чтобы вам было приятно самой в руках держать" решили сделать нечто, что перекликается с фотографиями на их сайте. Поэтому я сделала последнюю попытку и обратилась к посреднику с вопросом, понимает ли он сам, что рука будет почти 2х метровой?

Повторюсь, тут было главное не отступать от важного правила: нельзя просто обвинять и рвать идею на куски! Надо описать проблему и предложить людям альтернативное решение! Какой прок в поиске виноватых или неправых? Правда же?

Поэтому я написала, что готова сделать последнюю попытку - создать эскиз строго по правилам их корпоративного стиля (раз, как оказалось, важна узнаваемость и схожесть с сайтом), но только без гигантской руки, разумеется. Если и этот эскиз не понравится - я получаю свой гонорар за эскизы (расположение элементов, типографика, формат и силуэт города им очень нравились), даю письменное разрешение на их использование кому-то другому и честно покидаю проект. Потому что для руки с шаром им не нужен иллюстратор. Можно взять фотографию с их же сайта, которую они честно купили за большие деньги, и забабахать на весь формат. Но только тогда без меня, увы. Я таким не занимаюсь. А если и занимаюсь, то за деньги в 3 раза бОльшие и анонимно :-)

Следующие дни прошли в мучительной тишине. Я "осушила слёзки" и села за другой заказ, когда мне неожиданно прилетело письмо с благодарностью от того самого посредника! Мол, спасибо вам за смелость и честность! Если бы вы не возмутились и не решились прекословить двухметровой руке, было бы не полотенце, а ужОс, летящий на крыльях ночи. Поэтому берём с небольшими изменениями ваш самый первый эскиз с воздушным шаром.

Омг...

Оказалось, что люди правда не подумали, что рука будет гигантской! Так же оказалось, что они не заметили, что скатились к оформлению, которого сами же НЕ хотели. Стали трезво пересматривать присланные эскизы и увидели, что среди предложенных решений уже было хорошее! Посредник под это дело тоже осмелел и начал аргументированно объяснять, почему лучше взять тот, а не этот эскиз, и его послушали! В общем спасибо, что люди всё-таки вменяемые оказались, и спасибо мне, что я осталась верна своим принципам.

В итоге, всё ещё усталая после моего весьма обширного мастер-класса по иллюстрации в Драхенбурге, я отрисовала выбранный эскиз и благополучно отправила работу в печать. Пришлось ещё по наводке технического исполнителя утолщить пару линий, но в целом всё прошло без приключений. Вот только ещё градиентик заставили добавить в последний момент. Ну уж ладно. Куда ж тут без "котиков". Это уже была скорее головная боль печатнику, а не мне.

Примерно месяц спустя с дрожащими коленями я поехала к клиенту: типография прислала пробное полноценно напечатанное полотенце с моей иллюстрацией и дизайном. Знали бы вы, как мне, при всём моём опыте работы, было страшно в свете всей этой истории с феями и двухметровыми руками. Ведь как оно обычно? У удачного продукта много отцов, а если что-то идёт вкривь и вкось - виноват только тот, кто делал :-)

Когда посредник, сияя от счастья, развернул пробное полотенце - я была на грани упасть в обморок - настолько нервной и выматывающей была вся эта история. Сказать, что я выдохнула с облегчением - ничего не сказать :-) Полотенце получилось очень качественным, ярким и стильным. Именно таким, что мне самой было бы не стыдно им пользоваться.

Кстати, когда я слышу от людей:"Хорошо тебе, работаешь, с людьми общаешься, ДЕНЬГИ получаешь", я думаю, что да - мне очень хорошо! И всё само, всё даром, практически без усилий и седых волос :-)

А недавно написала посреднику, мол, ну что там у вас? Как всё прошло? Получила тонну восторгов! Чертовски приятно, чего уж там! Даже получила обещание, что один экземпляр оформленного мною пакета (а там помимо полотенца для пляжа были ещё несколько штучек для отпуска в виде багажных тегов и прочего) прилетит мне. Так что как прибудет - тут же покажу. Я честно выстрадала этот заказ. Оплата пришла вовремя, результат всем понравился - вот оно, дизайнерское счастье.

Tags: design, job
Subscribe

Posts from This Journal “design” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments